Как известно, практически каждую значимую игру рано или поздно разбирают на цитаты и начинают клонировать. Даже такую непростую в исполнении, авторскую, как The Banner Saga. Первой ласточкой тут стала Tahira: Echoes of the Astral Empire. Впрочем, её авторы, студия Whale Hammer Games, в чём-то даже сумели переплюнуть «Сагу»…
Принцесса спасает сама
Сходств, конечно, много. Начиная с истории разработки. Tahira: Echoes of the Astral Empire тоже делала небольшая студия, состоящая из трёх человек (у них, правда, не было за плечами опыта работы над Star Wars: The Old Republic) и вышедшая на Kickstarter. Собрали авторы «всего» 68 тысяч долларов. И также сделали ставку на стильную рисованную картинку и проникновенную музыку, которую выпустили отдельным изданием. Местами даже кажется, что их игра сделана на том же движке, что и творение Stoic.
Очевидны и сюжетные параллели. В The Banner Saga мы вели по глобальной карте лишившийся своего дома клан, пытаясь спастись от приближающегося Рагнарёка и его предвестников. В Tahira: Echoes of the Astral Empire последняя принцесса разрушенного восточного королевства ведёт по глобальной карте своих оставшихся солдат и соратников, спасаясь от всеразрушающего наступления некоей Астральной Империи. И они тоже ищут новый дом. При этом в чертах врагов вполне угадывается Римская империя, а родина принцессы ассоциируется с Персией, даром что действие Tahira происходит на какой-то другой планете, где есть не только меч, но и магия.
Точно так же в процессе продвижения по карте принцесса может встретиться с людьми, которым нужна помощь, например с пьяненьким торговцем. Если согласиться починить его повозку, то потом выяснится, что вы потеряли время и не успели спасти мирных жителей в ближайшей деревне. В перерывах между ратными делами принцесса общается со своими соратниками, число которых постепенно возрастает, и узнаёт об их прошлом.
А зачем им кузнец?
Наконец, очень похожа и боевая система. Она, естественно, пошаговая и также делает большую ставку на грамотное расположение бойцов и грамотное же их перемещение. Если атаковать в окружении союзников, обошедших врагов с флангов, то получите бонус к атаке. Если же попытаться пройти рядом с противником, то тот автоматически атакует вас. Расположение «юнитов» на одной линии чревато — есть атаки, наносящие урон как раз по прямой.
Узнаваемы и классы. У вас в подчинении есть, условно, классические воины-гвардейцы, не быстрые, но стойкие. Есть, наоборот, быстрые, но худосочные когти, способные далеко перемещаться, атаковать несколько раз за ход и проводить серию жестоких кинжальных ударов. Когти чем-то напоминают ниндзя, а вот местные кузнецы по своим боевым свойствам похожи на дварфов — крепкие, умеют сшибать с ног и бить оружием по земле, нанося урон сразу нескольким врагам. Разница лишь в том, что в качестве гномов тут выступают накачанные женщины с косой и очаровательной улыбкой.
Роль мага, способного творить чудеса не только в бою, но и в сюжетных сценах, досталась самой принцессе — периодически она видит странные сны, общается с мёртвым отцом и разучивает новые магические приёмы. А вот гигантов и рогатых варлов в Tahira не завезли.
Некоторые элементы боевой механики так и вовсе почти прямые цитаты из The Banner Saga. На использование особых умений (а среди них есть и те, что отталкивают противника на клетку назад) тратятся специальные очки — Willpower, которые восстанавливаются за каждое убийство врага. Разница в том, что в Tahira нет общей копилки такой энергии: плюс к Willpower получит только убивший.
Наконец, как и в The Banner Saga, у каждого бойца есть два ключевых параметра — броня и здоровье. И если сначала сточить броню, то потом есть шанс одним критическим ударом убить оппонента. Правда, вы не можете выбирать, бить по защите или по здоровью, — стандартные атаки, как правило, наносят небольшой урон броне, поэтому приходится расходовать Willpower на особые приёмы.
То же, да не то
Несмотря на очевидную схожесть с The Banner Saga, во многих вещах Tahira ей всё же проигрывает. Картинку тут нельзя назвать столь же выдающейся с художественной точки зрения. Интересных встреч на глобальной карте и ситуаций морального выбора очень мало — их практически не замечаешь. Тем более что у нас нет никаких важных для прохождения ресурсов вроде пищи или очков славы, которые были бы разменной монетой в морально-нравственных дилеммах. Нет и полноценной «прокачки» бойцов — они получают ранги (ветеран, чемпион и так далее), автоматически улучшая основные характеристики.
Сюжет, при всём своём драматизме (отца убили, страну разграбили — теперь ты в армии!), так не цепляет, он более банальный. К тому же без тотального морального выбора нет того эмоционального накала и надрыва. Строчки из анонса о том, что принцесса-де развивает отношения со своими соратниками, так и остались строчками из анонса.
Героиня общается со своей лошадью, отпускает шуточки по поводу седины лидера когтей, тот флиртует то с ней, то со своей старой любовью, предводительницей женщин-кузнецов… Ну да, забавно, но не более того. Зачастую бесконечные диалоги хочется просто пролистывать — смысловой нагрузки они толком не несут, разве что работают на атмосферу (если она вам, конечно, близка).
The Tactic Saga
А вот где Tahira: Echoes of the Astral Empire точно удалась, так это в сражениях. Они тут куда более масштабные, чем в обеих частях The Banner Saga. Одновременно на ратном поле может находиться чуть ли не сотня «юнитов», а вам приходится управлять максимум двадцатью бойцами сразу. Есть даже почти полноценные штурмы/оборона городов с использованием осадных лестниц, которые вы можете сбрасывать вниз. Плюс очень интересная механика засад, которые нужно устраивать так, чтобы враг не раскрыл их раньше времени.
Соответственно, почти каждое сражение проходит в несколько этапов, и бойцы переходят в них именно в том состоянии, которое получили на предыдущем, — если растратили всю энергию на умения, то в новой фазе драки она автоматически не восполнится. При этом постоянно нужно выполнять какие-то задания — защищать важные точки, спасать пленных, освобождать соратников. И обязательно стеречь важных персонажей, потеря которых автоматически ведёт к поражению. А противники между тем окружают, заходят с флангов, к ним прибывают подкрепления…
При таких масштабах и задачах на первый план выходит грамотное позиционное планирование — приходится действовать сразу в нескольких направлениях, разбивать отряд на группы, отряжать кого-то защищать тылы, кого-то прятать в засаде, а других посылать в атаку и так далее. Порой даже кажется, что авторы переборщили с масштабом и сложностью боёв, — драки идут одна за другой, передыха нет, а вскоре вы уже мечтаете о новой порции пустопорожних диалогов принцессы со своей лошадью и седовласыми соратниками. Специально для таких «слабаков» предусмотрена возможность пропустить особенно эпические битвы.
Естественно, менее опытные разработчики, не имея такого же количества денег, собранных через Kickstarter, не смогли сделать такую же глубокую, многоплановую и увлекательную с точки зрения сюжета игру, как The Banner Saga. Они сосредоточились на масштабных и сложных тактических сражениях. И уж в этом-то точно не прогадали — истинные ценители пошаговой тактики получат от Tahira: Echoes of the Astral Empire полноценный и очень серьёзный вызов.
Плюсы: сложные и масштабные, по-настоящему эпические сражения; интересный, но не выдающийся сюжет; приятная картинка и атмосферная музыка.
Минусы: игра пытается быть похожей на The Banner Saga, но во многом ей проигрывает; чрезмерное количество пустопорожних разговоров и описаний; нет полноценной «прокачки»; нет системы ресурсов; мало классов бойцов.
Лучшие комментарии
Не «для», а «до». Кто тут еще школота, рассудит как всегда знание русского.
но они же атмосферу создают, самую настоящую «безысходность». и персонажей раскрывают, их мотивацию. без диалогов и самой игры бы не было.
Очередная «разводка» детишек, не знающих цену деньгам.