Меню
StopGame  Обзоры игр XCOM: Enemy Unknown Обзор

Самое актуальное

  • Выборы лучшей игры 2019-го года
  • Bug Fables: The Everlasting Sapling: Обзор
  • «Инфакт» от 09.12.2019 — Новая LoL на TGA 2019, Beyond a Steel Sky переносится, геймплей Witchfire, стартовая линейка PS5…
  • Стоит ли вернуться в Postal 2? [Разбор полетов]
  • Arise: A Simple Story: Обзор
  • История пиратской DayZ
  • Блоги. Философия Fallout: New Vegas – Курьер в плену прошлого
  • Блоги. Sniper Ghost Warrior Contracts — Обзор. Охота в снежной Сибири
  • Lost Ember: Обзор
  • Wrath: Aeon of Ruin: Превью по ранней версии
  • CALL OF DUTY: MODERN WARFARE. Замесители: Финал
  • Story of a Gladiator: Обзор
  • Главная уловка Кодзимы в Death Stranding
  • Kings of Lorn: The Fall of Ebris: Обзор
  • KotOR за 53 минуты [Спидран в деталях]
  • История серии Final Fantasy, часть 2. Всё о Final Fantasy II, Dragon Quest III и Nintendo
  • Sniper: Ghost Warrior Contracts: Обзор
  • Ракета-бумеранг / Лучшие моменты на StopGame
  • Astérix & Obélix XXL 3: The Crystal Menhir: Обзор
  • Блоги. Грибы в игроиндустрии
  • Блоги. ISLANDERS: Заметки островитянина
  • Shenmue III: Видеообзор
  • Some Distant Memory: Обзор
  • Свободная камера в MGS 5. Как работает игра за кадром?
  • Прошлое, настоящее и будущее GTA Online — главное из интервью с Rockstar
  • Terminator: Resistance: Обзор
  • Narcos: Rise of the Cartels: Обзор
  • Секретная концовка Death Stranding (⓿_⓿) Лучшее На StopGame!
  • CALL OF DUTY: MODERN WARFARE. Бог любит троицу… а нас пятеро
  • Rune 2: Обзор

XCOM: Enemy Unknown: Обзор

XCOM: Enemy Unknown
Игра: XCOM: Enemy Unknown
Платформа: Android, iOS, Mac, PC, PS3, PSV, X360
Жанр: strategy
Дата выхода: 9 октября 2012 г.
Разработчик: Firaxis Games, Feral Interactive [Mac]
Издатель: 2K Games
Издатель в России: 1С-СофтКлаб
Выбор StopgameИздатели сегодня практически не выпускают новые пошаговые тактические игры — боятся финансового провала, полагая, что они будут слишком сложны для современного игрока. Максимум дают добро на ремейки культовой классики, но и там ставят задачу упростить и изменить привычную тактическую систему. Так на свет появились Jagged Alliance: Back in Action и XCOM: Enemy Unknown. Но какими же разными они оказались. Если у немцев после операции по удалению пошаговой системы боя получилась крайне постная, лишенная тактического напряжения игра, то сотрудники Firaxis Games скорее не удаляли, а творчески переосмысливали, умудрившись сохранить и прежнюю сложность, и напряжение, и увлекательность.
XCOM: Enemy Unknown
Видов самолетов и НЛО теперь значительно меньше, но это не сильно сказалось на стратегии.
Хорошо забытое старое

Оригинальная X-COM: UFO Defense, вышедшая в 1993-м году, не зря несколько раз признавалась лучшей компьютерной игрой за всю историю. Дело, конечно, не в том, что она предложила жареную тему: сражения с инопланетянами в составе специальной организации XCOM, призванной координировать работу всех земных государств по противодействию «чужим». Во-первых, игра фактически заложила основы тактического жанра. Все эти очки действий в пошаговом режиме, возня с каждым бойцом в отдельности, их «прокачка», раздача приказов на паузе, использование инвентаря, обыскивание трупов в поисках патронов и аптечек, перехват хода и расчет вероятности попадания в зависимости от расстояния до цели и навыков юнита — все это пошло, конечно, из Laser Squad, но закрепилось, получило дальнейшее развитие и признание именно благодаря UFO Defense.

Во-вторых, увлекательные тактические бои в X-COM: UFO Defense сочетались с не менее увлекательной и глубокой стратегической частью, заставлявшей нас проводить за глобальной картой кучу времени: там мы строили и всячески развивали базы, проводили исследования, сбивали или перехватывали НЛО, планировали нападения на их опорные пункты, вели переговоры со странами, поддерживающими XCOM, закупали самолеты и корабли…

Естественно, после такого успеха последовали продолжения, подражания и прочие клоны. Их было много — X-COM: Terror From The Deep, X-COM: Apocalypse, UFO: Aftermath и много еще чего. Но, пожалуй, только UFO: Extraterrestrials 2007-го года выпуска оказалась наиболее близкой по духу к культовой классике. Когда в начале этого года студия Firaxis Games, составленная в том числе из авторов оригинальной X-COM: UFO Defense, анонсировала ремейк, казалось, что от этой классики тут мало что останется. Разработчики сразу дали понять, что некоторые вещи из оригинальной игры пойдут под снос и в целом новая итерация XCOM будет более лояльной к игроку.
XCOM: Enemy Unknown
Единственное, чего действительно не хватает в тактической системе, — это возможность вести прицельную стрельбу по разным частям тела и менять положение тела бойца.
Все ушли на базу

Как показал релиз, игра во многом действительно была упрощена, но вот что удивительно: от этого она стала не проще, а, скорее, динамичнее. Как и раньше, игровой процесс разделен на две части: тактические сражения на пересеченной местности и стратегические бдения за глобальной картой. Только теперь игра предлагает не распылять внимание, пытаясь уследить за всем и вся одновременно, а сосредоточиться на более локальных вещах. В XCOM: Enemy Unknown нам не нужно строить кучу баз по всему земному шару. База всего одна, и построили ее для нас разработчики заранее. Здесь все и сосредоточено: научные лаборатории, где мы исследуем образцы инопланетян и их оружия, шахты, где строим электростанции, защитные и прочие модули, казармы, где набираем и обучаем оперативников XCOM. Там же находится центр управления: здесь можно отследить сигнал от очередной вылазки НЛО, отправить истребитель, чтобы сбить «летающую тарелку», или команду быстрого реагирования — дабы зачистить место падения, захватить базу инопланетян или, например, предотвратить похищения и нападения на людей в каком-то городе.

Как видите, по сути, все, за что мы любили стратегическую часть UFO Defense, на месте. Точно так же нам нужны различные ресурсы, инопланетные материалы, инженеры и ученые, чтобы открывать новые технологии, получать доступ к новым видам брони, джетпакам, лазерным винтовкам и боевым платформам. Точно так же на более поздних этапах игры придется выращивать из своих бойцов псиоников, оснащать истребители новыми видами оружия. И, наконец, точно так же все наши действия отражаются на отношениях различных стран к XCOM — если мы им не помогаем, там увеличивается паника, и в итоге государство может отказаться от финансирования организации.
XCOM: Enemy Unknown
Самое сложное в бою — поймать живого инопланетянина.
Мой первый спутник

Так что же изменилось от того, что база у нас теперь всего одна и не нужно строить много десантных кораблей (всю игру мы летаем на одном)? Кто-то, конечно, скажет, что разработчики XCOM: Enemy Unknown просто учитывают интеллектуальный уровень современного приставочного поколения, которому, дескать, сложно рассредоточивать внимание и играть в большие глобальные стратегии. Верно это лишь отчасти. На самом деле, авторы ведь не просто сократили количество: в рамках одной базы они поставили нас в более жесткие условия. Объем задач, исследований и построек тут не меньше, но при этом зависимость от ресурсов и отношения к нам различных стран заметно выросла. Игроку постоянно приходится решать, кому помогать, а кому нет, куда высылать перехватчик или отряд быстрого реагирования, а где придется игнорировать бедствие — в итоге уровень паники во многих странах быстро растет и уже на начальном этапе игры многие выходят из организации. Останется меньше 8 стран — «геймовер».

Денег при этом постоянно не хватает. Соответственно, возникает еще куча поводов для головной боли: куда их потратить, какое исследование важнее, что лучше построить сейчас, а что отложить на потом. И стоит ли продавать инопланетные артефакты на сером рынке: с одной стороны, они нужны для исследований и получения новых видов экипировки, с другой — приносят хорошую прибыль, без которой не выйдет ни нанять бойца, ни построить новый самолет…

Кроме того, появилась новая забота. Вместо того чтобы строить базы по всему миру, теперь нужно запускать спутники, которые сканируют воздушное пространство над какой-то страной и снижают там уровень паники. А на это опять же нужно очень много ресурсов. Каждый спутник на вес золота, и снова приходится долго решать, куда его отправить: в ЮАР, например, уровень паники выше, но зато от запуска спутника над Россией будет больше бонусов.

Наконец, сосредоточив действие в пределах одной базы, авторы смогли сделать ее более живой, что ли, наполнили интересными персонажами, которые общаются и спорят друг с другом. И даже ввели сюжетную кампанию, которая ставит перед игроком конкретные задачи и добавляет напряжения.
XCOM: Enemy Unknown
Многие виды инопланетян, например сектоиды, криссалиды и мутоны, перекочевали из оригинала, но появились и новенькие. Например, вот эти дохляки, похожие на людей в черном.
Спецназ против НЛО

Примерно то же самое случилось и в тактической системе XCOM: Enemy Unknown. Вместо двух десятков бойцов нам теперь доступно максимум 4—6 оперативников. При этом сами бои поначалу могут вызвать шок у тех, кто помнит оригинальную игру. Очков хода нет, инвентаря нет, выносливость при перемещении не тратится, поднимать трофеи и рыться в карманах погибших нельзя. Бойцам в свой ход, по сути, доступно лишь два действия: пробежать до укрытия либо пальнуть в инопланетянина.

Однако в итоге тактики при таком раскладе обнаруживается не меньше, а может, даже и больше. Во-первых, игре явно пошла на пользу новая ролевая система. Бойцы теперь четко делятся на четыре класса (снайпер, поддержка, штурмовик и тяжелая пехота с гранатометами) и при получении нового уровня разучивают один из двух новых навыков. Это опять же увеличивает вариативность игры, заставляет снова думать над выбором, а главное — открывает массу новых тактических возможностей: более опытные оперативники смогут и вести беглый или подавляющий огонь, и стрелять навскидку, и делать два выстрела за ход, и выводить из строя оружие врага, и много чего еще.

Во-вторых, очень кстати пришлась новая система укрытий. Спрятавшись за объектом, боец автоматически берет под контроль разные сектора обзора и может стрелять или перехватывать действия врага, не совершая каких-то лишних телодвижений, как это случалось раньше. В-третьих, благодаря разрушаемости всего и вся (в том числе и многих укрытий) в сражениях появилось больше вариативности. Если, предположим, «головастик», взявший под контроль вашего бойца, засел за стеной, и вам его никак не достать, можно выстрелом из гранатомета снести перекрытие, и тогда снайпер получит возможность практически в упор разнести инопланетную черепушку.

В таком виде боевая система предлагает больше сосредоточиться не на возне с предметами, инвентарем и несколько условными «очками действия», а непосредственно на сражениях и на тактике. Она теперь напоминает более динамичный и реалистичный симулятор небольшого боевого подразделения, бойцы которого должны действовать слаженно, прикрывать друг друга, особо не высовываться, в первую очередь занимать укрытия, брать на мушку входы и выходы и выжидать. Разделение на классы пошло тактической системе только на пользу: бойцы поддержки должны быть рядом с остальными, снайперы должны занимать высоту (появился даже специальный навык, повышающий эффективность действия стрелка на возвышенности), а штурмовики и тяжелые пехотинцы идут вперед.
XCOM: Enemy Unknown
Помимо кампании в игре есть мультиплеер, где игроки сходятся друг с другом в тактических сражениях. Причем в одном отряде тут могут выступать люди и инопланетяне.
***
Разработчики XCOM: Enemy Unknown не упрощали игру, а просто сместили акценты — с несколько рутинного и однообразного микроменеджмента к более напряженному действию. Ни тактика, ни стратегия при этом никуда не делись, поэтому игра захватывает и увлекает не меньше, чем раньше. А то, что она при этом стала более зрелищной, лояльной к игроку и интуитивно понятной (одно дело распределить несколько действий между 4 бойцами, и совсем другое — просчитать 10 шагов каждого из 15 оперативников) — это в данном случае пошло всем нам только на пользу. Потому что в таком виде мы получили не симулятор нервной истерики, а динамичную, увлекательную и эффектную стратегию. Если же вам нужен именно такой симулятор, советуем дождаться Xenonauts.

Плюсы: переосмысленная, интуитивно понятная тактическая система; постоянный выбор в тактике и стратегии; напряжение на глобальной карте; симпатичная графика; зрелищная система разрушений; появление сюжетной линии.
Минусы: отсутствие точечных повреждений; сокращение видов НЛО и истребителей; порой слишком непослушная камера в тактических сражениях.
Комментарии (44 шт.)
Обязательно куплю себе игру.
Прохожу уже 2й раз. Затягивает. Еще дострою, еще 2 хода изучу, так высадка, надо пушек прикупить, новое исследование, высадка… опа, утро.:)
как пишет стим, я наиграл уже 28 часов, и эти 28 часов были сыграны не зря!
Из личных ощущений. По началу игра затянуло и почти 2-е суток провел за ней, прошел на 3-й день. Но теперь игра не вызывает тягу сесть, запустить новую игру, и пройти ее снова, как старая добрая Ufo Defence. Да, новый x-com получилась вполне добротной, интересной для первого прохождения игрой, с этим я согласен, но как то не долго она удерживает игрока. Хотя, возможно что это уже я «постарел» xD
скорее все же ты постарел)
потому что меня затягивает уже в пятый раз прохожу(на всех уровнях сложности) настолько меня затянула игра…
Практически идеальная игра! Удивило отличное управление, что на клавиатуре с мышкой, что на геймпаде. В первую часть никогда не играл, и эта стала отличным открытием. В ближайшее время возьму на PS3, очень уж хочется спасать Землю, сидя на диване в позе «Повелителя»)
Чем я не люблю такие игры, так из-за них, жизнь незаметно становиться короче!
становиться
скрытый текст
Про не «послушную камеру» +1
Автор этого обзора, часом не работал в «Игромании»?
На что намекаешь, а? Ты не путай божий дар с яичницей, Игромания продажный журнал ммм… я в свое время помню как они завысили оценку LRC, а игра эта невероятное г…
Просвяти меня плиз, что за игра такая LRC?
Если я не ошибаюсь то это гоночка. =)
Lada Racing Club. В ЛКИ в своё время авторы спорили, кто получит возоможность написать разгромную рецензию для этой «игры» =))
Мог ошибаться, но специально проверил. 1,5 из 10 оценка Игромании LRC. Ответь, они на пол-балла или на один балл завысили? Если ты слушаешь Мэда, то просто прислушивайся =)
У меня был это журнал с оценкой, причем тут медисон вообще ??
Может мы друг друга не понимаем, давайте разберемся. Я говорю не про конечную оценку а то как игромания пиарила эту игру, да в конечном вердикте оценка 1,5 бала она была поставлена через месяц после выхода игры в майском номере(он сейчас у меня на столе), но еще до выхода игры журнал очень лестно отзывался о LRC, и многие повелись а потом спустя месяц послее выхода игромания делает вердикт в котором сказано что игра шлак и они не приделах.
Ты сказал, что они завысили? Где, я не вижу ответа.
На лестные отзывы повелись многие, лестные же отзывы были в каждом первом журнале, не только в Игромании, на тот момент они не были таким коммерческим на все страницы журналом. Говори тогда что ВСЕ российские издания были продажными. Никто же не знал, ЧТО получится из этого на самом деле.
До выхода игры, если ты сам не трогал её, никто ничего, кроме пиар отдела, тебе не скажет плохого или хорошего про игру.
Справедливости ради стоит сказать, что УГ это рекламировали так, что очень и очень многие слюнями исходили)) Вот, видимо, на рекламную компанию все деньги и ушли, а не на разработку игры.
Я если что увидел знакомую фамилию автора.
Да, ты прав, Кирилл правда пишет, может писал, рецензии и ревью в Игромании. Довольно таки с давнего времени, так как тоже в памяти всплывает эта фамилия неоднократно.
Весь день в мультиплеер проиграл — очень затягивает! Игра — высший класс! :)
Отличная статься, и, действительно, «Изумительная» игра.
Единственное, жду баг-фиксы, ибо багов в ней — хватает.

Но даже эти пресловутые «жучки» не мешают наслаждаться великолепной тактической игрой.

X-Com: Enemy Unknown — must have (obviosly, buy)!

И Кириллу — Спасибо за статью!
Игра очень порадовала! Прошёл её с большим удовольствием. =) Но есть моменты, которые сильно бесят: рандом не такой уж и рандом… при меткости выстрела 78% боец промахивается, загружаешься стреляешь снова — промахивается, загружаешься, выбираешь другого бойца, стреляешь, уже промахивается другой, но переходим на первого же бойца(у которого 78% точности), выстрел — попал. Был случай, что Чак Норрис (я так назвал одного бойца) при меткости 99% промахнулся. =) В сюжетном плане игра тоже порадовала хоть и выглядит, как сценарий обычного боевика. Но битва так с якобы боссом заканчивается на первом же ходе (2 снайпера делают 4 выстрела из-за способности «двойной выстрел» и «общее видение» [или как-то так]), что немного разочаровывает. =( Я представлял битву с боссом, как огромное инопланетное существо, которое даже при сконцентрированном огне всех бойцов умрёт, как минимум за 5 ходов.
скрытый текст
Да, концовка немного разочаровала — попахивает американским патриотизмом… Лучше бы сделали несколько концовок на любой вкус! Но, в принципе, тут главное это игра, а концовка это так, для галочки! Может, в DLC запилят и другие! :)
Очень рад, что обзоры Кирилла здесь стали появляться. Надеюсь, не в первый и не последний раз. Он один из тех авторов Игромании, которых можно причислить к числу наиболее «объективно оценивающих».
Отличная статья. Игра шикарна.
Снимая с глаз пелену радости после прохождения, могу добавить что ощущение сложилось такое что игру недопилили. Я только начал входить в антураж, а оказалось что уже конец игры. Сюжетная компания смотрится классно, но многого не расскрывает и остаются вопросы. Все зачатки тактики убивает ну просто сумасшедшая система рассчета вероятности попадания по цели (это выражается не только в процентном покзатели, иногда не понятно почему оперативник не видит врага).В общем проект классный и для всеобщего ознакомления пригоден. Думаю если бы разработчикам дали чуть больше времени и средств игра бы была доведена до идеала (когда каждая мелоч радует). Лично я в оригинал не играл, но пробежал XCom:Enemy unknown на одном дыхании.
Спасибо SG! Отличный обзор к отличной игре! Игру прошел с удовольствием и о покупке нисколько не жалею.
Никогда не слышал о играх серии X-COM, но мне очень понравилось, уверен что пройду игру до конца
Игруха суперская! Побольше таких игр! Только минус большой один — когда паника максимальная и все из спонсирования X-COM вышли — ( конец игры ) печально ((((((
Ну так в том и смысл, что б этого не допустить.
Мде, поимка живых захватчиков — дело мягко говоря рисковое. Бывает вернувшись на базу с тёплой тушкой мутона, командира сектоидов или ещё кого нибудь, в мемориале появляются новые записи…
P.S. Презабавный случай произошел. Начав новую игру, пройдя стартовую миссию я, ясное дело, наведался в казармы, посмотреть кто там живёт так сказать. Оглядев список солдатни и заострив внимание на одном нашем соотечественнике я «маленько» охренел… Его звали Артём Володев, точно так же как и моего друга, однокласника, и просто хорошего человека. Он долго не верил в такое совпадение пока сам не увидел.
Это классика с большой буквы. Ей не нужны оценки. Это игра не знающая времени.
я бы от видео обзора не отказался бы
Скачал дэмку, прошёл тренировочный уровень.
Блин, классно! Новый жанр для меня и мне понравилось!

Напрягло лишь то, что после я не нашёл кнопки выхода, когда приспичило (там шёл момент выбора солдатов) — пришлось вырубать через диспетчер.

Жду зарплаты и покупаю!
Не играл в первую часть, был сильно мелким, но эта очень понравилась! Пожалуй, лучший известный мне пошаговый шутер. Как то тут все очень правильно сделано, все увлекает и база и бои, думалку надо активно применять. Пожалуй тут есть только два серьезных минуса: 1) Это стоящие или резко телепортирующиеся враги. У меня например снайпер сидел рядом с тарелкой, остальные пошли внутрь, и тут хоп! рядом со снайпером из ниоткуда два три мутона, два стрелка один рукопашник. Хорошо маскировка уже была, а мог и приплыть стрелок. Ну а когда враги стоят пока их не видишь, то тут все понятно, уже говорили. Второе, она какая-то… маленькая. Во всех смыслах. Всё нравится, но всего мало! Хочется ещё чего-то изучать, открывать оружие, новых врагов и тд и тп. Не знаю кто как, но мне мало! :) Очень надеюсь, что будут ДЛС или ещё игры в серии!
очень интересная игра! и жанр необычный. завтра куплю лицензию так как оно точно того стоит!
Надо будет сыграть!
А мне всё же обидно за многие упрощения оригинала.
Три раза заходил в магазин за лицензией. И все три раза мне говорили, что буквально сегодня разобрали. Приятно знать, что такая хорошая игра пользуется популярностью. :)
В очередной раз рецензенты SG наеб… т.е. «обма»-нули, развели меня на бабки. Игра — редкостстое… нечно. Какая там нах тактика, какая стратегия — примитив для детей от 5 лет. Абстрактные вероятности, абстрактные «укрытия» — но при этом пули спокойно летят сквозь стены, и нет возможности специально разрушить укрытия кроме как гранатами/ракетами (враги при этом спокойно это делают, стреляя в ваших бойцов через стену при отсутвиии прямой видимости). Чувствуешь себя зажатым в рамки неизвестно кем и с какого бодуна написанными правилами из стрёх букв слов.

Прикрыть опасные направления? Зайти с тыла? Застать врасплох? Зацепить одной очередью сразу двух сектоидов? Забудте! Опасаетесь задеть выстрелом товарища? Стреляёте сквозь спину, ему пофиг! Это уже не говоря об общей примитивноти игрового процесса во всех его проявлениях… самое «сложное» что смогли придумать — это «рацианализация» постройки модулей базы.

В общем, бред. Я забил, но конца не прошёл, хоть и чертовски жалко денег. Тройка с плюсом за усердие (и среднего качества ролики), полноценная двойка за исполнение. Если вы играли в (и прошли) оригинал и вам он нравился — НЕ ПОКУПАЙТЕ это говно. Купите оригинал на Стиме и играйте в него.

Ну неужели нельзя быть хоть чуточку честнее с вашими читателями? Лично для меня ваши рецензии уже практически ничего не значят, им просто невозможно стало доверять. И дело вовсе не в разнице вкусов, а в Вашем подходе к этому вопросу — в чём-то очень похожему на подход разработчиков XCOM — Enemy unknown — «Зачем думать, сравнивать и вообще как бы то ни было напрягаться — и так всё замечательно (или „изумительно“?) пипл схавает»

В очередной раз огромное «спасибо», SG!
Согласен, первая UFO — легенда, а это не очень удачное подобие, раньше расчитываешь ходы, пробежать — выстрелить — шаг всторону и лечь в укрытие, или заходишь в дом а там чужой уже в панике, оружие в ногах его шокером фигак, отнял импульстую гранату, а она не изучена… Сейчас игра тупая, встал за стенку тебя постреляли не задев стенки, перезарядился ход в пролете, увидел иноплонитян они разбежались — одноклеточная игра, не ужели сложно было по лейкалу сделать, всё так же, просто с красивой графикой и сюжетом??? Кто нахваливает игру, очевидно не знаком с первоисточником, если смотреть на игру впервые то на чё так сайдет, для тех кто в теме — печаль.
Для комментирования необходима регистрация.
Прямой эфир
Наверх ↑