17 августа 2015 17.08.15 18 29K

Sheltered: Превью по ранней версии

Их было пять: папа, мама, сын, дочь и собака. Каким-то чудом избежав радиации, озверевших людей и песчаных бурь, им удалось найти в радиоактивной пустыне убежище на случай атомной войны. Оно было старым и обшарпанным, поэтому семье предстояло много работы. Но все верили, что справятся. Первой пропала мать: просто не вернулась с очередной вылазки.

Вскоре после этого какой-то псих убил отца. Детям пришлось открыть дверь случайно проходившей рядом женщине по имени Донна, чтобы она помогла им ухаживать за домом. Потом пустили ещё людей с условием, что те исследуют окрестности. Люди исследовали, приносили продукты и умирали от радиации. Ребята, закалённые смертью родителей, относились к этому спокойно, а Донна, съев третьего умершего, окончательно сошла с ума. На следующий день по недосмотру отключился воздушный фильтр, и все оказались облучены. Лекарств для животных не было — собака погибла. Этого брат с сестрой уже не выдержали. Убежище так и осталось закрытым изнутри навсегда.

Толерантности ради можно создать гей-семью с двумя чёрными детьми. И кошкой. Кошкой!
Толерантности ради можно создать гей-семью с двумя чёрными детьми. И кошкой. Кошкой!

Вот как я провёл это лето

В The Sims вам нужно взять несколько человек и обустроить их быт: найти работу сообразно талантам, улучшать условия жизни, отбиваться от мелких бытовых неприятностей. Если взять ту же самую концепцию, но развернуть в мире после атомной войны, то история складывается несколько более драматичная. Этому и посвящена Sheltered.

В убежище попадает семья, за благополучием которой нужно тщательно следить. И по возможности улучшать бытовые условия: расширять помещения, приглашать новых людей и организовывать коммуну, исследовать территорию в радиусе нескольких километров. Перспективы радужные, вот только почти недостижимые — игра постоянно пытается сделать так, чтобы вам было очень плохо.

У каждого живущего в убежище огромное количество потребностей: всем нужны еда, сон, душ и развлечения. Первое время у вас не хватит материалов даже на нормальный туалет. Чёрт с ними: места внутри так мало, что чисто физически некуда уместить два спальных мешка — нужно составить график и всех четверых укладывать по очереди, пока не выкопаете новых комнат.

Бомбоубежище требует постоянного ухода: прочистки фильтров, топлива для генератора, ремонта оборудования. Если всё не держать под контролем, то оно развалится в самый неподходящий момент, оставив вас без воды или медленно заполняя помещение радиоактивной пылью.

Ёмкости для хранения остатков дождя минимальны, и если быстро не построить новых, то первая продолжительная засуха заставит всех страдать. Да и «генератора еды» никто пока не придумал, так что за припасами придётся выбираться на улицу. Просмотрев характеристики жильцов, нужно выбрать самых быстрых и самых наблюдательных, чтобы отправиться в ближайшую деревню.

Пока отец танцует с собакой на верхнем этаже, мать копает новую комнату. Есть в этом что-то феминистское.
Пока отец танцует с собакой на верхнем этаже, мать копает новую комнату. Есть в этом что-то феминистское.

Для этого снаряжается экспедиция: на карте рисуется маршрут, выделяется нужный запас воды (без дождя рискуешь оказаться дома), и часть семьи уходит в неведомое. Она даёт о себе знать только в экстренных ситуациях, связываясь по радио; игрок может перенестись туда, чтобы лично проконтролировать события.

Несколько деревушек всегда рядом: там можно найти самые-самые базовые для выживания вещи. Немного пластмассы, чтобы сделать защитные респираторы — останьтесь без них, и не сможете выйти из убежища без риска заболеть. Дерево, цемент, металл — основа для расширения и строительства. Если повезёт, то немного лампочек, проводов, микросхем, чтобы можно было модернизировать системы убежища.

Игра опирается на простую в обращении систему «крафтинга». Из примерно шестидесяти компонентов собираются все необходимые в быту конструкции, со временем более эффективные и технологичные. Некоторая «дубовость» интерфейса вынуждает игрока быстро запомнить практически все нужные составляющие и держать в голове их количество, чтобы знать, какое барахло тащить из города на этот раз.

Но никто не гарантирует того, что вам вообще удастся что-то получить: по поверхности постоянно ходят люди, поведение которых предсказать невозможно. Многие хотят присоединиться, но разве вы-то, со своим единственным спальным мешком, можете себе это позволить? Кто-то предложит поторговать, и это лучший вариант развития событий. Могут ведь и атаковать, и тогда придётся вступать в пошаговый бой.

Ядерная зима, весна, лето… и снова зима

С третьей-четвёртой попытки наконец удаётся держать всё под контролем. Люди перестают умирать от голода, грязи или разрухи, бытие немного стабилизируется, и даже начинают появляться нескромные запросы: хочется лампочек побольше, верстак технологичнее. Может быть, даже стоящую наверху машину починить!

Наверное, зелёный обруч что-то символизирует. Может, психическое расстройство?
Наверное, зелёный обруч что-то символизирует. Может, психическое расстройство?

Но стабильность в игре иллюзорна: чем дальше отходишь от дома, тем жёстче становится пустошь. Если ваш разведотряд найдёт город и напорется там на банду психопатов, то может погибнуть. Мама с дочкой останутся дома одни, с расшатанными нервами и, может быть, без респираторов, чтобы выйти наружу. Придётся ждать редких торговцев, забредающих иногда к железным дверям. Или других несчастных, желающих присоединиться.

Вполне вероятно, что под вашим руководством сменится несколько поколений живущих в убежище. Кто-то умрёт от радиации, и его съедят, кто-то погибнет в пути, если ввяжется в драку. Побеждать в драках практически невозможно: они сделаны примитивно и крайне неудобно.

Боевая система из JRPG упирается в выбор из одной кнопки, тыкать в которую приходится раз тридцать. К тому же здесь есть есть пара очевидных дизайнерских просчётов: драться всегда невыгодно и жутко раздражает, но если не делать этого регулярно, то моментально отстаёшь от противников в уровне и гарантированно умираешь. Поэтому оружие в игре полностью теряет свою функцию и остаётся только ценной «валютой» для торговцев.

Есть в игре и другие недостатки. Так, количество случайных событий ограничивается всего тремя типами встреч с людьми. Убежище тоже редко подбрасывает фокусы: разве что кто-то едой отравится, но это всего лишь значит, что придётся больше работать шваброй. Та же The Sims держится во многом за счёт выбивающих из колеи случайностей: видно, что Sheltered хочет так же, но пока она больше посвящает себя менеджменту.

«Пока» потому, что игра совсем недавно появилась в Early Access. На момент написания этого текста только-только начинают исправлять фундаментальный баланс предметов (пока что самая редкая и нужная находка — это пластик, в описании которого сказано: «Валяется в каждом доме»).

К тому же хромает система потребностей. Уровень стресса скачет только при чьей-нибудь смерти, а отсутствие душа персонажи переносят вообще без последствий, несмотря на «острую необходимость». Голод и обезвоживание тоже не снижают количество жизней, а чтобы построить одну комнату, герой должен провести без сна вдвое дольше, чем положено. И ничего, справляется.

А это не мой скриншот, потому что у меня есть личная жизнь.
А это не мой скриншот, потому что у меня есть личная жизнь.

Впрочем, все мелочи, неработающие механизмы игре легко простить, потому что релиз ранней версии всё это подразумевает. Но даже несмотря на катастрофу, которая называется здесь боевой системой, несмотря на криво работающий «рандомизатор», Sheltered затягивает неимоверно.

Вектор, которому следуют разработчики, чётко вырисовывается уже сейчас, и он работает даже в абсолютно сыром виде. Если к выходу из EA авторы смогут достичь внутреннего разнообразия, как великие «менеджеры» типа Theme Hospital, то за симулятором «типичной американской семьи в нетипичных условиях» можно будет провести добрую сотню часов.


Поддержи Стопгейм!

Sheltered

Платформы
PC | Mac | PS4 | XONE | iOS | Android
Жанр
Дата выхода
15 марта 2016
57
3.5
42 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Толерантности ради можно создать гей-семью с двумя чёрными детьми.

Игра бы неплохо бы зашла на мобильной платформе. Думаю, можно ждать портирования после выхода из EA (если выйдет). Та же This War of Mine неплохо себя чувствует на андроиде, насколько я знаю.
А вообще его лучше было вставить после шутки про личную жизнь.

А превью хорошее, да.
Либо я переиграл в This War of Mine, либо геймплейно и правда очень схоже. Только в оной есть цель и итог — в Sheltered этого пока нет. Так что после пары часов игры и достижения некоторого баланса в ресурсах неизменно приходит чувство бессмысленности всего происходящего. Надеюсь, сюжетную составляющую и вообще, больше случайных событий, добавят при релизе.

P.S.: Кстати, для меня стало неожиданностью то, что, не смотря на наличие других выживших, игра учитывает жизни лишь жизни членов семьи. То есть, даже если у вас уже набралась команда и вдруг погибли все члены изначальной семьи — Game Over. Так что со «сменой поколений» Дмитрий загнул — ничего такого в данный момент проделать нельзя.
«А это не мой скриншот, потому что у меня есть личная жизнь.» — кто это придумал? хочу руку пожать этому человеку за еще одну отличную фразу в мою копилку))
Жаль, а я то надеялся, что собрав этот фургон, мы сможем всей семьей уехать в закат в поисках лучшей жизни.
еще не мешало бы эту игру на мобилки запилить. подобное на таче хорошо играется, но вот подобного как раз маловато на мобилках…
Fallout Shelter уже занял нишу)
Ядерная зима, весна, лето… и снова зима

Понравилась отсылка к фильму Ким Ки Дука. Круговорот людей в убежище.
после кошки :(

Насколько я понял, фургон наверху лишь позволяет быстро перемещаться по карте, ибо расстояния там обширные, а локации размещаются рандомно. Ну и, конечно, выступает, как ещё один способ всрать бензин, которого в игре сейчас как-то аномально много.
Толерантности ради можно создать гей-семью с двумя чёрными детьми. И кошкой. Кошкой!

можно очень много игр такого рода придумать, в создании особых сложностей нет, можно даже полностью 2D сделать, продавать по доллару и развивать игру.
Интересно. Только бы не забросили!
Читай также