В не очень далеком 2010-м году появилась первая Octodad — скромная студенческая разработка для одного из инди-фестивалей. С тех пор девелоперы сумели собрать небольшую гвардию фанатов, анонсировать сиквел и тихо-мирно провести кампанию на Kickstarter. Пользователи предложили скромные $24 000 долларов, и этого оказалось более чем достаточно.
Во всеуслышание об Octodad: Dadliest Catch заговорили только тогда, когда ее демо попало на презентацию Sony во время E3. Сиквел обещал быть не просто любительским баловством, а полноценным коммерческим проектом: с сюжетной кампанией, набором действующих лиц, бонусами и секретными уровнями. Оставался актуальным только один вопрос: сможет ли такая странная вещь, как «Осьмипапа», органично смотреться в увеличенном масштабе?
Восемь бед — один геймпад
Любому, кто видел геймплейные ролики, становится понятно, что в игровом процессе таится какой-то подвох. Даже самые простые действия даются беспозвоночному осьминогу с огромным трудом: ему тяжело надеть галстук, тяжело держать осанку, очень сложно ходить и еще сложнее прыгать. Для пользователя это выливается в чудовищную систему управления, ради которой это все и затевалось. Авторы назвали ее «самой сильной и самой слабой стороной игры».
В один момент времени контролировать дозволено только одну из трех доступных конечностей. Это либо то щупальце, которое моллюск считает «рукой», либо одна из двух «ног». Первое управляется более-менее пристойно: есть две независимые плоскости — «вверх-вниз» и «влево-вправо». Зажали правую кнопку мыши — повели «хваталку» вперед, отпустили — скорректировали высоту. С геймпадом несколько понятнее — там за две оси отвечают два стика.
Шагать хуже. По нажатии Space управление переключается в режим ходьбы. Клавиши мыши отвечают за движение «ног» — чем дольше держишь кнопку, тем выше они задираются. Так и прогуливаемся: зажать, провести вперед, отпустить, повторить для другой половины. Здесь контроллер почти ничем не отличается, разве что нижняя пара конечностей активируется удерживанием курков.
Оба метода управления можно объединить, проходя Octodad в кооперативе с другом. На двоих выделяется уже четыре щупальца вместо трех — задействуются обе «руки» персонажа. Все случайным образом делится между пользователями, которые вынуждены учиться взаимодействовать. Но стоит игрокам привыкнуть и справиться с первым промежуточным заданием, как все перемешивается, и процесс обучения начинается заново.
Очевидно, что освоить местную раскладку еще сложнее, чем попытаться ее описать. Первые полчаса даже хождение по прямой кажется совершенно невозможной задачей, а уж о выполнении каких-то миссий на скорость или точность не может быть и речи. Но выбора игроку не предоставляют: Осьмипапа изо всех сил скрывает свою истинную натуру, поэтому в присутствии людей нельзя делать ничего подозрительного. Любой разрушенный предмет добавляет штрафные очки, и превышение определенного лимита ведет к проигрышу. Хотя это не слишком серьезное ограничение: едва ли можно больше одного раза завалиться на такой деконспирации.
Но это отнюдь не значит, что все вокруг легко. Уровни построены так, что приходится постоянно быть в напряжении: то заставляют пройти между хрупких колонн на свадьбе, то взять контейнер молока с самой дальней полки. Каждый эпизод спланирован так, чтобы превратиться в форменное издевательство, и это создает миллион забавных ситуаций.
Руки в ноги
Кажется, что игра должна быстро надоесть — как только освоишься с управлением. Но нет: локации спланированы очень правильно и тонко, так что ни разу за кампанию не приходится заниматься одним и тем же. Сначала предлагаются тривиальные задачи вроде подстрижки газонов или прополки огорода. Дальше — больше. Предстоит забрасывать баскетбольные мячи, танцевать на светящемся полу и забираться на громадную детскую площадку. Некоторые эпизоды превращаются в полноценный стелс-экшен, а иной раз находится место для несложной головоломки. Разумеется, ни о какой скуке здесь речи не идет.
Зазеваться не дает и смехотворная продолжительность: в худшем случае прохождение затянется на 4 часа. Поэтому стоит сразу задуматься о том, чтобы собрать все спрятанные на уровнях галстуки и проверить каждый угол в поисках необязательных шуток и сюрпризов. А еще не забудьте посмотреть «ачивменты» Steam: в кои-то веки они ставят действительно интересные дополнительные задачи.
Если же «пробежать» кампанию, то полностью насладиться процессом просто не успеваешь. Восполнить это можно при помощи Steam Workshop. Он доступен прямо из главного меню и устроен самым удобным образом: желаемые карты скачиваются за доли секунды и тут же добавляются в список доступных. Уже сейчас там можно найти несколько занятных и сложных заданий.
В столь скоротечную игру уместился более чем полноценный сюжет, который легко может потягаться с крупными анимационными блокбастерами. В центре событий «большое путешествие» Октопапы в местный Океанариум. Глава семейства, разумеется, недоволен, но его жене нужно писать обзорную статью в журнал, поэтому выбора не остается. Смешно говорить, но здесь есть место семейным склокам, маленьким обманам, флэшбекам и неожиданным поворотам.
История каждого персонажа выстраивается во время вашего с ним нахождения тет-а-тет. Присутствующие безостановочно болтают, так что даже в очереди вы можете случайно узнать от старушки, как жутко она хочет посмотреть на живого осьминога. В игре тонны совершенно очаровательного юмора и тонких культурных отсылок. Постеры на стенах предлагают купить Stanley Pair O’ Bowls, а на витражах в церкви можно увидеть Ктулху. Кроме того, авторы частенько позволяют себе смеяться над киноштампами, которые так старательно воспроизводят.
Сюжетная часть здесь, наверное, одна из самых остроумных и занятных за последнее время. Она не идет ни в какое сравнение с достаточно куцым оригиналом: сценарий оброс деталями и стал хотя бы похож на сценарий. К героям успеваешь привыкнуть и проникнуться симпатией, а в конце остается приятное ощущение завершенности истории.
Несмотря на то что Octodad досадно скоротечна, нужно отдать разработчикам должное: большего выжать из этой концепции, кажется, нельзя. Они развили забавную идею до масштабов анимационного фильма, нашли нелепому управлению тысячу применений и предоставили все условия для создания бесконечного числа пользовательских модификаций. Octodad — это смешно, интересно и реиграбельно. Игра действительно полна редкого очарования — хотя бы взглянуть на нее должен каждый.
Плюсы: забавное управление; нестандартная концепция; блестяще выдержанная стилистика; разнообразие; богатый редактор и удобная поддержка пользовательских уровней.
Минусы: неудобное управление; слишком мало Осьмипапы!
Лучшие комментарии
Бугага.
будем проходить :)