На сегодняшний день рынок ПК-стратегий переживает нелегкие времена, когда каждый релиз ценится на вес золота. За последние годы в жанре появилось слишком много не оправдавших надежд проектов. Поклонники экономических симуляторов по сей день играют в такие классические шедевры, как Port Royale 2 и Patrician 3 от немецкой студии Ascaron Entertainment. Последняя, кстати говоря, была расформирована несколько лет назад. Но преданные своему делу разработчики уже под вывеской Gaming Minds Studios попытались возродить некогда популярные тайтлы и добились финансового успеха с новоявленными Patrician 4 и Port Royale 3. В проекте Rise of Venice они решили скомпоновать лучшие идеи обеих серий, сдобрив результат венецианской атмосферой.
Средиземноморское приключение
Многие поклонники Patrician и Port Royale еще в превью упрекнули нас в некомпетентности — дескать, что же вы нахваливаете Patrician 4 и Port Royale 3, ведь в них нет ничего такого, чем были богаты «правильные» предшественники, вышедшие из-под пера «ламповой» Ascaron. Но Gaming Minds изначально не ставила перед собой цели воссоздания хардкорной серии. Студия делает ставку на доступность для новичков и свежесть для ветеранов. В игру была введена система поэтапного развития, упрощены интерфейсы купли-продажи товаров и автоматической торговли. Вместе с тем графика ушла в полное 3D, были добавлены континентальные города в Patrician 4 и более интересные морские сражения в Port Royale 3.
До идеала оставалось еще далеко, но назвать оба проекта провалом не поворачивается язык. Тот же градостроительный симулятор SimCity (2013), например, оказался куда более печальным продолжением предшествующей SimCity 4. Разработчики не пытаются вернуть старое. Они создают новые игры в классическом сеттинге. Впрочем, претензий со стороны ветеранов серий Patrician и Port Royale студии Gaming Minds избежать все-таки не удалось. На форуме поклонники продолжали просить настоящий экономический хардкор. И как раз примерно в это время случился анонс Rise of Venice — проекта, где воссоединяются лучшие идеи обеих серий. Тут вам и теплое Средиземное море, и суровые европейские города, и экзотические африканские побережья. Еще и вереница обещаний: политические интриги, случайные события и стихийные бедствия… Просто сказка!
Особенно интересной казалась предыстория о молодом Джакомо — наследнике богатой венецианской семьи Нарни (наемники), жившей в эпоху Возрождения. В кампании протагонист получает советы от своего отца Сальвадоре, ныне известного негоцианта, поднявшего целое состояние на перепродаже редких товаров еще в бытность простым воякой. Времена наступили смутные. Венеция бьется за независимость от Италии, население не верит в стабильное завтра, невозможно организовать надежный бизнес из-за постоянной угрозы нападения извне. Да и географический регион насквозь пропитан болезнями, штормами, наводнениями и пожарами.
Поэтому привести к успеху свою торговую компанию в Rise of Venice стало гораздо сложнее, чем в Patrician 4 или Port Royale 3. Помимо традиционного набора инструментов манипуляции с товарами и строительства мануфактурных производств в игру ввели подкупы и политические интриги. Просили хардкор? Получите и распишитесь. Автоматическую торговлю корабельными конвоями теперь возможно спланировать лишь на пару-тройку заходов, после которых убытки съедят капиталы в мгновение ока из-за постоянных изменений мировых цен и быстрого течения игрового времени.
Богатое наследство отца Сальвадоре
Кампания превратилась в большой обучающий режим с квестами, интригами и семейными распрями. Постепенно, шаг за шагом, мы следуем советам Сальвадоре — родного отца протагониста. Добавленное в игру семейное древо олицетворяет собой большой дополнительный режим отношений между всеми выходцами из семьи. Тут и свадьбы, и рождение детей, и смерти ключевых персонажей. Стоит ли говорить, что процесс вхождения в вездесущий венецианский Сенат и последующее достижение высшей цели — захвата места главенствующего дожа — представляет собой длинную историю подкупов, убийств, предательств и… выполнения заданий.
Последнее — чуть ли не единственный способ забыть про истинную цель Rise of Venice, заключающуюся в покупке дешевого товара и продаже оного втридорога там, где он в дефиците. Нас так усердно заваливают заданиями по строительству, покупке кораблей, поиску людей, сокровищ, вещей… В один момент все это становится однообразным и предсказуемым, никакой трон властного дожа не окупит столь скучного времяпрепровождения. Даже традиционная система голосования с последующим политическим ростом не спасает ситуацию — победить на выборах достаточно просто. И здесь я согласен с ветеранами, вспоминающими суровую конкуренцию за место главы Ганзейского союза. «Оказуаливание» политики до простой «прокачки» было большой ошибкой еще в Patrician 4.
Хорошей идеей показалось появление рейтинга благочестия города. Помните, как в Patrician мы могли молиться в церкви и жертвовать священнослужителям крупные суммы? Затем церкви отстраивались и привлекали новых жителей в города. Но никакой меры этому действу не было. В Rise of Venice сей процесс заключили в жесткие рамки доверия католической церкви к игроку. Делайте пожертвования или хотя бы посещайте храм по воскресеньям, иначе Папа Римский отлучит вас от церкви, а это серьезный штраф к вашей популярности в народе — огромное черное пятно на карьерном росте.
Еще одним важным нововведением в Rise of Venice стала карта. Режимы просмотра городских улиц и всего региона объединились. Раньше мы переключались фактически между двумя режимами игры. На глобальной карте разруливали перемещение кораблей, планировали автоторговлю и отслеживали перемещения конкурентов. В городах вели операции с доками и складом, заходили в таверну и вообще занимались собственно жизнью протагониста. Признаться, подобное объединение выглядит ново, но отныне посещать города стало совсем необязательно — жмем среднюю кнопку мыши в режиме обзора региона и получаем доступ ко всем городским делам в виде небольшого кругового меню. Прощай, городская суета, без тебя здесь будет грустно.
Тонкая нить к славе и богатству
Наигравшись с нововведениями, вы непременно возьметесь за традиционную перепродажу товаров между 25 поселениями, расположенными в Африке, Европе и странах Востока. Здесь есть густонаселенные города (Афины, Венеция, Рим, Константинополь) и небольшие порты с маленькими агломерациями побережий Средиземного и Черного морей. Все они обладают минимальными ресурсами для производства 5 различных типов товаров. Разработчики старались воссоздать исторически достоверные производственные цепочки в регионе. Например, восточная Сирия поставляет пряности, а масло и фрукты производятся на островах, северные же государства богаты на сырье — дерево и металлы.
Товар разнообразен и производится совершенно разными способами. Поклонники классических Patrician и Port Royale упрашивали разработчиков сделать Rise of Venice сложнее. И Gaming Minds выполнила обещание — чтобы открыть выгодные торговые пути, придется провести немало времени в игре, изучая схемы поставок продукции. Более того, будучи еще неопытным, протагонист не сразу получает возможность торговать всеми видами товаров. С учетом сложной политической обстановки в регионе еще и не все порты доступны для наших кораблей. Придется давать взятки, чтобы получить лицензию. Но не удивляйтесь, если Сенат обвинит вас в коррупции или пособничестве врагам.
В моем случае выгодными оказались поставки керамики в Константинополь. Уровень потребления данного типа товара высок уже в начале игры. Чтобы закрепить успех, я создал торговый маршрут, на котором мой конвой ведет торговлю в автоматическом режиме. Так же было и в предшествующих играх. Только теперь успех в большей степени зависит от навыков капитана: боевой выручит конвой в сражении с пиратами, торговый принесет больше прибыли, навигационный добавляет скорости, и так далее. Капитан без особых умений тоже может оказаться полезен, если мы в ручном режиме настроим торговлю, как это было в славные времена Patrician 3 и Port Royale 2. Ветераны определенно оценят всю сложность ручного режима — цены в Rise of Venice совершенно непредсказуемые.
Сколотить капитал на спекуляции сложнее, чем в Patrician 4 и Port Royale 3, но все-таки проще, чем в классических экономических стратегиях Ascaron. Момент накопления первого миллиона наступает в течение первого игрового года. Вложить свои кровные в производство или в новые корабли — все зависит от конкретной обстановки. Я же следовал привычной тактике, которой придерживался в старой доброй Patrician 3, — строил жилье. Это проверенный способ получения пассивного дохода. Дело в том, что жилые дома сдаются в аренду. При хорошем благосостоянии города и наличии рабочих мест приезжие быстро занимают комнаты и с удовольствием пополняют наш кошелек ежемесячными платежами.
Жестокая конкуренция на море и на суше
Строить или выкупать у AI-конкурентов мануфактуры выгодно только в случае возникновения огромного спроса на конкретный товар. Иначе мы рискуем просто обзавестись бездонной бочкой, куда начнет безвозвратно утекать золото. К сожалению, разработчики забыли о внешних факторах изменения цены на мануфактуры конкурентов. Разрушенный стихией или находящийся во вражеской осаде город никоим образом не снижает стоимости производственных активов. В нашем распоряжении лишь инструменты подкупа, диверсий и шантажа. Других способов насолить соперникам не имеется. Разве что поднять черный флаг средиземноморского пирата и приняться щипать корабли оппонента.
Пиратом быть непросто, но еще хуже стать его жертвой. Большие, хорошо защищенные торговые конвои морские волки не тронут, но одинокие купцы —желанная цель для бравого корсара. Если погибнет флагманское судно с капитаном, то лучше грузить последнее сохранение, ведь «прокачка» столь значимого персонажа занимает долгие игровые годы. Краденый товар мы отыщем на черном рынке, обратившись к соответствующим товарищам в тавернах. Корабли восстанавливаются за считанные месяцы, а потери команды восполняются в портах при надлежащей известности протагониста.
В целом морские сражения лучше отдавать на откуп случаю. При появлении сообщения о нападении выгоднее автоматически рассчитать результаты боя. Конечно, приноровившись к битвам, вы наверняка добьетесь лучшего исхода и захватите пару призовых судов в абордажной схватке. Однако продемонстрированное в Rise of Venice аркадное действо наскучивает уже после третьего морского поединка. Корабельные «танцы» сильно похожи на те, что мы видели в Port Royale 3. В распоряжении игрока появились лишь бочки с порохом и возможность поджигать масло. В остальном это все те же излишне динамичные бои, где логика действий скудоумного искусственного интеллекта крайне предсказуема.
Величие на море и большие капиталы протагониста, а также связи в Сенате и признание большинства городов Средиземноморья позволят вам шагнуть на следующий этап игры — политический. Вас завалят просьбами о возведении укреплений в столице, строительстве школ и больниц, помощи городам после стихийных бедствий, среди которых имеется даже извержение вулкана, и так далее. Путь до почетнейшего места в Сенате долог и непрост. Разработчики стремились приправить его квестами, заданиями, семейными интригами. Но в итоге далеко не все получилось безупречно.
Я уже отметил, что кампания — лишь обучающий режим. С сюжетом и даже предысторией, но это лишь вводный курс перед игрой в «скирмиш» или по Сети. В Рунете имеется немало форумов, посвященных многопользовательскому режиму Patrician и Port Royale. Теперь пришло время попытать свои силы в средиземноморском противостоянии. Вряд ли до мультиплеера дотянутся те, кто не испытывает удовольствия от экономических стратегий. Зато ярые поклонники жанра оценят жесткий онлайн-матч с сильным соперником, который с самого начала игры возьмет ситуацию в свои руки и будет представлять капитальную угрозу по ту сторону моря. Одолеть такого конкурента окажется нелегко, зато получить власть над регионом в cхватке с реальным человеком особенно приятно.
Поклонники экономических стратегий, прочитав этот обзор, наверняка продолжат ностальгировать по славным осенним вечерам, проведенным за Patrician 3 и Port Royale 2. Но все же Rise of Venice заслуживает их внимания, поскольку обладает свежими идеями и крайне приятной атмосферой эпохи Возрождения. Качественные графика и звуковое сопровождение, большое количество квестов, семейное древо и внушительных размеров глобальная карта определенно пошли на пользу проекту. Новичкам тропа в Сенат покажется излишне трудной и скучной. А вот ветераны оценят усложненный процесс торговли и новую коррупционную составляющую. Авторам не все удалось сделать идеально, но направление они выбрали верное — теперь призывы поклонников не пустой звук для Gaming Minds.
Плюсы: увлекательный геймплей в сеттинге классических экономических стратегий Patrician и Port Royale; гибкая и чувствительная к внешним факторам экономическая система; усложненный процесс торговли; семейное древо и политические интриги; стихийные бедствия и смена сезонов с влиянием на экономику; приятное глазу визуальное сопровождение; погружающие в атмосферу эпохи Возрождения замечательные звук и музыка; многопользовательская кампания с одновременным участием 4 игроков.
Минусы: не все нововведения оказались полезными; отсутствие режима просмотра улиц городов привело к потере их детализации; квесты скучны и однообразны; политические интриги притянуты за уши; морские сражения слишком аркадны и неинтересны; место дожа в Сенате получат только самые терпеливые поклонники немецких стратегий.
Лучшие комментарии