Разработчики видеоигр, как и любые другие создатели продуктов для широких масс, чутко чувствуют желания рынка и следуют тому или иному популярному веянию. Прямо сейчас мы можем наблюдать рождение нового тренда — сессионных боевиков в жанре Battle Royale. Количество разнообразных поделок на тему «Останется только один» растёт с каждым днём, а вскоре их станет ещё больше. Почему? Ответ можно получить, взглянув на пугающую своим стремительным ростом популярность одной из представительниц этого молодого жанра — PlayerUnknown's Battlegrounds от Bluehole. Высокая позиция в топе продаж Steam в течение нескольких недель и миллион проданных копий меньше чем за месяц после выхода в «Ранний доступ» — это не шутки. Пока энтузиасты инди-разработки и мастодонты индустрии готовятся осваивать новый жанр, отправившись в погоню за PUBG, можно поподробнее ознакомиться с этой удивительной игрой.
Естественный отбор
Само понятие Battle Royale, или «Королевская битва», родом из спортивных состязаний, в частности рестлинга. В боях с таким названием на ринге сражаются не двое соперников, как обычно, а целая толпа — до тех пор, пока не останется единственный победитель. Но, конечно, большинству людей эта фраза известна благодаря книге японского писателя Косюна Таками (Koushun Takami), вышедшей в 1999-м году. Японская культура вообще и литература в частности — вещь довольно специфическая (и Battle Royale не была исключением), но история о группе школьников, оказавшихся на небольшом острове и вынужденных убивать друг друга, полюбилась публике во многих странах. Роман оказался бестселлером, по его мотивам сняли не менее популярный фильм, а понятие «Королевская битва» с тех пор стало ассоциироваться именно с жестокой бойней на выживание, а вовсе не с очередным весёлым рестлер-шоу.
Само собой, Таками был не единственным, кто эксплуатировал тему «Выживет только один». Подобные сюжеты использовались и до издания книги японского автора («Бегущий человек»), и после («Голодные игры»). Однако в видеоиграх столь привлекательный для сетевых баталий сеттинг как-то не прижился, если не считать режима Last Man Standing в некоторых мультиплеерных шутерах (к примеру, в Unreal Tournament).
Как это нередко случается, путь новому жанру открыла пользовательская модификация. Даже более того — мод, созданный для мода. Сначала был Battle Royale для DayZ (времён ArmA 2), затем этот режим перенесли на альфа-версию ArmA 3, а в конце концов появилась отдельная часть H1Z1 под названием King of the Kill. Ко всему приложил руку некто Брендан Грин (Brendan Greene), известный под псевдонимом PlayerUnknown. Если моды для ArmA и DayZ он делал самостоятельно, то в случае с H1Z1 выступил лишь в качестве консультанта, когда Sony Online Entertainment решила лицензировать его идею для создания собственной «Королевской битвы» в своём «симуляторе выживания».
Судя по всему, этого Грину оказалось мало — в середине прошлого года он объявил о начале разработки отдельной игры, посвящённой режиму Battle Royale. Над названием будущего хита долго думать не пришлось: PlayerUnknown's Battlegrounds — видимо, чтобы никто не забыл, кто это всё придумал.
Остров невезения
Классические правила «Королевской битвы» просты и понятны любому: начинают все в равных условиях, покинуть место схватки за выживание можно лишь двумя способами — либо погибнув, либо став единственным победителем. PUBG каких-то кардинальных изменений в проверенную временем формулу не вносит, но свои нюансы, конечно, имеются.
Смертельное состязание происходит на покинутом жителями архипелаге из двух островов. Видимо, в качестве дани уважения к первоисточнику постройки и рельеф местности напоминают типичный постсоветский пейзаж. Частенько можно встретить надписи на кириллице, да и названия населённых пунктов на карте, такие как Pochinki или Sosnovka Island, — лишнее подтверждение тому, что за рубежом подобный сеттинг до сих пор в моде. Карта немаленькая — восемь квадратных километров, на ней есть несколько городков и посёлков, военная база на небольшом острове, а также множество других интересных и укромных местечек.
Все игроки (а их в одной сессии обычно чуть меньше сотни) прыгают с парашютом из пролетающего на большой высоте самолёта. Куда приземляться — каждый решает сам, благо полётом можно немного управлять до и после раскрытия купола. Кто-то решает высаживаться в лесу, чтобы не столкнуться ни с кем, а кто-то, напротив, прыгает в самую гущу событий. Привлекательными точками для старта служат, как правило, различные поселения — в PUBG полезный «лут» (оружие и снаряжение) можно найти только в домах или рядом с ними. Из самолёта каждый участник соревнования выходит в буквальном смысле с пустыми руками, зато при должной удаче можно хорошенько вооружиться сразу же после приземления.
Орудий убийства и различных приспособлений хватает, как и других полезных в таком нелёгком деле, как борьба за выживание, вещей. Пистолеты, автоматы, винтовки, дробовики, холодное оружие, бронежилеты и рюкзаки, гранаты различных видов, медикаменты, одежда, которая, между прочим, нужна не только в декоративных целях — порой она помогает маскироваться на местности. Каждый «ствол» можно модифицировать — прикрепить прицел, увеличенный магазин или дополнительную рукоятку.
В PUBG, в отличие от мода-прародителя, обеспечить себя всем необходимым можно в течение пары минут — если повезёт, то в первом же домике будут и рюкзак, без которого много не унесёшь, и достойное оружие с достаточным количеством патронов. Если удача отвернулась, ничего страшного — «лута» на карте хватит на всех. Для особо нетерпеливых есть и транспорт — мотоциклы, багги, легковые авто и даже моторные лодки.
Тем не менее уже спустя несколько секунд после того, как первый из парашютистов достигнет земли, счётчик оставшихся в живых начинает быстро уменьшаться. Первые минуты игроки, оказавшиеся в густонаселённых местах, убивают друг друга весело и задорно — порой даже врукопашную. Спустя некоторое время активная стрельба стихает. Неудачники умерли — начинается самое интересное.
Борьба за ценное снаряжение — не единственное, чем PUBG провоцирует на убийство ближнего своего. В конце концов, всегда можно найти укромное местечко и сидеть там с каким-нибудь убойным дробовиком наперевес, карауля очередного незадачливого искателя добычи. Или забиться в угол, ожидая, пока все не разбредутся подальше, после чего считать себя в относительной безопасности. Но в таком случае за победу можно бороться часами и днями — локация, напомню, совсем не маленькая.
Не тут-то было — дело в том, что на карте острова случайным образом появляется так называемая безопасная зона в виде окружности. С внешней стороны к ней начинает двигаться второй круг, за границами которого лучше не находиться — урон здоровью каждого «нарушителя» будет причиняться медленно, но верно. Когда больший круг сольётся с внутренним, даётся небольшое время на передышку, а новая зона безопасности появляется в случайном месте внутри предыдущей. Так происходит до тех пор, пока окружность не «схлопнется» окончательно, а скорость схождения внешней зоны и урон за её пределами увеличиваются с каждой волной. Кроме того, время от времени появляются и исчезают небольшие красные зоны, внутри которых происходит артобстрел, — если нет крыши над головой, то лучше бежать из такой области куда подальше.
Всё это вынуждает всех игроков идти в один и тот же район и ограничивает максимальное время одной сессии. Чем уже круг, тем чаще вспыхивают ожесточённые перестрелки — теперь уже убивают не ради «лута», а чтобы устранить опасного конкурента. Впрочем, ничто не мешает оставить эту неблагодарную работу другим, стараясь как можно меньше попадаться на глаза остальным. На третьем-четвёртом круге остаются лишь самые удачливые, хитрые и умелые. Наконец, яркий финал — битва последних выживших на небольшом пятачке радиусом в несколько метров. Короткая схватка, исход которой невозможно предугадать, — и в живых остаётся только один, лучший из лучших, победитель «Королевской битвы».
Золотая середина
Так в чём же феномен успеха PlayerUnknown's Battlegrounds? В том, что этот успех — факт состоявшийся, сомневаться не приходится. Игра, несмотря на «Ранний доступ», весьма популярна и продолжает получать лестные отзывы, а по статистическим показателям стремительно догоняет ту же H1Z1: King of the Kill. И дело не только в привлекательности жанра как такового, ведь PUBG далеко не первая в нём.
Дело, как это обычно бывает, в мелочах. На что ни взгляни — хоть немного, но работа Брендана Грина везде опережает конкуренток. Здесь есть баги и недоработки, но в целом всё сделано на совесть, и во главе угла стоит удобство: после запуска нажимаешь одну-единственную кнопку, и спустя минуту-другую ты уже высаживаешься на остров, выбирая место посадки. Интерфейс лаконичен, но выглядит вполне симпатично, а самое главное — нисколько не мешает. Графика хороша, но пока насладиться ею в полной мере не даёт оптимизация — самое слабое место игры на данный момент. Чтобы комфортно себя чувствовать и не страдать от низкой частоты кадров и подгрузок, приходится выкручивать настройки на минимум.
Тем не менее PUBG удаётся давать игрокам концентрированный геймплей, отсеивая всё лишнее. Соблюдён баланс между реализмом и аркадностью: это не ArmA, где ход событий порой слишком нетороплив, но и не H1Z1 со всеми её упрощениями.
Здесь есть место всему: тактическому планированию своих действий в зависимости от места высадки, стремительным схваткам за право обладания самыми первыми найденными припасами, стелсу и поискам затаившегося врага, необходимости как думать, так и умело обращаться с оружием. Часто возникают полные драматизма ситуации (впрочем, различные забавные сценки не менее редки), а каждый бой заставляет выкладываться на полную — и чем ближе к финалу, тем сложнее и напряжённее становится происходящее. Не зря PUBG столь популярна у стримеров и их зрителей: каждая игра — это небольшая история, полная уникальных событий.
Нечто подобное можно было найти в DayZ, но здесь всё это сжато в те несколько десятков минут, что длится один раунд, поэтому скучать или расслабиться не получится — просто некогда.
Достигнуть первого места совсем не просто, и каждая такая победа запоминается надолго, а поражение пусть и способно порой вызвать вполне однозначные ощущения пониже спины, но всё-таки не такая беда, как кажется. Не забываем, что удобство игрока на первом месте: спустя считаные секунды можно испытывать удачу по новой — таких же желающих достаточно, благодаря чему новый сервер заполняется практически мгновенно.
Bluehole вовсе не собирается надолго задерживаться в Early Access. Релиз обещают в течение полугода, а пока разработка идёт полным ходом. Многое уже есть в игре, как, например, командные бои, а многое ещё предстоит добавить, в том числе новые карты, ещё больше оружия и снаряжения, гибко настраиваемые серверы (скажем, только с видом от первого лица), защиту от читов и, наконец, ту самую оптимизацию, которой сейчас так не хватает.
В целом перед нами весьма неплохой образец «Раннего доступа», который уже сейчас достоин того, чтобы обратить на него внимание, несмотря на все спорные моменты. Но будьте осторожны — погоня за первым местом в «Королевской битве» может затянуть не на шутку.
Лучшие комментарии
И ладно с анимацией и багами: это возможно пофиксить (хотя никто так и не сделал этого), это убивает competitive-составляющую игры: по своему опыту скажу, что если в PUBG связло занять удачную по отношению к сфере дислокацию, то до самого конца игры сдвигаться с места нет вообще никакой причины: ты лежишь за стеной и видишь противника, а у него заметить тебя не получится чисто физически, будь он хоть трижды Леголасом с мощным компом. Блин, да даже в реальной жизни у мишени снайпера шансов больше.
Геймплей игры не блещет оригинальностью или хоть чем-то выдающимся. Выглядит игра так себе и это с учетом, что для комфортной игры нужен стоящий ПК, который бы с легкостью вытянул все топовые мультиплеерные игры последних лет.
Да и вообще для меня прямо какая-то загадка — откуда взялись эти миллионы геймеров и почему они не покупают другие игры, зато кидают деньги, чтобы получить доступ к игре, которая выглядит и работает так, что будь это AAA проект, его бы уже сокрушили критикой.
Видимо, это какая-то особая аудитория сурвайвалов или я чего-то не понимаю в современных игровых трендах.
Тебе понравится, если тебе в ресторане принесут половину салата, или без части ингредиентов?
Если да, то игра для таких как ты (тут без обид). Если нет, то лучше идти играть в нормальные ААА проекты, либо ту же арму, где этот режим играется очень даже хорошо.
Обычно 50-60
эта колхозная беготня от апокалипсиса,
всё хорошо, машины, вооружение, атрибутика,
ну так и дайте народу настреляться до смерти, нет, они фигню засунули,
ну и испортили весь цымус, а я выбросил свои $17.99 ;)
Если из этого выйдет в итоге что-то стоящее, то уже можно брать. А так, ранний доступ, все сопутствующие проблемы. Полноценного релиза ждать надо, а не кидать деньги в «полуфабрикат».
Они все это обещают.
Вот после кс, батлы, ue2k4 и прочих оверватчей никак не могу назвать это соревновательным шутаном.