Warlords IV: Heroes of Etheria: Прохождение
Сага о Варлордах. Краткое руководство
"Варлорды" - услышав это название, многие ветераны компьютерных игр, а ныне почтенные отцы и матери семейств, прослезятся, вспомнив бессонные ночи, полное погружение в фэнтезийный мир великих героев и древних драконов, мир волшебства и эпических сражений. Смею утверждать, на свете найдется немного любителей компьютерных игр, ничего не слышавших о "Варлордах". Эта игра обладает потрясающей харизмой и привлекательностью. Это нечто большее, чем просто очередная пошаговая (непременно!) стратегия в стиле "фэнтези". "Варлорды" - это культ, образ жизни, особый взгляд на мир, своего рода особая философия бытия. Не забудем и о поистине уникальной replayability - не так уж много найдется на свете игр, к которым хочется возвращаться снова и снова. В "Варлордов" же можно играть, без преувеличения, бесконечно.
Недавно вышедшие долгожданные "Варлорды 4: Герои Этерии" (далее - "Варлорды"), практически, достигли совершенства. Что заставляет автора этих строк делать столь громкие заявления? Каждая грань брильянта под названием "Варлорды 4" переливается миллионами оттенков, создавая совершенно неповторимую картину. Графика игры бесподобна - чего стоят эти бирюзовые волны, омывающие места обитания Гномов - неприступные скалы горного массива Казад-Дум; или эти моря огненной лавы в царстве легендарных драконов. Музыкальное сопровождение "Варлордов" столь же безупречно, как и все остальное. Завораживающие средневековые мелодии - они добавляют в полотно игры те самые штрихи, которые отличают великую игру от всего лишь очень хорошей.
Автор этих строк не ставил своей целью написать энциклопедию о четвертых "Варлордах", хотя эта замечательная игра того заслуживает. Нет, мне лишь хотелось чуть более развернуто описать достоинства и недостатки той или иной расы, дать несколько рекомендаций тактического порядка, уберечь от распространенных ошибок и т.д.
Расы.
В мире "Варлордов" обитают ровно 10 рас. Выбрав расу, которая наиболее вам симпатична, обязательно узнайте, какие расы родственны вашей, а какие, напротив, бесконечно далеки - это можно сделать с помощью так называемого "Круга рас", на котором наиболее близкие типы существ соседствуют друг с другом. Кстати, я с удивлением обнаружил, что, оказывается, одна из двух родственных Эльфам рас - Драконы. Довольно неожиданное "родство", вы не находите? Взаимоотношения рас играют большую роль при захвате городов - только что взятый родственный вам город автоматически повышает свой уровень на единицу (например, Аванпост превращается в Замок). В то же время, новоприобретенная принципиально чуждая вам недвижимость априори должна подвергнуться разграблению, в результате которого уровень города понижается на 1. Чем более близка вам та или иная раса, тем меньшую суммы вам нужно будет тратить на укрепления ее городов. И напротив, разрушить можно населенный пункт только той "народности", которая расположена на "Круге рас" достаточно далеко от подконтрольной вам "этнической группы".
1. Демоны.
Демоны - традиционно отрицательные персонажи. Несмотря на это, они обладают изрядной долей харизмы. На их стороне выступает трехголовая Гидра (Змей Горыныч?), умеющая атаковать сразу всех членов неприятельского отряда - очень мощный, но достаточно дорогой и не слишком быстрый монстр. "Легкая авиация" Демонов - Бесы - обладает навыком "Насмешка", вынуждающий вступить в бой самого слабого воина противника, одновременно снижая его "Атаку" на 3 единицы. Кроме того, Бесы - хорошие разведчики. Легкая пехота Демонов - Собиратели душ - умеют высасывать из врага жизненные силы (навык "Вампиризм"). Тяжелая пехота - Слуги дьявола - обладают способностью в буквальном смысле слова поджаривать врагов на медленном "Огне". Благодаря этим особенностям, Демоны очень опасны для любого противника. Если бы у них еще были мощные летающие юниты - цены бы им не было.
2. Эльфы.
Самая подвижная раса в мире "Варлордов" - Эльфы - имеют бонус к перемещению по лесам (но не долам). Самые быстрые войска в игре (наряду с кавалерией Имперцев) - Эльфийские рыцари - обладает особым навыком "Скорость", каждый пункт которого добавляет группе очки передвижения. Причем, при наличии нескольких кавалеристов в группе, очки накапливаются (суммируются), что позволяет всей группе передвигаться, буквально, со скоростью ветра.
Перед игроком, выбравшим эльфов в качестве родной расы, очень скоро встанет проблема выбора - что лучше, Единороги или Эльфийские рыцари? На первый взгляд может показаться, что выгоднее тренировать Эльфийских рыцарей - они благотворно влияют на скорость передвижения отряда, их содержание обходится намного дешевле, при этом они более искусны в атаке. Может показаться, что главный плюс Единорогов - немногим большее, чем у "конкурентов", количество жизненных сил. Но зато Единороги, благодаря владению особым навыком "Исцеление", могут излечивать своих боевых товарищей. Поэтому рекомендую непременно включать в состав эльфийского отряда хотя бы одного Единорога и, по достижении им очередного уровня, "прокачивать" этому сказочному рысаку именно эту характеристику ("Исцеление"). Менее очевидной является возможность кастовать перед очередной битвой с участием Единорога заклинание "Яд", которое наделяет волшебное животное еще одной крайне неприятной способностью - а именно отравлять врага ядом (+ 5 к "Поражению"). Таким образом, несмотря на довольно высокую стоимость содержания, Единорог является желанной (и даже необходимой) боевой единицей в каждом эльфийском отряде.
Треант - это ожившее дерево - очень мощный юнит. К сожалению, Треанты не очень расторопны, но, благодаря особому навыку "Защита", который делает их неуязвимыми для вражеских стрел, они великолепны при штурме городов. В то же время, обладающий огромным запасом жизненных сил Треант - один из лучших оборонительных бойцов в игре.
Прекрасным выбором для играющего за эльфов будет, например, такой состав отряда: 2 Треанта + 1 Единорог + 3 Эльфийских рыцаря + 2 Лучника.
3. Нежить.
"Восставшие из ада" крайне медлительны - у оживших мертвецов ощущается явный дефицит мышечной массы. Нежить лишь немногим проворнее коротконогих обитателей подземных катакомб - Гномов. Зато ходячие анатомические пособия с поразительной проворностью передвигаются по болотам - словно ахалтекинские жеребцы по майскому лугу.
Undead-создания обладают многими экстраординарными способностями. Кстати, они не любят живых - может быть, завидуют им? Потому-то Скелеты и обладают способностью "Убийца людей". Всадники-скелеты в своей ненависти пошли еще дальше - они готовы "Покарать добро", к какой бы расе оно не принадлежало. Причем, по достижении пятого уровня, "всадник без головы" расправляется с неугодными одним ударом - благодаря дополнительному навыку "Убийца". Мертвый волшебник и, по совместительству, стрелок - Лич - обладает жутковатым умением "Смертельный взгляд", которое можно назвать продвинутой версией "Ужаса". Кроме того, благодаря способности к "Магическому иммунитету", Личи оберегают других обитателей кладбища от вредного воздействия вражеских заклятий. Испытавший на себе пристальный взгляд Лича воин (будь то Гоблин, Огненный дракон или герой 20-го уровня) имеет "счастливую" возможность тихо исчезнуть, превратившись в облако пыли. Дракон-скелет умеет насылать на головы врагов "Проклятье", в результате чего незадачливые оппоненты практически не могут найти применения своим талантам и их атакующий потенциал заметно снижается.
4. Драконы.
Драконы - древнейшая раса. Самые могущественные существа в игре. Проходя кампанию, вы будете встречать города драконов не так часто, как поселения, принадлежащие любой другой расе. Драконы обладают лучшими Военно-воздушными Силами среди всех обитателей сказочного мира "Варлордов". Армады Болотных, Воздушных и Огненных драконов способны одним своим видом посеять панику, повергнуть в ужас и обратить в бегство войска противника. Поэтому играть этой расой достаточно просто - против связки из нескольких Огненных и Воздушных драконов устоит, разве что, могущественный Варлорд, окруженный расширенной до 16 бойцов (именно столько может вместить в себя город) свитой. Единственный минус перепончатокрылых - чуть большее время, требующееся на взращивание юнитов.
5. Гномы.
Самая медлительная раса в мире Варлордов. Гномы получают бонус к движению по холмам - по-видимому, столь низкорослым существам очень удобно скатываться со склонов, подобно колобкам. Рассуждая о боевых качествах Гномов, можно отметить, что обитатели пещер очень хороши в обороне. На удивление хорошо гномы противостоят отрядам нежити, составленным даже из таких чудищ, как Драконы-скелеты. Гномы явно рождены "не летать, но ползать" - в их армии, к сожалению, не нашлось места крылатым существам. Зато их пешие бойцы (причем, даже дровосеки (т.е. легкая пехота), не говоря уже о големах и элементалях) обладают вызывающим зависть представителей других рас запасом жизненных сил, благодаря чему являются одними из лучших оборонительных юнитов в игре. Ко всему прочему, големы обладают особыми навыками "Сокрушительный удар" и "Броня", а Элементали - "Защитой" и все тем же "Сокрушительным ударом". Действительно, с такими громилами лучше не сталкиваться лицом к лицу! Главный враг гномов - Орки, коих жители подземелий умеют мастерски изничтожать благодаря специальному навыку "Истребитель гигантов". Итак, если вы любите и умеете защищаться - смело выбирайте Гномов!
6. Огры.
"Плохие парни". Ко всему прочему - каннибалы! Для своих габаритов - довольно проворны. Владеют секретом молниеносного траверса холмов. Их вариант осадного орудия - Каменный гигант - в отличие от аналогичных юнитов других рас, не требует опеки и успешно может постоять за себя благодаря большому запасу "Жизни" и неплохому показателю "Атаки". Поэтому, играющему Ограми, не возбраняется включать в свои отряды чуть больше осадных юнитов, чем это принято у почитателей других рас. Огры обладают, пожалуй, лучшим в игре юнитом-разведчиком - Гигантской Летучей мышью. Как это ни покажется странным, качественно армии Огров и Гномов весьма похожи. Но, если Гномы несгибаемы в обороне, то пехота Огров обладает сокрушительной пробивной силой. Даже легкие пехотинцы - Тролли - представляют собой грозную силу, благодаря способности регенерировать недостающие пункты здоровья. Что же тогда сказать о тяжелой пехоте - свирепых Минотаврах (свирепость обуславливается "Жаждой крови") и ужасных (в буквальном смысле - благодаря навыку "Ужас") Людоедах, с их способностью наносить "Сокрушающие удары"? Минотавры, к тому же, незаменимы при истреблении эльфов - благодаря дополнительному умению "Истребитель эльфов". Итак, Огры будут хорошим выбором для тех игроков, которые предпочитают активный стиль игры и не любят отсиживаться в обороне.
7. Орки.
Еще одни образчик персонажей с недобрыми намерениями. Орки - завсегдатаи игр на тему фэнтези. Средняя в плане подвижности раса. Этих зеленокожих человекообразных хлебом (мясом?) не корми - дай пошастать среди болотных топей. "Мелочь пузатая" - Гоблины - любят помародерствовать. Благодаря их способности к "Очищению" каждый раз при разграблении захваченных городов вы будете получать дополнительные материальные блага (в виде некоторого количества золотых монет). Неплоха пехота зеленокожих - собственно, Орки - обладающая навыками "Жажда крови" и "Суперстойкость" (способность, присущая только Оркам - дает одновременное увеличение "Атаки" и "Жизни" - на 1 и 2 пункта, соответственно). Также можно выделить орочьего дракона, Виверну, который умеет плеваться смертоносным ядом. Орочья армия не имеет в своем составе ни стрелков, ни каких-либо экстраординарных юнитов, поэтому играть этой расой довольно сложно. Тем заманчивее попытаться выиграть у более могущественных соперников!
Лучшие комментарии