Идея взаимодействия трехмерного и двухмерного пространств для платформеров не нова. Так, милая инди-аркада Sideway: New York была во многом построена именно на этом эффекте. В чудесной And Yet It Moves некогда тоже использовались особенности сочетания «разномерности» пространств для того, чтобы крутить и вертеть мир вокруг героя, создавая тем самым очень забавные головоломки.
Создатели Contrast пошли еще немного дальше. Их игра, безусловно, трехмерна по большей части, но при этом мало какие задачи здесь можно решить без перехода в 2D-режим. Впрочем, такая особенность вряд ли может претендовать на звание самой любопытной находки проекта: здесь и без того полно любопытного.
Папина дочка
Нам предстоит играть за очень длинноногую и довольно-таки загадочную девушку по имени Заря. Первые минуты приключения как бы говорят нам: эта юная красавица — нечто вроде воображаемого друга маленькой девочки Диди. Никто, кроме малышки, в упор не замечает нашу героиню. Да и сама она не в состоянии увидеть других людей: только тени на стене дают нам понять, что делают разнообразные взрослые.
Диди на вид лет десять—двенадцать. Она очень любит своих родителей и хочет, чтобы они были вместе. Сами папа Джонни и мама Кэт настроены немного иначе: то ли мама выгнала папу, то ли папа сам ушел, — дело ясное, что дело темное. Понятно, во всяком случае, что отец девочки теперь очень хочет вернуться, а мать смотрит на эту перспективу с некоторым скептицизмом. Дело осложняется тем, что Джонни — человек, у которого вечно на уме большие и не всегда реализуемые проекты. Например, сейчас он вознамерился устроить собственное цирковое шоу, главной звездой которого должен стать известный иллюзионист Удивительный Винченцо. Проблема в том, что ни фокусник, ни представители преступного мира, которым Джонни должен денег, не склонны вникать в проблемы отца Диди. А значит, помогать ему будет наша героиня, которую ее маленькая нетерпеливая подруга всюду таскает за собой чуть ли не за рукав.
Поначалу нам неизбежно будет казаться, что весь сюжет представляет собой классическую и даже нехитрую сказку о воссоединении семьи. Однако чем дальше мы продвигаемся по сценарию, изобилующему неожиданными открытиями и поворотами, тем менее «нехитрой» становится эта история, тем более серьезный привкус она начинает приобретать. Уж разработчики нигде не дают нам заскучать.
Теневая экономика
Красотка, которую нам выдают в качестве главной героини, — очень непростая штучка. Она может превращаться в тень и передвигаться по другим теням на стене, перемещаясь таким образом из трехмерного пространства в двухмерное. Причем если изначально максимум возможного для Зари — смена формы и пробежка по внезапно появившимся теневым «поверхностям», то со временем арсенал ее трюков становится гораздо более внушительным. Героиня учится проходить через стеклянные стены, разрушать хрупкие препятствия, просачиваться сквозь тонкие тени и, конечно, комбинировать все эти возможности с прыжками.
На самом деле, Contrast нельзя назвать платформером в классическом понимании. Перепрыгивать через препятствия, подтягиваться, перемещаться по движущимся поверхностям нам, конечно, приходится, но редко. Чуть чаще мы вынуждены задействовать мозг и решать головоломки, основанные преимущественно на все той же игре теней. Однако большую часть времени игра напоминает интерактивное кино, столь модное в последнее время. Нельзя же всерьез считать, что задачки в духе «передвинуть картонные фигуры так, чтобы их тени образовали нечто вроде лестницы» заставят кого-нибудь старше пяти лет надолго задуматься. В основном задания, которые дает нам Contrast устами Диди, невероятно просты.
Можно ли считать столь невыносимую легкость игрового бытия минусом? Думается, что если и можно, то с большой натяжкой, ведь этот проект вообще не о том — не о сложных головоломках, не о длительных тренировках, предшествующих удачному перепрыгиванию откуда-нибудь куда-нибудь.
Царство кабаре
Ладно, а о чем же в таком случае разработчики хотели рассказать нам, когда создавали Contrast? Рискнем предположить, что, во-первых, это история о столкновении или, скорее, о сосуществовании мира детских фантазий и взрослой — сложной и подчас грязной — реальности. Безусловное доверие Диди к ее родителям, абсолютно некритическое восприятие и мамы, и папы здорово контрастирует с тем царством кабаре, баров, ночных клубов и гангстеров, в котором отец и мать девочки вынуждены выживать. Мама Кэт — певичка, которая выступает по ночам в клубах. Ее шоу обильно сдобрены откровенно эротическим антуражем, это можно понять даже по теневому «отражению» на стене. С отцом все еще сложнее. Живет Диди на чердаке, в обшарпанной комнате, больше похожей на чулан, переделанный под спальню.
Но малышку все это нисколько не смущает. Она сама жизнерадостность и непосредственность, и она действительно очень любит своих родителей, несмотря ни на что. Такое соединение детского и взрослого миров — простой, но действенный прием, который раз за разом прошибает пусть не на слезу, но на ощущение щемящего умиления точно.
Однако главное здесь даже не сама история Диди и Зари, а ее подача. Город, в котором мы оказываемся, сначала кажется очень похожим то ли на Париж, то ли на Нью-Йорк начала двадцатого века. Но чем внимательнее мы к нему присматриваемся, тем очевиднее становится, что перед нами место, вообще не имеющее аналога на реальной карте мира. То здесь, то там можно увидеть разломы в ткани мироздания — внезапное вторжение сюрреализма в общий ретро-антураж. Так, посреди одной из улиц мы вдруг увидим пропасть, над которой висят в воздухе на различной высоте разнообразные предметы — и совершенно непонятно, какая сила может удерживать их в таком положении. В другой точке пустынного города можно внезапно найти призрачный микрофон, который при активации вызовет к жизни гигантскую тень Кэт на стене. Разумеется, тень тут не просто так: Заря может взобраться по ней на балкон и достать светящийся шарик.
Эти шарики добавляют в игру немного дополнительного «челленджа». Они всегда расположены в труднодоступных местах, вроде бы не требуют сбора в обязательном порядке и создают у ленивого игрока обманчивое впечатление «развлечения по желанию». Это ощущение длится ровно до того момента, пока Заре не приходится ремонтировать первое сломанное устройство. Вот тут-то и оказывается, что «опциональные» световые сферы — насущная необходимость: без них починить прибор нельзя.
Жизнь в стиле джаз
Перечитав все, что написано в этой статье раньше, можно с легкостью понять, что до самого важного, до тех особенностей, которые и составляют главную прелесть игры, мы все еще не добрались. В действительности очень сложно выразить словами такие вещи, как стилистическая выдержанность и атмосфера. Contrast — безумно стильная и красивая вещица. Практически каждый игровой скриншот можно долго и с упоением рассматривать, а если рассматривающий — поклонник джаза, ретро, кабаре и бурлеска — удовольствие будет двойным.
А знаете, что еще лучше, чем скриншоты? Видеоролики, благодаря которым раскрывается сюжет. Естественные и правдоподобные диалоги, проникновенный саундтрек и эстетика происходящего — это еще не все. Часто кат-сцены оказываются не столько статичными видеовставками, сколько полноценными и оригинальными элементами игрового процесса. К примеру, мы видим глазами Зари сцену бурного объяснения мамы и папы Диди — как обычно, в формате «театра теней» на стене. Да, это очередной виток сценария, но в то же время — еще и возможность перебросить героиню на балкон соседнего дома благодаря силуэтам, выполняющим роль моста через пропасть. Чтобы попасть туда, Заре нужно синхронизировать свои действия с движениями Джонни и Кэт. Женщина расчесывает волосы, мужчина поправляет шляпу, а мы перепрыгиваем с расчески на спину, со спины — на котелок. В общем, беззастенчиво используем происходящее для своих аркадных целей.
Эта игра абсолютно лишена претензий на эпичность, в ней почти нет шуток, игровой процесс в основном достаточно прост для того, чтобы с ним справился даже ребенок. Но вместе с этим Contrast — событие в мире аркад и просто удивительно милая и естественная вещица, которая стоит каждой потраченной на нее минуты.
Плюсы: выдержанная ретро-стилистика; интересный сюжет; оригинальная идея в основе геймплея.
Минусы: задания порой кажутся чересчур простыми.
Лучшие комментарии