Элиот Несс (Eliot Ness) — национальный герой Америки. Честный, принципиальный казначей, который в 1929-м году возглавил группу спецагентов Министерства финансов США, прозванную журналистами «Неприкасаемые». Они охотились на главных мафиози Америки — именно Несс и его люди посадили в тюрьму на 11 лет Аль Капоне (Al Capone) и очистили от коррупции Кливленд. А в награду получили небольшую прибавку к пенсии и наградные часы. Про Несса и его команду писали книги, снимали сериалы, а в 1987-м году вышел фильм «Неприкасаемые» Брайана де Пальмы (Brian De Palma) с Кевином Костнером (Kevin Costner) в главной роли. Так вот, в новой эпизодической адвенчуре Blues and Bullets от молодой студии A Crowd of Monsters Элиот Несс работает… на Аль Капоне.
Неприкасаемых больше нет
Нет, сценарист игры Хосуэ Мончэн (Josue Monchan; именно он в Pendulo Studios писал истории для Runaway и Yesterday) не сошёл с ума и не решил осквернить память национального героя Америки. Просто он придумал для него альтернативную историю и образ.
В Blues and Bullets он больше похож на типичного детектива из нуар-фильмов — в длинном плаще и с бутылкой виски в руках. Когда-то он пил, стрелял, чуть не отправил на тот свет Аль Капоне (в итоге главный мафиози «всего лишь» сел на 20 лет), а теперь ведёт тихий образ жизни в вымышленном городе Санта-Эсперанца, где готовит пироги и разливает кофе в собственной закусочной.
Спустя 20 лет Аль Капоне, который недавно вышел из тюрьмы, просит своего главного врага… найти его пропавшую внучку, Алису. Несс, соскучившийся по детективной работе, снова меняет передник на длинный плащ и берётся за дело. В процессе ему придётся столкнуться с такими вещами, что на их фоне меркнут и коррупция, и мафиозные разборки. Похищение детей, ритуальные убийства, трупы с вырванными глазами и зубами — поводов снова приложиться к бутылке будет достаточно.
Естественно, такая мрачная нуарная история выполнена в чёрно-белой стилистике с оттенками кроваво-красного — сразу вспоминаем «Город грехов». Постоянный дождь, хлёсткие диалоги с нужной долей цинизма или иронии, хриплый голос Элиота и красивый женский вокал, исполняющий грустную джазовую композицию, — всё идеально работает на мрачную нуар-атмосферу.
Выбор Элиота
Впрочем, возвращаясь к бутылке, скажем, что вы сами решаете: будет пить Элиот Несс сок или виски? Ведь по своей базовой структуре Blues and Bullets — это достаточно типичная Telltale-образная адвенчура. Герой исследует локации, много общается, периодически дерётся с врагами (а мы помогаем ему, вовремя нажимая на указанные клавиши) и принимает более или менее важные решения. Нам не сообщают, что такой-то персонаж запомнил, как вы поступили, а вот время на выбор точно так же иногда ограничивают.
Правда, в первом эпизоде мы почти не увидели таких же важных дилемм, влияющих на события, как в The Walking Dead и The Wolf Among Us, где можно было решать, кому жить, кому умереть и куда первым делом броситься на поиски улик. Лишь один выбор, сделанный в самом начале, когда мы играем за похищенную девочку, будет иметь реальные последствия в финале эпизода. А ещё один, скорее всего, скажется в будущем.
И всё же решения о том, пить или не пить, пожать руку Аль Капоне или сначала дать ему в морду, а потом уже пожать, психануть и выстрелить в пианино на глазах у ребёнка или сразу отложить пистолет в сторону, тоже важны, так как формируют психологический портрет вашего героя.
Скандалы, стрельба, расследования
Зато A Crowd of Monsters едва ли не первой решилась расширить формат подобных адвенчур. Во-первых, в Blues and Bullets, помимо диалогов и исследования активных точек, ещё есть экшен с укрытиями. Стрелять нам приходится немного, всего два раза за эпизод, а механика таких перестрелок крайне проста. И всё же в подобном формате это смотрится достаточно свежо и интересно.
Во-вторых, из серии адвенчур про приключения Шерлока Холмса от франко-украинской студии Frogwares позаимствована дедуктивная механика. Оказавшись на месте жестокого ритуального убийства, мы должны внимательно осмотреться, изучить тело, собрать все улики, подметить все важные детали и в специальном меню, подбирая обнаруженные факты, ответить на вопросы: что произошло, как убийца попал в дом, был ли в этот момент кто-то ещё здесь? Правда, по сравнению с «фрогваровскими» квестами здесь всё проще — ошибиться, поместив улику не в ту логическую цепочку, в принципе невозможно, потому что вам не дадут этого сделать.
Впрочем, единственная серьёзная претензия — не излишнее упрощение (по сравнению с такой же кроваво-нуарной The Wolf Among Us здесь как раз хоть немного надо думать), а слабая оптимизация. Выглядит Blues and Bullets очень стильно, но не настолько шикарно, чтобы периодически «подтормаживать». В остальном же игра вызывает исключительно восторженные эмоции. Экшен и адвенчура, фильм-нуар, мафия и ритуальные убийства с поисками маньяка, Аль Капоне, который живёт в огромном дирижабле, парящем над городом, и русский бандит Иванков, обитающий на собственной подводной лодке, — Хосуэ Мончэн и его коллеги придумали очень необычную смесь.
Плюсы: увлекательный сюжет; наличие морального выбора; харизматичный герой; нуарная атмосфера; стильная картинка; потрясающая работа со звуком; достаточно разнообразный для такого формата игровой процесс.
Минусы: слабая оптимизация.
Лучшие комментарии
когда остальные эпизоды выходят?
Герой — это вообще без комментариев. Нет, вначале он мне понравился. Но, блин, какого черта? Какого черта они, т.е., авторы, выставили нормального чувака старым дауном? Я поясню. Мы идем по огромному дирижаблю, и видим, как мужик кидает ножи в привязанную к крутящемуся кругу девушку. Обычный цирковой номер. Кидает он к слову, успешно. Так вот, наш протеже, подходит к нему (когда тот замахивается) едва ли не дружески хлопает по плечу и говорит «мол, круто бро». Т.е. естественно сбивается и нож летит девочке в лоб. В следующем кадре этот идиот подходит к метателю, и сухим, безэмоциональным голосом извиняется. Типа жаль ему. После этого ассоциировать себя с ним оказалось невозможным.
Идем дальше. Разговор с Аль Капоне. На его просьбу в диалоге отвечаю четко «нет». В следующей же фразе, без моего участия, он говорит, мол, ладно, уговорили.
Еще одна претензия к дедку — его походка. Точнее бег. Бегает он едва ли быстрее чем ходит (и то эта чудесная возможность доступна не всегда). Но самое невыносимо раздражающее — как он бегает. Анимация — это нечто. Реально 80 летний старичок на вечерней пробежке. Только не кряхтит разве что. Особенно странно смотреть, как после этого он как бравый боец расправляется с врагами в рукопашке.
К чему все это? Да к тому что невозможно наслаждаться игрой, где главное это персонажи, если эти персонажи, в особенности главный, полные имбицилы. Не всегда. Но часто.
Что же касается геймплея: типичный тейтейл. Только если там, хождение, поиск чего-то — необходимое зло, ради прекрасных диалогов и интересных ситуаций, здесь ради чего это терпеть — совсем непонятно. Да, сюжет интригует, но интригует не потому, что хочется узнать что будет дальше, а потому, что хочется узнать чем все это кончится и что это за рогатые твари. Конечно в игровую механику добавили кое что новое. Это корявые перестрелки, в стиле тира и детективная механика. И если перестрелки мне просто не понятны, в том плане, что зачем они тут, в детективной драме, до детективная механика штука хорошая. Но хорошая она тогда, когда тебе приходиться хоть чуть-чуть думать. Тут — ткнул туда, ткнул сюда — логическая цепочка выстроена.
Вообщем — мне не понравилось. Такой простой вывод.