Судьба инди-проектов чаще всего однозначна: либо «выстрелило», либо «не выстрелило». В первом случае игра получает какие-никакие награды на выставках, положительные отзывы от критиков и может послужить неплохим пропуском в большой игрострой для разработчиков. Во втором случае творение независимых авторов остается незамеченным — и на этом все заканчивается.
Но, оказывается, порой в дело вступает и третий сценарий. Инди-игрушку может ждать ремейк, который превратит ее в продукт чуть более массового потребления.
«Эадор» — пример именно такого преобразования. В 2009-м силами одного энтузиаста и нескольких помощников на свет появилась пошаговая стратегия «Эадор. Сотворение», которая тут же приглянулась любителям жанра, способным примириться со страшноватой графикой в духе старушки Heroes of Might and Magic 3.
Атмосферный проект с подробно проработанным миром привлек внимание «1С-СофтКлаб». «Эадору» удалось вытащить счастливый билет в сектор «мейнстрима», а чтобы игра не выглядела «золушкой» на фоне товарок по экологической нише, умельцы из Unicorn Games Studio при поддержке автора оригинала Алексея Бокулева сделали ей маникюр, педикюр, завивку, липосакцию — в общем, подогнали графику под современные стандарты и всякого добавили по мелочи.
Тута… Эта…
Пожалуй, о нововведениях мы и поговорим сначала. Тогда счастливчики, которым серьезные технические препоны не помешали ознакомиться с «Сотворением», смогут сразу промотать вниз — туда, где красуется оценка.
Обновленная графика, с одной стороны, выглядит вполне современно, а с другой — максимально приближена к оригиналу, ни один дух которого в процессе «наведения марафета» не пострадал. Ну, то есть если раньше перед нами была характерная картинка из HoMM3, то теперь мы видим нечто вроде HoMM5 или даже 6. Не вполне характерным для «геройской» картинки выглядит только разделение глобальной карты на секторы. Оно же придает «Эадору» некий шарм самобытности, так же как и подчеркнуто сказочные остроконечные шляпы у волшебников или нестандартное изображение бесов: вместо привычных чертоподобных тварей — фиолетовые крылатые создания неясного происхождения.
Из «мелочей» в первую очередь в глаза бросается обучение, которого не было в «Сотворении», — очень приличная миссия, благодаря которой интерфейс игры сразу становится в разы дружелюбнее к новичкам. Тут даже имеется интрига и развязка: отыграв вводную главу, мы внезапно обнаруживаем, что «в действительности все не так, как на самом деле».
Бог. Очень приятно, бог
А на самом деле наш герой представляет собой бессмертного Владыку — сущность, характеристики которой затрудняется перечислить даже прислуживающий нам гремлин, чей незатейливый, но очень естественный юмор вносит в игру особую «живинку».
Пришла нам как-то в голову блажь — создать собственный мир из дрейфующих в астрале осколков, укрепив тем самым порядок в противовес хаосу, готовому поглотить все живое — и нас в том числе. Осколки по внешнему виду больше всего напоминают астероиды, покрытые растительностью, климатом и даже населением. Чтобы присоединить новый «десяток соток» к своему «участку», достаточно завоевать плавающий в разноцветном космическом бульоне клочок суши, вытеснив с него конкурента.
Конкурентом может выступать, например, местный лорд, который жил себе да поживал в своей вотчине до тех пор, пока мы нагло не вторглись на его территорию. Или другой владыка — да-да, мы не одиноки во Вселенной!
«Коллеги» по всемогуществу параллельно с нами отстраивают свои мирки. Нам достаточно часто приходится драться с ними за осколки. В теории с владыками-соперниками можно даже дружить примерно так же, как с королями соседних государств в Civilization: рано или поздно нам все равно придется вступать в противостояние с вчерашними союзниками.
Между тем мегаконтиненты, которые мы воссоздаем из осколков, даны нам не только для поглаживания чувства собственной важности, но и в качестве стратегического ресурса. Каждый новый трофей генерирует нашему протагонисту сколько-то единиц астральной энергии. Эта самая энергия обеспечивает бонусы при захвате осколков: там чуть больше золотишка за ход прилетит, тут — магических кристаллов немного на старте насыплется.
Дребеденьги? Не совсем
Голубые кристаллы — вторая по значимости валюта в Эадоре. Если благородный металл используется для покупки «юнитов», строительства зданий и утихомиривания попавших в беду подданных, то кристаллы уходят на магию — любую магию, будь то попытка врезать врагу по ушам заклинанием или хитромудрый ритуал, в результате которого деньги магическим образом переходят из карманов населения в сундук, принадлежащий правителю — то есть нам.
Кажется, пора внести ясность. Только что речь шла о других владыках, астральной энергии, осколках, а теперь — уже о бойцах, постройках и грабеже собственного электората. Дело в том, что, избрав континент для завоевания, мы перемещаемся на уровень ниже — или на физический план, если говорить заумно. Здесь могущественный владыка — не более чем «голоса в голове горстки шизофреников», как выражается наш гремлин.
В роли одержимых галлюцинациями душевнобольных выступают герои. В отличие от HoMM или King’s Bounty, «Эадор» представляет этих ребят, выполняющих всю грязную работу, как расходный материал. Потеряли героя? Не беда. Можно воскресить его за определенную сумму в золоте-кристаллах. Или нового нанять. Вот только каждый следующий персонаж обойдется нам гораздо дороже предыдущего. Для сравнения — если первый герой стоит сотню монет, то второй потянет уже на пятьсот.
Вообще, один из главных принципов «Эадора» состоит в невозможности взять количеством. Накропать десяток героев? Совершенно невыгодно, более того — практически невозможно. Наштамповать воинов побольше? Бессмысленно, ведь каждый персонаж может таскать с собой весьма ограниченное количество бойцов — по одному на слот. Даже «прокачать» свое государство во все стороны по максимуму не получится: лимит построек тоже ограничен. А значит, постоянно приходится выбирать: что нам нужнее — конюшня или застава? Братство света, где готовят лекарей, или стрельбище, где тренируются лучники? Стратегия, стратегия и еще раз тактика — без нее здесь никак.
Хардкор шагает по планете
Поклонники жанра, которые обычно опасаются «оказуаливания» игры после ее выхода из инди-поля, могут быть спокойны: если в чем-то «Эадор» и стал проще — так только в том, что касается сохранений. Если «Сотворение» поражало воображение, помимо прочего, еще и невозможностью зафиксировать свои успехи, чтобы вернуться назад в случае неудачи, то «Владыки миров» — это уже более реальный взгляд на вещи. По умолчанию нас даже автоматически сохраняют на каждом ходу, что бывает крайне полезно.
Потому что играть в «Эадор» бездумно не получится. Каков бы ни был избранный нами уровень сложности — а их, на минуточку, семь, — нам все равно придется выкручиваться, чтобы сберечь армию в сражениях. Ведь каждый «юнит» здесь — штучный товар, который, закаляясь в битвах, не только становится сильнее, выносливее, здоровее, но и приобретает специфические навыки.
Так, некоторые пехотинцы могут выучить умение «Марш-бросок» — увеличение скорости передвижения в сражении. А солдаты с оружием дальнего боя получат возможность стрелять дважды за один ход, если мы выберем именно такое улучшение по мере «прокачки». Самая прелесть процесса «уникализации» заключается в том, что мы сами решаем, какую «плюшку» воины приобретут по накоплении опыта.
Не только армия становится более умелой по ходу игры — «прокачивается» и герой. Помимо роста количества слотов в отряде и увеличения базовых характеристик — нам разрешают улучшить один параметр на выбор по достижении новой ступени мастерства, — для героя заготовлена еще и специализация после десятого уровня, которая открывает доступ к чудесным мультиклассовым преобразованиям. Воин, скажем, может стать «танковым» берсерком, убийцей с отравленными клинками, Рыцарем Света, исцеляющим самого себя, или Рыцарем Тьмы, в чьем арсенале недюжинная сила удара оружием будет сочетаться с темной магией.
Особые места для амбициозных особ
Развиваться и совершенствоваться нужно не только для того, чтобы побеждать соперников. Есть ведь еще и «особые места» — местный аналог подземелий, где можно натолкнуться на самых разных противников: от слабеньких гоблинов до ужасных драконов. Естественно, варьироваться будет и добыча, которую герой получит в случае победы.
Некоторые «особые места» мы сразу обнаруживаем в соответствующем перечне в меню возможностей, связанных с каждой провинцией. Другие открываются в процессе исследования этих самых провинций, причем на «раунд» первооткрывательства нужно тратить целый ход, а результат совсем не обязательно будет интересным. В большинстве случаев мы просто обнаруживаем новые земли для поселенцев — и поголовье людей или нелюдей в ближайшей деревне начинает расти.
По части наглядности «Эадор» все еще уступает последним играм из серий HoMM и King’s Bounty, так что со всякими атмосферными пещерами здесь туго. Зато количество возможных находок — очень велико: руины, особняки, охраняемые монолиты и даже обычные магазины, где продаются товары, которых еще нет в нашей столице.
Бои представляют собой восторженную оду гексагональной эпохе HoMM. Игроки, знакомые с «геройской» серией, наверняка почувствуют этакое ностальгически-щемящее узнавание, глядя на местные баталии.
Игроки, знакомые с отечественным игростроем, — тоже: в процессе разборок с противниками то и дело случаются зависания, с которыми справиться можно только при помощи перезагрузки. Во всяком случае, так было поначалу. Сейчас ситуацию отчасти исправили при помощи патчей. Глядишь — спустя месяцок и английские слова из интерфейса выкорчуют. Возможно, и разрешение станет более удобным для обладателей широкоформатных мониторов.
Глушь, провинция, деревня
Вне зависимости от уровня сложности нам придется трястись и над каждой провинцией. Это те самые секторы на карте, от которых напрямую зависит наше благосостояние. Если в родовом замке мы возводим глобальные постройки, которые влияют на развитие всего нашего государства в целом, то «на местах» работают мелкие усовершенствования вроде амбаров, трактиров, мельниц или конюшен. Все эти здания способны повышать доход, спасать от голода или улучшать настроение подданных.
Настроение — штука очень важная в «Эадоре». Изначально у нас ведь своих провинций нет — есть только столица с замком. Вокруг — деревеньки, где проживают гоблины, варвары, разбойники и прочая шушера. В лучшем случае — вольные поселенцы-крестьяне. Никто из них особенно не рад нашему внезапному владычеству. В одном случае из пяти удается решить дело миром, причем не просто так, а за весьма круглую сумму. Но чаще аборигены с нами даже разговаривать не хотят — сразу в бой бросаются. Естественно, после завоевания мы обнаруживаем целую толпу граждан, уже со старта недовольных нашим правлением. Стоит еще пару раз ограбить провинцию для срочного пополнения казны — и все: привет, бунт! Стражи, нанятые для защиты территории, могут подавить восстание, а могут и не справиться. Тогда деревню придется захватывать заново.
Чтобы не допускать восстаний, нужно вовремя пользоваться каждым удобным поводом показать своим подданным, кто тут лучший правитель. Стоит нашей стране чуть-чуть разрастись — и начинаются со всех сторон жалобы да прошения. Там ведьма наслала мор на людей, тут герой местного масштаба просит помочь ему со снаряжением для охоты на монстров. Как правило, у нас есть несколько вариантов решения проблемы. Можно уморить чумных крыс отравой, заказанной у алхимиков за кристаллы, а можно отправить команду охотников для умерщвления тварей, причем в разных случаях работают разные подходы.
Впрочем, если нашему владыке на беды поселян плевать — прикажите не беспокоить такой ерундой. Само собой, подобное поведение не порадует жителей, а значит, мы станем на шаг ближе к бунту.
Кармическое равновесие
Не только подданные ревностно следят за нашими деяниями. В «Эадоре» большую роль играет закон кармы. Каждый поступок подконтрольных героев влияет на репутацию владыки — и это далеко не пустой звук! Чем больше мы заботимся о подданных, чем чаще избираем «бархатную революцию» вместо завоевания, тем ближе мы к светлому полюсу. Даже выбор заклинаний, используемых в бою, воздействует на вознаграждение или возмездие, которое получит наш полубог за свои поступки.
Своеобразная шкала добра и зла затрагивает почти все аспекты игры. Если бойцы в нашем отряде будут хорошими, а герой — плохим, у армии на этой почве случится когнитивный диссонанс, и боевой дух упадет. Заключив договоренности со злобными орками, мы скорее всего не сможем поладить с милыми половинчиками и мирными поселянами. Наконец, поступки игрока влияют на дипломатию: существовать в относительном мире с мудрым владыкой Оинором будет гораздо легче, если мы живем по совести.
«Эадор» — этакое эпическое фэнтези-полотно, вселенная, которую можно изучать очень долго — и все равно еще многое останется неизведанным, неизученным и полным тайны. Несмотря на баги, зависания и недоработки, «Владыки миров» — повод сказать спасибо авторам. Хотя бы за то, что благодаря их стараниям проект стал доступнее, понятнее, эстетичнее, чем был в оригинальной версии. На некоторых компьютерах игра вообще запустилась впервые: прикоснуться к «Сотворению» могут далеко не все владельцы современного «железа» и операционных систем. Так что выпуск «Владык миров» — событие из разряда положительных. Однозначно.
Плюсы: атмосферный, продуманный мир; оригинальная система кармы; приятная графика; разветвленная «прокачка» героев и бойцов; множество случайно генерируемых событий; принцип превосходства качества над количеством.
Минусы: зависания; баги; доработка игры «на ходу».
Лучшие комментарии
По такой логике и старкрафту надо было «похвально» ставить. А что было с зависающим симсити? Но тоже поставили «изумительно» авансом.
А и кстати, тут постом выше уже говорилось, но хотелось бы тоже заметить — автор, в Сотворении тоже было такое же обучение. Только там ещё вариант был «Хватит шутить Зарр...» который позволял пропустить его.
Но всё-таки неологизмы в последнее время всё больше обретают силу. Слово «фобия» подверглось серьёзным изменениям в восприятии некоторых личностей, и в настоящее время зачастую под фобиями понимаются не только патологические страхи, но и иррациональное резко отрицательное отношение к чему-либо.