14 июня 2015 14.06.15 0 13K

Hatred сделает вас серийным убийцей?

Недавний релиз скандально известного экшена Hatred, где нам в облике патлатого маньяка предлагают убивать все живое, породил новую волну обсуждений на тему «могут ли такие жестокие, кровавые игры и самого геймера превратить в убийцу и психопата?». Попробуем разобраться.

GTA3 долгое время удерживала первенство как наиболее антисоциальная игра.
GTA3 долгое время удерживала первенство как наиболее антисоциальная игра.

Убил дедушку лопатой…

Для начала давайте вспомним некоторые преступления, совершенные фанатами видеоигр.

Летом 2003-го года два подростка, 15-летний Уилл и 13-летний Джошуа Бакнеры (William и Joshua Buckner), жители американского штата Теннесси, убили из снайперской винтовки одного водителя автомобиля и ранили другого. Полицейским они признались, что на мысль выйти к шоссе и пострелять по машинам их натолкнула GTA3.

В июле 2010-го года в канадском Питерборо, что в Онтарио, 21-летний Джастин Уильямс (Justin Williams), громко ругавшийся со своими сопартийцами по World of Warcraft, ударил ножом в грудь соседа, 20-летнего Джордана Осборна (Jordan Osborne), — тот прибежал в его дом на крики и попытался успокоить разгневанного орка 37 уровня.

За три года до этого 21-летний китаец Ху Анге (Hu Ange) со второй попытки отравил собственных родителей крысиным ядом — он просто не хотел признаться им в том, что выданные ими деньги были потрачены не на организацию своего бизнеса, а на онлайн-игры.

16 августа 2011-го в Оклахома-Сити 14-летний Кристиан Ривера (Christian Rivera) вышел из себя, когда его 9-месячная сестра своим плачем отвлекла его от Call of Duty: Black Ops. Кристиан схватил младенца, сильно встряхнул его и положил обратно в кровать. Врачи обнаружили у девочки повреждение мозга, несовместимое с жизнью.

В том же году 15-летний американский подросток Гевин Принс (Gevin Prince) сцепился с собственной 77-летней прабабушкой — та просила его отвлечься, наконец, от видеоигры. Гевин не согласился, достал самурайский меч и зарубил старушку. Потом еще напал на свою бабушку (та успела запереться в комнате и вызвать полицию), на двух соседей и даже оказал сопротивление прибывшим копам.

В Manhunt мы убивали не просто так, а чтобы выжить…
В Manhunt мы убивали не просто так, а чтобы выжить…

Сверстник Принса, румын Йонат Савин (Ionut Savin), совершил похожее преступление: когда родная мать отключила Интернет-соединение, связывавшее ее сына с Counter-Strike, тот психанул, 17 раз ударил маму ножом, а потом собрал все деньги и пошел играть в Интернет-кафе.

В 2013-м 18-летний Коди Мецкер-Мэдсен (Cody Metzker-Madsen) после очередного сеанса в Skylanders забил кирпичом нареченного брата Доминика Элкинса (Dominic Elkins; они вместе были переданы на воспитание в одну семью) — убийца потом сказал, что представлял себе не брата, а отвратительного гоблина.

Трудные игры — трудным подросткам!

Как видите, случаев, когда геймер после долгого пребывания в каком-нибудь жестоком или не очень экшене осознанно шел на преступление, пытаясь перенести свой яркий виртуальный опыт в серую реальность, достаточно. Помимо истории Бакнеров, фанатов GTA3, можно, например, вспомнить, как 20-летний француз Жюльен Барро (Julien Barreaux), словно маньяк, 7 месяцев выслеживал человека, убившего его в Counter-Strike, чтобы потом всадить обидчику нож в грудь.

Как правило, подобные случаи больше связаны с кратковременным психозом, вызванным тем, что у игрока внезапно отняли его «прелесть» — выключили телевизор, перерезали кабель или отвлекли криком. Причем зачастую такие подростки имели определенные отклонения в развитии либо воспитывались в неблагоприятной социальной среде.

…А вот в Hatred никакой внятной мотивации, чтобы убивать мирных людей, нет. Этим игра и вызвала такой ажиотаж, а не собственно кровавыми сценами.
…А вот в Hatred никакой внятной мотивации, чтобы убивать мирных людей, нет. Этим игра и вызвала такой ажиотаж, а не собственно кровавыми сценами.

Тот же Уилл Бакнер родился недоношенным, а в месячном возрасте перенес кровоизлияние в мозг — это затем сказалось на его умственном развитии. Его брат (правда, от другой матери) рано потерял маму и долгое время воспитывался отцом. Гевин Принс еще до нападения на прабабушку с самурайским мечом в течение трех месяцев дважды арестовывался по обвинению в агрессии — то есть это явно уже была клиника. Йонат Савин умудрился из 270 учебных дней пропустить 200. А родительница Коди Мецкера-Мэдсена, убийцы брата-«гоблина», призналась, что во время беременности принимала наркотики, и у сына с детства «было много воображаемых друзей».

Hatred сделает вас слабоумным?

Впрочем, некоторые ученые и социологи пытаются доказать, что и на нормальных подростков, и даже на более взрослых людей жестокие игры могут оказать негативное влияние. Так, известный специалист Дуглас Джентиль (Douglas Gentile) со своими коллегами в течение трех лет наблюдал более чем за тремя тысячами ребят в возрасте 8 — 17 лет и в итоге пришел к выводу, что «дети и подростки, играющие в компьютерные игры, чаще мыслят и действуют в более агрессивной форме, чем сверстники». «Наше исследование говорит о том, что привычка развлекаться в жестоких компьютерных играх повышает пролонгированное агрессивное поведение, которое проявляется в общих изменениях в агрессивном мышлении, и это наблюдается независимо от возраста и пола», — уверяет ученый.

Другое исследование, проведенное в Школе Медицины при университете в Индиане, показало, что после недели игры в жестокие экшены в мозгу молодых людей происходят не самые приятные изменения. В ходе экспериментов были сформированы две группы: в одной — 11 человек в возрасте 18 — 29 лет на протяжении недели рубились в различные «стрелялки», в другой — не играли вообще. Потом подопытные проходили ряд тестов и обследование на МРТ. Выяснилось, что «игроманы» во много раз хуже различают слова, обозначающие мирные или насильственные действия, а кроме того, имеют проблемы со счетом. Через две недели после завершения опыта результаты двух групп сравнялись.

В Postal 2 под маской жестокости и беспредела скрывалась злая ирония и сатира.
В Postal 2 под маской жестокости и беспредела скрывалась злая ирония и сатира.

Следствие или причина?

Так что же, получается, что и правда во всем виноваты «злые» видеоигры? Конечно, это не так. Виноваты гены, родители, пьющие или принимающие наркотики, не способные проконтролировать и нормально воспитать своего ребенка, виновата социальная среда, окружение. И виноваты вы сами, если сутками напролет только и делаете что играете, забыв про все остальное.

Кроме того, исследование, проведенное в США, показало, что среди 40 подростков, устроивших массовую стрельбу в школах, только 12% увлекались жестокими играми — еще 24% из них читали книги, содержащие сцены насилия, а 27% любили смотреть подобные же жестокие фильмы. Почему же никто после этого не требует запретить библиотеки, книжные магазины и кинотеатры?

В 2010-м году американский ученый Кристофер Фергюсон (Christopher Ferguson) также исследовал влияние видеоразвлечений и телефильмов на поведение подростков. При этом он изучал все в комплексе: и как часто те сталкиваются с виртуальным насилием, и какие у них отношения в семье, как общаются с соседями, в какой социальной среде воспитываются, какие правонарушения совершали. В итоге Фергюсон не обнаружил никакой связи между нарушением ими закона и видеоиграми или насилием в телевизоре. Куда более серьезное влияние оказывали особенности личности и депрессивные синдромы, выявленные у подростков.

Что и требовалось доказать. Если человек изначально склонен к насилию, асоциальному поведению, если у него есть проблемы в семье, он часто переживает приступы депрессии и при этом еще подолгу сидит за GTA5 или Postal 2, то это вовсе не значит, что во всем виноваты последние. В таком случае они стали не катализатором и причиной преступления, а лишь следствием «особенностей» в поведении и в развитии данной личности.

Исследования также показывают, что преступники зачастую сами ограничивают свой досуг видеоразвлечениями и фильмами, содержащими сцены насилия. Такие люди либо рано или поздно все равно совершат что-то противоправное, и игра тут будет совершенно ни при чем, либо, наоборот, есть шанс, что виртуальная жестокость поможет им выпустить пар и убережет от жестокости реальной.

Лишь единицы из многих миллионов бойцов в Counter-Strike путают виртуальные поля сражений с реальными.
Лишь единицы из многих миллионов бойцов в Counter-Strike путают виртуальные поля сражений с реальными.

Действительно, для всех без исключения: и для трудных подростков, и для вполне нормальных людей — кровавые «стрелялки» — это прежде всего отличная отдушина, помогающая выместить накопленный негатив, разрядиться и отвлечься. Об этом говорят и обсуждения той же Hatred в Steam, где полно комментариев в духе «эта игра успокаивает лучше ромашкового чая», и некоторые серьезные исследования. Так, Лоуренс Катнер (Lawrence Kutner) и Шерил К. Олсон (Cheryl K. Olson) в своей книге Grand Theft Childhood: The Surprising Truth About Violent Video Games and What Parents Can Do утверждают, что видеоигры со сценами насилия могут помочь ребенку справиться с гневом. Так что, возможно, благодаря таким проектам, как Hatred, у полиции, наоборот, будет чуть меньше работы.


Кирилл Волошин
Поддержи Стопгейм!

Лучшие комментарии

Читай также