Warlords IV: Heroes of Etheria: Прохождение
Не пренебрегайте относительно слабыми (на первый взгляд) юнитами. Соединение, составленное из 4-6 отрядов легкой пехоты, бойцы которой обладают навыком "Первый удар" (Мечники - у Рыцарей, Копьеносцы - у Имперцев, Рыцари-драконы - у Драконов), при поддержке 2-4 стрелковых подразделений, "поливающих" неприятеля издалека, может изрядно потрепать силы противника - даже если они состоят из, казалось бы, гораздо более мощных отрядов. Предположим, вы играете за одну из трех рас: Имперцев, Рыцарей или Драконов (с Эльфами чуть сложнее - их Эльфийские стражники, к сожалению, не обладают навыком "Первый удар". Впрочем, и лесные жители могут использовать нижеописанную тактику - благодаря тому, что Эльфийские лучники являются одними из лучших стрелковых юнитов в игре). Схема действий такова. Так как даже Аванпосты этих рас могут производить легкую пехоту и стрелков, приказываем циклически производить (тренировать) юниты только этих двух типов: "Стрелок - Пехотинец". Еще лучше, если рядом с таким населенным пунктом находится Ветряная мельница - время производства отрядов сокращается на 1 ход. Поэтому, кстати, всегда старайтесь сначала захватывать города с Ветряными мельницами. Итак, поскольку за 1 ход тренируются целых 2 пехотинца и 1-2 стрелковых отряда, то уже через 4-5 ходов в вашем распоряжении будет полностью укомплектованный отряд. Немедленно бросайте его в бой! Пользуясь языком real-time стратегий, такую тактику можно назвать Rush'ем. И эта тактика прекрасно работает - волну из 3-4 последовательных атак такими штурмовыми отрядами стандартно защищенная (отряд из 4 бойцов) крепость выдержать не в состоянии.
Периодически вам будут предлагать свои услуги наемники. Всегда принимайте их предложение, сколь бы высокий гонорар они себе ни требовали! Легионеры - это, как правило, опытные вояки - следовательно, они дерутся куда лучше практически любого вашего свежеукомплектованного отряда (если только этот отряд не состоит из одних драконов, возглавляемых героем 5-го уровня). К тому же, содержание этих "псов войны" не будет стоить вам ни копейки - единовременная оплата их вполне устроит.
Старайтесь отыскать и взять под свой контроль столь редко встречающиеся, но крайне полезные объекты, как города Драконов - их цитадели станут главной "кузницей талантов", поставляющими высококвалифицированные кадры в ваши вооруженные силы. К сожалению, и на старуху бывает проруха - летающие змии тоже уязвимы, ибо являются (видимо, из-за своих чудовищных габаритов) прекрасной мишенью для вражеских стрел, дротиков, ядер и т.п. Поэтому, в поединке дракона с Баллистой последняя, несмотря на подавляющее превосходство дракона в мощи, имеет хороший шанс произвести один, зато критический (снимающий 12 хитов) выстрел по Змею-Горынычу.
Устали биться головой о клавиатуру, когда вашего очередного, столь долго пестованного, героя 25-го уровня своим чересчур пристальным взглядом (особый навык "Смертельный взгляд") отправил к берегам Стикса Лич-задохлик? Не забывайте о существовании такого полезнейшего контрнавыка, как "Благословение"! К примеру, играя за эльфов, вы можете уже в начальной стадии миссии изучить глобальное и имеющее перманентный эффект заклинание "Благословение Ириды" (дающее +2 к "Благословению" всем вашим воинам). Благословленный воин (если только он не принадлежит к силам "тьмы") получает бонус +3 к "Атаке" и полностью игнорирует любые попытки со стороны неприятеля воздействовать на себя хитроумными приемами, будь то банальный бросок через бедро или нечто более тонкое - вампирский укус (навык "Вампиризм"), к примеру.
Если вы боитесь за судьбу ваших городов или просто устали от опустошительных периодических набегов полчищ кошмарных созданий, воспользуйтесь таким приемом: соберите несколько отрядов (можно самых легковооруженных) и, подойдя к Столице неприятельской расы, разбейте лагерь невдалеке от стен вражеского логова. Соперник всерьез обеспокоится таким поворотом событий и также начнет концентрировать свои войска близ "родного очага", тем самым отложив поползновения на ваши хутора. Это, в свою очередь, даст вам время создать более боеспособную армию и с новыми силами бросится в гущу сражения! Только не зарывайтесь, не переоценивайте свои силы, не подходите слишком близко к укреплениям противника - ибо будете нещадно биты. Напоминаю, ваша задача - всего лишь отвлечь внимание соперника на защиту его собственной Столицы.
Не стоит недооценивать значение параметра "Боевой дух" - ибо он крайне важен. Чем выше "Боевой дух" ваших бойцов, тем выше их шансы нанести серию разящих смертоносных ударов - своеобразное "комбо" - по черепам противников. Чем более ощутимо ваше превосходство в морали, тем более длинной и разрушительной получается серия. И напротив - если мораль ваших бойцов ниже, чем вражеская, шансы на победу невелики. На "Боевой дух" влияет, в том числе, и расовый состав отряда - чем более он однороден, тем более высока мораль. Главное - не устраивать из подразделения подобие цирка-шапито - не смешивать бойцов трех и более рас - а также следить за тем, чтобы в отряде было 4 и более представителя одной расы - тогда вы получаете бонус +1 к "Боевому духу".
Стрелки - необходимая составляющая сбалансированного отряда. Их умение обстреливать неприятеля с дистанции нередко будет оказываться тем фактором, который перевесит чашу весов на вашу сторону. Автор этих строк эмпирическим путем пришел к выводу, что оптимальное количество стрелков в отряде равно двум. Большее количество не очень целесообразно - лучшим решением станет освобождение места для более эффективных в ближнем бою бойцов. Включение в состав отряда только одного стрелка тоже не очень оправданно - большую часть боя он будет лишь безучастно наблюдать, как погибают его боевые товарищи или, что более желательно, ненавистные недруги.
В отличие от предыдущей версии, в новых "Варлордах" можно (и нужно) выполнять не единичные квесты, а цепочку (до 4-х) заданий все возрастающей сложности. Конечно, вы можете выполнить только 1-2 задания, получив при этом кое-какие бонусы, но выполнение именно всей последовательности квестов имеет наибольший смысл - при успешном завершении серии испытаний вы получите поистине королевское вознаграждение!
Пример прохождения сюжетной миссии.
Раса - Эльфы.
Варлорд - Рейнджер (основные способности - "Владение оружием", дополнительные способности - "Магия Стихий").
Миссия 8: Битва с Эльфами за обладание Контрзаклинанием королевы Эланы.
Тип ландшафта - Тундра.
Противник - Снежная Королева.
Цель - Захватить Крепость изо Льда, расположенную в центре Северной Тундры, на западе от вашей Столицы.
Изучаем заклинание "Благословение Ириды". По завершении процесса немедленно кастим спелл (-1 маны за ход дадут вашим войскам +2 к "Благословению"). Близ вашего города, на юге расположены две Имперские Цитадели (Герилфодж и Сиэссе) - первым делом попытайтесь захватить их. Подождите появления свежих сил, после чего продвигайтесь по дороге на север - до Рыцарской Цитадели Квинфодж, и далее на север - до Аванпоста гномов Крак-Пелнук и гномьей же Крепости Чоторан (город 3-го уровня). Рядом расположена шахта, которая, в случае взятия Крепости, каждый ход будет приносить вам дополнительный доход в размере 10 золотых монет. К счастью, Чоторан охраняет лишь небольшой отряд легкой пехоты гномов. Подкрепите свои изрядно потрепанные вооруженные силы - предстоит нелегкий поход на Запад. Вы находите старую книгу, из которой узнаете о существовании 5-ти Сфер Зимы, в которых заключены души древних могущественных эльфийских магов: 4 обычных и 1 Сферы Мастера. Постарайтесь отыскать их. После прибытия в вашу столицу героя из вашей свиты, соберите отряд и направляйтесь через мост на Запад - постарайтесь отнять уже захваченную к этому времени войсками Снежной Королевы эльфийскую крепость Пейлтри. Ожидайте ожесточенного сопротивления - Пейлтри хорошо охраняется. Но, эта Крепость послужит вам хорошей базой для накопления сил с целью дальнейшего продвижения на Запад. Примените тактическую хитрость - вы можете обмануть противника, стянув силы к Пейлтри, и, воспользовавшись тем, что противник всеми силами будет стремиться сохранить контроль над Крепостью, своим самым сильным отрядом совершите стремительный марш-бросок по дороге на Запад. Сначала возьмите штурмом охраняемую небольшим отрядом легковооруженных эльфов Цитадель Голденстар, и сразу же поднимите флаг над оставленной без присмотра Цитаделью Киркор. Таким образом, за один ход вы овладеете двумя хорошо укрепленными городами. Не беда, если на следующем ходу неприятель временно отнимет у вас Голденстар - вы тут же сможете восстановить статус-кво, обрушив на малочисленный отряд Снежных Эльфов (Эльфов-эскимосов?) всю мощь вашей армии. Параллельно с этими завоеваниями открывайте "второй фронт" - постарайтесь перейти через северный мост и, опередив неприятеля, первым захватить нейтральную эльфийскую Цитадель Кирринз. После чего немедля отправляйте свои войска дальше на Запад - отбейте у Снежной Королевы Замок Алдрос. Если не получится - не беда. Зато вы сумели отвлечь силы Снежных Эльфов и можете беспрепятственно захватить очередную, последнюю Цитадель на пути к Крепости изо Льда - Арроуглейд. Захватив Арроуглейд, не мешкайте ни минуты - ибо победа близка. Бросайте все имеющиеся у вас подразделения, самых жутких монстров на штурм Столицы Снежных Эльфов. Победа!
Итоги.
Игровая вселенная "Варлордов" безгранична. Это мир, который никогда не откроет нам всех своих тайн. Каждый раз, запуская игру, игрок (сколь бы опытным он ни был) непременно будет находить в ней что-то новое. В этом мире можно жить бесконечно долго. Он поразительно многообразен и вмещает в себя великое множество игровых ситуаций, описать даже малую толику которых не представляется возможным. Уверен, если сложить воедино все мнения, советы, уловки, игровые ситуации, приемы и прочая, и прочая - получится толстенный фолиант.
В заключение хотелось бы от лица многочисленных российских поклонников "Варлордов" выразить благодарность компаниям "Медиа-Сервис 2000" и "Новый Диск" за безупречно выполненную работу по локализации игры. Автору этих строк особенно запомнились реплики представителей нежити и демонов - это бесподобно! Уверяю вас, победный клич Всадника-скелета - "Они склонились передо мной!" - еще долго будет являться вам в кошмарных снах.
Перефразируя высказывание персонажа песни Б.Г. "Капитан Воронин", можно сказать: о том, что я видел в "Варлордах", я мог бы говорить целый год. Да простит меня трезвомыслящий читатель - но о "Варлордах" можно говорить бесконечно. Это великая игра!
Лучшие комментарии