2 октября 2014 2.10.14 42 50K

Stronghold: Crusader II: Обзор

После неплохой первой части и гораздо более известного аддона к ней — Crusader — серию симуляторов правителя средневекового феода Stronghold ждало забвение. Единственным достоинством продолжений стал лишь перевод графического движка в три измерения (однако, учитывая работу дизайнеров, преимущество это оказалось весьма сомнительным), а дальше разработчиков и вовсе начало лихорадить. Пытаясь найти ту самую золотую жилу, которая принесла популярность первой части, они то экспериментировали с фэнтезийным сеттингом (Legends), то пытались создать MMORTS (Kingdoms)… В итоге ничего лучше той самой Crusader (спустя 10 лет после выхода оригинала обзаведшейся HD-переизданием) создать так и не удалось.

Амбар и склад теперь безразмерные, ров не выкопать, виселицу на городской площади не поставить… Кроме войны заняться в игре нечем.
Амбар и склад теперь безразмерные, ров не выкопать, виселицу на городской площади не поставить… Кроме войны заняться в игре нечем.

Несмотря на столь печальный исход всех экспериментов с серией, Firefly Studios своих попыток войти дважды в одну реку не оставила и выдала Stronghold Crusader 2 — как понятно из названия, это идейный наследник того самого «Крестоносца», что принес серии всемирную известность. Обещали, как всегда, кучу приятных плюшек, стараясь угодить в первую очередь тем, кто возвел и разрушил не одну сотню замков в поисках Гроба Господня (или, наоборот, защищая Святую землю от иноземных захватчиков), и одновременно с этим привнести что-то новое в давно застоявшийся жанр градостроительных симуляторов.

Обещания обещаниями — все мы знаем, что подобные увещевания в надежде заманить как можно больше игроков зачастую оказываются лишь словами, которые имеют мало общего с истинным положением дел. Сомнений добавлял и тот факт, что Firefly Studios, по сути, компания одного проекта — после Crusader достойных творений за ней не числилось. С другой стороны, на фоне отсутствия хоть какой-то альтернативы обычный ремейк с симпатичной графикой и отсутствием багов уже можно было бы назвать неплохим результатом — все равно подобных проектов сейчас не найти.

Ах, как хочется вернуться…

Ожидалось, что авторы всячески будут эксплуатировать чувства ностальгирующих поклонников оригинала. Так и вышло — несмотря на переход от спрайтовой графики к полноценной трехмерной картинке, дизайн построек и общие принципы игрового процесса остались теми же. Лорд на главной башне, крестьяне, греющиеся у костра в ожидании направления на работу, те же самые амбар и склад с кучей припасов, шут, бегающий среди домов… Такой вот нехитрый способ выжать скупую слезу за воспоминанием всех тех часов, проведенных за постройкой сотен крепостей среди негостеприимных арабских пустынь.

Графика, как видим, на уровне. На средневековом уровне.
Графика, как видим, на уровне. На средневековом уровне.

Как и в любом уважающем себя градостроительном симуляторе, игра держится на двух столпах — привлекательности города для его жителей и производстве ресурсов. Чтобы привести свое поселение к процветанию, необходимо найти баланс между этими факторами. Какой толк от того, что амбары ломятся от провизии, если крестьяне бегут из города из-за высоких налогов и отсутствия развлечений? И наоборот — млеющее от превосходных условий население, забывшее о том, когда последний раз брало в руки мотыгу или топор, быстро падет жертвой диких животных, стихийных бедствий или своих сородичей из соседнего города, не забывающих о том, что человек человеку волк.

Никуда не делись и производственные цепочки: хлеб попадает на стол не прямиком с поля — сначала надо собрать пшеницу, отнести зерно на мельницу, помолоть там муку и отправить ее в пекарню, где, наконец, выпекут очередной румяный каравай. Правильно спроектировать будущую ресурсную сеть, чтобы одни производственные здания не простаивали впустую, а другие не заваливали склад излишками продукции, — одна из многих задач здешнего средневекового правителя. Нельзя забывать и о логистике: единственная пивоварня где-нибудь на окраине города приведет к тому, что пиво будет доходить до жаждущих выпивки слишком долго; плотная застройка тоже имеет свои минусы — внезапно возникший пожар может с легкостью уничтожить все труды разом.

По-прежнему актуальна проблема крепостных стен — слишком большой периметр худо-бедно защитит всех, но не спасет от сконцентрированного прорыва на узком участке, а мощные стены лишь вокруг центра города грозят потерями от постоянных набегов на остальную часть поселения.

Огнем и мечом

Конечно же, вся эта возня с добычей ресурсов, производством и выполнением прихотей населения нужна только для того, чтобы вооружить вчерашних крестьян различным острым железом и разнести по кирпичику крепость соседа.

Здесь тоже не обходится без производственных цепочек: наши бойцы — бывшие крестьяне, латы и оружие не берутся в казармах ниоткуда, их тоже следует заранее выковать из железа, добытого на рудниках. Не будет прироста населения — не будет и солдат, а что произойдет в случае отсутствия армии, объяснять, наверное, не стоит.

Противники-боты, каждый со своим характером и стилем игры, вновь с нами. Вот этот упитанный дяденька восточной наружности всегда действует очень осторожно.
Противники-боты, каждый со своим характером и стилем игры, вновь с нами. Вот этот упитанный дяденька восточной наружности всегда действует очень осторожно.

Хотим мира — готовимся к войне: возводим башни для лучников, ставим на стены чаны с кипящей смолой и жаровни с углями. Осады замков мало чем отличаются от оригинальной Crusader, разве что стены теперь разваливаются по всем законам физики. Стрелки выкашивают защитников со стен и башен, тяжелая пехота ломает ворота с помощью тарана, а обороняющаяся сторона тоже не дремлет: внезапная вылазка может свести на нет тщательно спланированную операцию.

Для заядлых пацифистов имеется режим «песочницы», где на карте нет врагов, а из опасностей только дикие звери да стихийные бедствия, но выглядит он откровенно скучно — больно уж скудно представлена мирная жизнь поселения.

Милорд, нашу игру пожрал долгоносик!

Не зря описание второй части так сильно напоминает первого «Крестоносца» — с новыми идеями у разработчиков большие проблемы. Почти все изменения заключаются в урезании контента оригинала и переводе того, что осталось, на новый движок. Потребности населения выглядят не совсем логично — к примеру, церковь лишь одного вида, да и та нужна только для удовлетворения потребности в молитве, на которую тратятся… свечи. Почему убрали столь милую сердцу любого феодала систему «кнута и пряника»? Напомню, в первой части был целый подкласс строений, влияющих на счастье населения, — сады, статуи и прочие бесполезные украшательства. Как противовес им имелись виселицы, дыбы, позорные столбы — все эти непременные атрибуты мрачного Средневековья, благодаря которым крестьяне и думать забывали об отдыхе (суть идеи «пятилетку за три года» придумали вовсе не коммунисты). Почему все это вдруг стало лишним для градостроительного симулятора?

Экономическая система получилась несколько непродуманной — почти все ресурсы, в том числе и военного назначения, можно мгновенно купить, что приводит к «рашу» наемниками и дешевыми солдатами.
Экономическая система получилась несколько непродуманной — почти все ресурсы, в том числе и военного назначения, можно мгновенно купить, что приводит к «рашу» наемниками и дешевыми солдатами.

Геймплей это никак не обогатило, а возможности для отыгрыша властителя средневекового городка практически исчезли. Едва ли не вся прелесть подобных стратегий заключается в возможности в подробностях рассмотреть повседневную жизнь своих подданных: вот молочник ухаживает за стадом, там мельник, спешащий на склад, задержался в саду, чтобы полюбоваться красивой статуей, а здесь дети играют во дворе дома… В Crusader 2 от всего этого почти ничего не осталось — жители теперь совсем не похожи на настоящих людей, а представляют собой лишь инструмент очистки всей карты от врагов.

Зачем-то создатели избавились от полноценной статистики, позволяющей планировать развитие города: вся информация теперь умещается в паре строчек на экране цитадели да кусочке интерфейса с указанием количества жителей и их потребностей.

Добавьте ко всему этому общую недоделанность игры (будто перед нами не полноценный релиз, а альфа-версия в раннем доступе), ужасную по современным меркам графику, убогую озвучку (по крайней мере в русской локализации), примитивный ИИ… В целом все выглядит скорее как поделка уровня любительской сборки на Unity, нежели работа авторов того самого «Крестоносца».

Стены по-прежнему легко снести обычной пехотой. По-другому штурмовать укрепления нельзя — лестниц и осадных башен в игру не завезли.
Стены по-прежнему легко снести обычной пехотой. По-другому штурмовать укрепления нельзя — лестниц и осадных башен в игру не завезли.

Единственное вменяемое оправдание всех этих непотребств, что сотворили с игрой разработчики, — классическое «они хотели как лучше». Видимо, ориентация была в первую очередь на мультиплеер, поэтому и убраны «лишние» с точки зрения соревновательного геймплея элементы, а менеджмент поселения сведен к минимуму. С другой стороны, а где же в таком случае развитие военной составляющей? Новых «юнитов» мало, отсутствует микроменеджмент армии, уникальные умения у отдельных бойцов присутствуют, но обнаружить их можно только методом «тыка». Где приятная глазу графика и удобный интерфейс, в конце концов? Кучу мельтешащих тел, слившихся в одно пятно, никак нельзя назвать красочным сражением, а ведь именно так здесь выглядит любой бой. Радует лишь то, что битвы столь же динамичны, как и прежде, особенно на картах с большим количеством противников.

И это, пожалуй, единственное достоинство Crusader 2. В остальном вторая часть не выдерживает никакого сравнения с оригиналом (к слову, тоже не лишенным недостатков). Тем, кто снова хочет окунуться в атмосферу Средневековья, лучше обзавестись HD-переизданием, нежели платить за откровенную халтуру.

Плюсы: динамичные сражения по Сети.
Минусы: скудность контента; интерфейс и графика устарели на десяток лет; баги.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Stronghold: Crusader II

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
23 сентября 2014
134
3.3
99 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Прочитал, снова поставил оригинал, наслаждаюсь им так, будто сиквела никогда не существовало…
Да, башен, лестниц, дыб, виселиц, цветников, танцующих медведей не хватает, не завезли. Я очень люблю эти игры, строить замок для войны или же в песочнице, без противников развивать, строить свою цитадель. Почему так мало идей? ведь даже в старый крюсадерс или просто стронхолд можно внести масу интересных вещей. К примеру правосудие. Что бы НПС могли воровать, а вы уже, как лорд замка могли наказывать, вот веселье вздернуть на виселице вора. А можно просто бросить в темницу для отсидки срока. А награбленное или себе оставить пополнив казну, или отдать потерпевшему увеличив благосклонность народа. Можно даже нанимать воров, за % от награбленого они будуть пополнять казну, а вы их потом отпускать, ну и вздернуть кого-то, так, для приличия. Тогда казна наполняеться, но люди не любят такой замок и недовольства больше.
Ведь можно было сделать шпионаж, проплачивать замковые перевороты у врага. Лорда это б не убивало, шанс на убийство во время переворота низкий, но вот численость народа в замке уменьшалось бы, так как многие гибли во время переворота + лорд в панике вычислял и убивал предателей и не только, всегда можно попасть под гарячую руку. Но он мог бы этого и не делать, все зависит от характера лорда того замка, в котором был мятеж. Наносить подкупными мятежами урон экономике противника.
Лично для меня эта игра- самое большое разочарование за несколько лет.
Моей первой игрой на ПК была первая Stronghold, в неё и Крестоносцев я рублюсь до сих пор.
Неустаревающая графика, интересная экономика, множество юнитов и врагов, цепочки создания оружия/продовольствия, живая атмосфера, азарт боя… Просто сидишь и наслаждаешься игрой, передвижением своих подданных, тыкаешь на работников и они с тобой разговаривают.
А в это… недоразумение я поиграл 20 минут и теперь постараюсь забыть как кошмарный сон.
Не покупайте это говно, товарищи!
Лично по мне — первая круса и Stronghold 2 — лучшие в серии.
Печально то, что в Stonghold 2 было развитие идей оригинала, тут и система судов, и пиры и соколиная охота и прочее, прочее, конечно реализация была далека до идеала но все же видно, что серия развивалась, а потом какая то стагнация меньше зданий, меньше ресурсов вообщем серия со второй части находится в коком-то пике и выйти из него похоже не сможет.
Эка тебя понесло. Чтобы всё это осуществить бюджет наверно должен быть не меньше чем у Destiny.
Я наверно единственный человек которому оригинальная первая часть нравится больше крестоносцев )
Legends. Несмотря на отвратный движок второй части, игра приновсит достаточно разнообразия. Представь себе Stronghold с вампирами, оборотнями и т.д. — это он. Есть некоторый недочеты, но компанию пройти разок интересно.
Вот, кстати. Я в свое время только в 1-ый много-премного играл, и шутошку во 2-ой. Даже не помню какой он. Есть еще адекватные части «Цитадели» кроме 1-ой и 1-ого Крусадера?
После прочтения засомневался в целесообразности покупки сего продукта…
По сути, те кто играл в Kingdoms достаточно много тот поймёт, разрабы должны были насобирать очень много денег от доната.
Мне Crusader не особо вкатил в отличии от 1ого, т.к. нужно было проходить 50 карт, просто потому что.
А в обычном Stronghold был ещё и сюжет. Хоть какой-то смысл :) Поэтому 1ая the best of the best.

Stronghold 2 не понимаю почему ругают. Графика была хорошая для того времени. Появилось полноценное 3Д. И построек стало больше. Появились новые враги и подобие вассальных областей. И люди не могли ломать стены (кроме частокола конечно), что не могло не радовать. :)

А вот Crusader 2 сразу показалась, мягко говоря, недоделанной. Графика ужасная для компании, работающей не один год на игровом рынке. Судя по обзору выпилили много контента. Чем думали — не понятно… Жаль что скатилась серия, очень жаль :(
Хотя бы на то что они одумаются после эпического фейла 3 части.
При создании портретов правителей авторы, очевидно, вдохновлялись игрой «Братья пилоты»…
Да все таки трудно перещеголять Stronghold: Crusader. Недавно поставил и прошел!
Firefly сделали первый stronghold ещё в далёком 2001 году, а бюджет Destiny им только снился.
Мне Crusader не особо вкатил в отличии от 1ого, т.к. нужно было проходить 50 карт, просто потому что. А в обычном Stronghold был ещё и сюжет. Хоть какой-то смысл :)…
… Судя по обзору выпилили много контента. Чем думали — не понятно… Жаль что скатилась серия, очень жаль :(

++++++
Печально то, что в Stonghold 2 было развитие идей оригинала, тут и система судов, и пиры и соколиная охота и прочее…
… вообщем серия со второй части находится в коком-то пике и выйти из него похоже не сможет.
++++++
ps Надеюсь меня не забанят за флуд )
Читай также