Несмотря на огромное влияние, которое оказала война во Вьетнаме на американскую культуру, для создателей видеоигр данная тема до сих пор не числится среди популярных. На Западе куда охотнее делают боевики и стратегии про Вторую мировую или про гипотетические сражения с плохими русскими, которые опять хотят захватить родную оклахомщину, а вот восьмилетнее участие США в одном из крупнейших конфликтов XX века предпочитают обходить стороной. Из качественных проектов, полностью посвящённых этой теме, можно вспомнить разве что Battlefield Vietnam и Vietcong, но когда это было?
Хорошая новость для всех любителей запаха напалма поутру: разработчики из Tripwire Interactive, авторы двух популярных серий — Red Orchestra/Rising Storm и Killing Floor, выбравшие в качестве сеттинга для новой части Rising Storm именно войну во Вьетнаме, вот-вот объявят дату выхода этой игры. Американская студия пусть и секретничает пока, зато охотно раздаёт доступ к бета-тестам, последний из которых прошёл с 15 по 22 марта. В нём удалось принять участие и мне.
«Чёртовы гуки, они повсюду!»
Полёты на «вертушках» под Вагнера, горящие деревеньки среди бесконечных джунглей, «крысиные норы», в которых прячется неуловимый враг, американский рок-н-ролл середины прошлого века — всё тот же масскульт давно сделал из настоящей войны во Вьетнаме хорошо узнаваемый продукт. Все мы думаем, что знаем, как эта война выглядела и что ждать от игры по её мотивам. Red Orchestra не зря считается одним из самых кинематографичных боевиков, причём это ощущение не означает, что нам даётся минимум свободы действий, — речь идёт о зрелищности и эффекте присутствия. От Tripwire Interactive ожидали, что она не ударит в грязь лицом и эта уникальная атмосфера будет присутствовать и в RS2: Vietnam.
Получилось ли у разработчиков достигнуть этой цели? Судя по «бете», однозначно сказать пока нельзя, но заметно, что такую задачу они перед собой ставили. Например, доступна «кастомизация» персонажа, благодаря которой можно нарядить своего морпеха не хуже рядового Шутника из «Цельнометаллической оболочки»: надписи вроде Born to kill на обмундировании, пачка сигарет, примотанная к каске, нарисованный маркером «пацифик», очки, татуировки и подобные мелочи, которые как раз работают на создание той самой кинематографичности. Есть подобная «кастомизация» и для северовьетнамских солдат, но она по понятным причинам вряд ли будет так популярна.
Кроме того, на атмосферу работают и чисто геймплейные особенности — у «гуков» есть возможность устанавливать мины и ловушки, почти на каждой карте имеются подземные туннели (в которых, кстати, американцы не могут использовать винтовки и пулемёты), ну и, конечно, в наличии бомбардировка напалмом, ставшая одним из символов войны во Вьетнаме.
Тем не менее, при всех этих ухищрениях, эффект присутствия здесь всё-таки послабее, чем в предыдущих частях. Виной тому, пожалуй, возросшая динамика боя. Карты по-прежнему большие, но львиная доля перестрелок происходит на коротких дистанциях — в джунглях маловато мест с хорошим обзором, на которых можно занять удобную позицию с пулемётом или винтовкой, поэтому противники обычно встречаются лицом к лицу. Автоматическое оружие практически у каждого бойца, а не у избранных классов, как было ранее. Всё это приводит к тому, что любоваться ужасами войны, ощущая себя героем какого-нибудь боевика, уже не получится — надо воевать.
Нельзя сказать, что геймплей, ставший куда ближе к какой-нибудь Call of Duty, — однозначный минус RS2, но играть теперь придётся по-другому, как ни крути.
Доброе утро, Вьетнам!
Тем не менее многое перекочевало в новую часть практически без изменений. Те же режимы с захватом ключевых точек, чёткое разделение на классы с жёсткими лимитами (снайперов, например, в одной команде всего двое-трое, не больше), смерть от пары метких попаданий и система подавления огнём, благодаря которой так эффективны пулемётчики и артобстрелы.
Радует, что разработчики постарались создать действительно разные противоборствующие стороны, которые отличаются не только внешним видом, но и оружием, набором классов и тактикой.
Взять, к примеру, американцев. Как и в реальности, они полагаются на техническое превосходство на поле боя. У них есть вертолёты, как транспортные, способные доставить пехоту прямо в тыл противника, так и боевые и разведывательные, являющиеся весьма мощным огневым средством. У солдат США больше тяжёлого вооружения, а мобильными точками возрождения служат всё те же транспортные «вертушки» и лидеры отрядов.
«Чарли» предпочитают дедовские методы — ловушки и растяжки, мины, способность использовать в туннелях своё основное оружие (что, напомню, недоступно американцам), а возрождаются новые бойцы на специальных точках в виде выхода из подземных туннелей, которые устанавливаются командирами отрядов. Почти на всех картах, что были в «бете», именно северовьетнамцы находятся в обороне, что тоже накладывает свой отпечаток на рисунок боя.
Что касается самих карт, то они куда больше походят на локации из первой части Rising Storm, где действие разворачивается на тихоокеанском театре боевых действий Второй мировой, — джунгли, джунгли и ещё раз джунгли. За исключением одной городской карты, моделирующей реальное сражение за Хюэ во время Тетского наступления в 1968-м году. Понятно, что в релизной версии локаций будет больше, но, скорее всего, такая неравная пропорция между боями в джунглях и городскими схватками сохранится.
Кстати, именно на уровне Hue City опять бросается в глаза одна из замечательных особенностей серии — внимание разработчиков (в частности, дизайнеров уровней) к достоверному переносу реального поля боя в игру. Если ознакомиться с фотографиями той самой битвы за Хюэ, то некоторые места этого города легко будет узнать во время виртуальных сражений. Аналогичная ситуация с уровнем, созданным по мотивам штурма «Высоты Гамбургер» (о данных событиях повествует одноимённый фильм 1987-го года).
Наконец, никуда не делась ещё одна типичная особенность проектов Tripwire Interactive — довольно-таки жестокий реализм в плане отображения «ужасов войны». Оторванные руки-ноги, сгорающие заживо в пламени огнемёта, крики умирающих… Весёлой игру уж точно не назовёшь.
Несмотря на то что это уже шестая волна бета-тестирования (следующая, которая станет последней перед релизом, намечена на начало апреля), Rising Storm 2 никак не тянет на законченный продукт. Куча багов, неудобное управление, проблемы с производительностью на отдельных картах, недостаток техники (вертолёты есть, а вот тех же танков и БТР пока не замечено, и не факт, что они вообще появятся в ближайшее время) — всё это не вселяет уверенности относительно дальнейшей судьбы игры.
Да, у серии есть свой круг поклонников, но они могут и не одобрить изменения в геймплее в сторону более скоростного боя. Тем же, кому интересен именно данный сеттинг, может не хватить пресловутой атмосферности — вполне возможно, что в релизной версии не будет тех самых американских песенок 60-х (слишком дорога лицензия), без которых и война во Вьетнаме не война, а так — какие-то пострелушки в джунглях.
Лучшие комментарии
Бегать через джунгли под гул вертолетов, стрекот пулеметов и хорошенький музыкальный фон — бесценно. Левелдизайн — на высоте, я даже скажу намного лучше первой части. Мне особенно понравились уютные вьетнамские норы со встроенными кухнями и лежанками
Пару слов насчёт наполеоника. В ней, как, наверное, и в арме, вся прелесть игры раскрывается в организованных битвах, то бишь, состоя в каком-то клане или отряде, сражаться против таких же
аутистовлюбителей этого дела. Я где-то года 3 провел в полках в НВ и всё что я хотел получить от эпохи Наполеона я получил только благодаря полковым мероприятиям. Стройные шеренги, залпы, штыки — всё это вот. Конечно комьюнити НВ сейчас находится в плачебном состоянии, все ждут выхода Баннерлорда, но ещё можешь успеть записаться в рекруты в какой-нибудь русский полк и ощутить на себе все тяготы и лишения. Если же тебя интересует именно РО в сеттинге Наполеона, то могу вспомнить только такие проекты, как War of Rights и Battlecry of Freedom. Там конечно действие происходит во времена гражданки в Америке, но дух и суть остались те же. Больше информации по ним дать не могу, ибо не заинтересован.