Игру по мотивам книги можно сделать двумя способами. Ленивые разработчики обычно хватают сюжет «как есть» и, слегка адаптировав, превращают в очередную поделку, призванную вызвать ностальгию пополам с бурлением понятно какой субстанции у фанатов оригинала. Более продвинутые авторы «заимствуют» из романа или повести только игровой мир и героев. Сценарий же создают свой — вместе с диалогами, крутыми поворотами и неожиданными развязками, само собой. И это та еще задачка. Ведь орда мастеров пера, то есть шариковой ручки, то есть текстового редактора должна на выходе представить общественности нечто столь же захватывающее, ладно скроенное и читабельное, сколь увлекательным был первоисточник, написанный, как правило, человеком великим. Таким как Артур Конан Дойль (Arthur Conan Doyle), например.
До сих пор компании Frogwares удавалось делать вполне годные адвенчуры о Шерлоке Холмсе. А на последнее их творение, The Testament of Sherlock Holmes, вообще трудно было не возложить особых надежд. Ведь на этот раз разработчики в некотором смысле пообещали догнать и перегнать «тяжеловесов» игровой индустрии в жанрах RPG и action.
И на Шерлока Холмса бывает облава
Самое начало игры, сиречь заставка, признаться, не внушает оптимизма. Трехмерно-кошмарные детишки забираются на чердак, находят там пару марионеток и старый дневник, который при ближайшем рассмотрении оказывается записками Ватсона. Малышня начинает читать, а мы горестно вздыхаем: не вышло, мол, у разработчиков довести графику до современного уровня.
Удивительно, но дела начинают идти существенно лучше, как только повествование приближается к основному разделу. Вместо уродливых детей на мониторе появляется элегантный Холмс в цилиндре и привычно усатый Ватсон, трехмерность оказывается вполне даже неиллюзорной — вертеть камерой можно как угодно. Да и предметно-интерьерное окружение выглядит пусть не так живо и детализировано, как в какой-нибудь Heavy Rain, но и отторжения не вызывает. За что разработчики невзлюбили конкретно человеческих детенышей, мы не знаем. Остальное — смотрибельно.
Вполне играбелен даже «туториал», который в большинстве игр реализован как внесюжетная преамбула, а здесь включен в ткань повествования и в некотором роде задает тон главной интриге.
Шерлок и Ватсон ищут пропавшее ожерелье некоего маркиза. Великий сыщик щелкает эту задачку как орех, не выходя из комнаты, где было якобы совершено похищение. Найденная пропажа торжественно вручается хозяину, а буквально на следующее утро обнаруживается, что в сейфе маркиза оказалось не бесценное произведение ювелирного искусства, а подделка, к тому же довольно грубая.
Холмса начинают потихоньку травить в газетах. Некий репортер О’Фарли регулярно публикует обличающие статьи, в то время как детектив на пару с Ватсоном расследует уже другое дело — о зверском убийстве. Жертва — епископ, которого перед смертью жестоко пытали. Разматывая ниточку жутких событий пядь за пядью, Шерлок постепенно выйдет на непредсказуемые результаты, а ребята из Скотланд-Ярда тем временем устремятся по следу великого сыщика, чтобы обвинить в убийстве уже его самого.
Дамы в положениях
Сюжет закручен, пожалуй, не хуже, чем с детства знакомые конандойлевские рассказы. Помимо тайны глобальной — той самой, которую мы поэтапно раскрываем в течение всей игры, — нас на каждом шагу поджидают секреты локальные. Часто — довольно пикантного свойства. Где-то мы по ходу узнаем, что духовное лицо давным-давно крутит интрижку с несколько менее духовной дамой и даже воспитывает с ней общего ребенка. Где-то выясняем, что хорошенькая девушка успела попасть в интересное положение до брака. Убийств, само собой, будет много, в подозреваемых тоже успеет побегать половина встретившихся нам по пути персонажей, включая самого Холмса. Незначительные, казалось бы, мелочи и побочные события становятся вдруг судьбоносными с точки зрения нашей глобальной задачи, а то, что казалось существенным, наоборот, оказывается на поверку ложным ходом, ведущим в тупик.
Все эти сценарные перипетии выглядят настолько аутентично, настолько «по-холмсовски», что в какой-то момент мы забываем о том, что перед нами — творение не самого Конан Дойля, а его внимательных и талантливых последователей.
Тоталитарная дедукция
При этом сам процесс расследования отдан полностью на наш откуп. Мы не только ищем улики и решаем головоломки, но и выводы из обнаруженных фактов делаем практически самостоятельно.
Книжный Холмс свои неожиданные, но точные гипотезы выдвигал, опираясь исключительно на собственную память. Разработчики с известной проницательностью предположили, что игроки вряд ли справятся с такой задачей, поэтому нам в подспорье даны специальные дедуктивные таблицы. По мере расследования верный Ватсон записывает факты в особую тетрадь, а Холмс потом, исходя из этих фактов, выстраивает предположения. На каждом этапе нам предлагают выбор из трех утверждений, одно из которых правильное. Из этого избранного нами утверждения вытекает следующее, также оформленное в виде теста с тремя вариантами ответов.
Идея с дедуктивными таблицами, безусловно, привносит в игру некую изюминку. Однако подлинной нелинейности здесь, к сожалению, нет. Окончательные выводы должны непременно совпасть с «политикой партии» — только в этом случае наша дедуктивная цепочка сменит цвет на зеленый, что есть верный признак нашего мыслительного успеха.
Да и сами варианты не всегда продуманы идеально. Часто нам приходится выбирать между предположениями вроде «собаки были отравлены» и «кто-то подсыпал собакам яд». Причем верным по-прежнему будет только один ответ. Есть, впрочем, весомое подозрение, что такая неразбериха отчасти связана с крайне неуклюжим русским переводом — с локализаторами в отечественной игровой индустрии по-прежнему все грустно. Если фраза, которая по смыслу должна быть переведена как «человек в бешенстве напал на своих псов», переводится как «человек плохо обращался со своими собаками» — говорить здесь не о чем. Можно только скорбеть.
Польза интуитивных озарений
В перерывах между мозговыми штурмами Шерлок, как и положено в качественной детективной адвенчуре, носится по всему Лондону, собирает улики и беседует с интересными людьми. Кстати, в трактовке Frogwares великий детектив предстает человеком, мягко говоря, не слишком безукоризненных моральных качеств. Он использует шантаж, запугивает детей, обманывает всех вокруг и бессовестно третирует безответного Ватсона — еще более жестко, чем это делал Шерлок «оригинальный».
Все эти достойные дела нисколько не мешают сыщику находить припрятанные повсюду ларцы, тайники, шкатулки и прочие хранилища, которые дают разработчикам повод ввести в игру головоломки — вполне классические, нужно отметить. То нам предлагают обойти всю шахматную доску ходом коня, то пройти традиционный лабиринт с движущимися препятствиями. Не обошлось и без электрических проводов, которые нужно правильным образом сконфигурировать. Пропустить всю эту радость для мозгов при желании можно, но не сразу — придется какое-то время помучиться над решением, чтобы игра сжалилась над нами и в интерфейсе появилась заветная кнопочка перемотки.
Frogwares вообще, похоже, искала и нашла приемлемый компромисс между «олдскульной» мозголомностью и современной «казуальностью» адвенчуры. Так, подсветка, без которой нынче не обходится ни один квест, здесь выглядит не совсем обычно: время от времени Холмс (да и Ватсон тоже, и даже пес-ищейка Тоби при желании) могут включить «интуицию». Шестое чувство подсвечивает один из объектов, требующих осмотра или использования. Кстати, «пустых» предметов в игре практически нет — все, с чем можно взаимодействовать, так или иначе необходимо для прохождения. Работать на одной только интуиции не получится — во-первых, нам подсвечивают только один предмет, а во-вторых, этот ценный навык должен «остыть» перед повторным использованием. Зато в ситуациях, когда мы вроде бы уже все осмотрели, но уйти из локации все еще не можем, выборочная подсветка становится прекрасным противоядием против унылого «пиксель-хантинга».
Слабонервных просим выйти
Время от времени Холмс и Ватсон возвращаются на Бейкер-стрит, чтобы проанализировать улики. И выясняется, что в распоряжении Шерлока — целая лаборатория, пусть и не столь современная, как в CSI: Deadly Intent, к примеру, но для девятнадцатого века более чем прогрессивная.
Мы добавляем в жидкости около пяти различных катализаторов и выясняем, что представляет собой безликая субстанция, найденная на месте преступления. Мы поливаем всякие отгрызенные пальцы реактивами и извлекаем застрявшие под ногтями комочки земли пинцетом, чтобы затем сравнивать разные образцы почвы между собой.
Кстати, слабонервным и беременным женщинам лучше выбрать что-нибудь более спокойное для того, чтобы скоротать вечер: изуродованные трупы, лужи крови и оторванные конечности будут попадаться на нашем пути с маниакальной регулярностью. Как и помирающие с голоду, неопрятные, полупьяные жители лондонских трущоб. Знакомый еще по «потрошительскому» выпуску район Уайтчепел с тех пор не стал ни более привлекательным, ни менее криминализированным.
Картина лондонского многослойного общества в The Testament of Sherlock Holmes разворачивается поистине широко. Побочных персонажей — масса: начиная от аутентичного китайца, владеющего опиумным притоном в недрах Уайтчепела, и заканчивая сумасшедшим племянником епископа. По проработке характеров и переплетению линий творение Frogwares в книжном эквиваленте вполне потянуло бы на полноценный роман.
Сделать хорошую детективную адвенчуру сложно. Выдержать баланс между сюжетной динамикой и необходимой для полноценного расследования скрупулезностью удается далеко не всякой команде разработчиков. Наличие широко растиражированного литературного первоисточника усложняет задачу вдвое.
Сотрудникам студии Frogwares удалось справиться и с первой трудностью, и со второй. Нам думается, сэр Артур Конан Дойль был бы доволен, будь у него возможность ознакомиться с The Testament of Sherlock Holmes. Так давайте же воспользуемся тем, что мы к этой игре приобщиться можем.
Плюсы: динамично развивающийся сюжет; бережное отношение к духу первоисточника; живые диалоги; проработанные характеры NPC; несколько небезынтересных находок в игровом процессе.
Минусы: порой чересчур стандартные головоломки; уродливые модели детей.
Лучшие комментарии
Вобщем, Холмс заново открыл для меня жанр квестов, который я уже несколько лет, как забросил, и думал, что окончательно. Прохожу теперь сутками, не отрываясь, благо в отпуске сейчас =)
Квестоманам и поклонникам величайшего в мире сыщика с Бейкер Стрит — однозначный мастхэв.
_З.Ы была еще собака баскервилей, но из-за пиксель-хантинга, я не считаю ее полноценной частью.
Как Тостя любит =)
1. Дизайн. Он тут шикарен во всех смыслах этого слова.
2. Персонажи. Колоритный и продуманный. Получается верить им и понимать их.
3. Основа геймплея выдержана.
4. Оно всё чертовски красиво выглядит.
5.И радует какая то реалистичность и многогранность инвентаря.
теперь о минусах.
1. просто убогие модели детей и просто УБОГАЯ ОЗВУЧКА этих самых детей. Эти ай ой и вжжжж в самом начале не по человечески бесят. Кроме 2 главных героев все остальные озвучены на 4.
в общем. ОЧЕНЬ похвальная адвенчура. Как в жанре в целом, так в серии этих игр.
жду Day one от pendulo.
Это то же самое, было бы, если поменять голос Гаруса в Mass Effect. Нам запомнился именнно Брэндон Кинером.
Это ещё раз показывает отношение 1 С СофтКлаб к покупателю(
А ведь могут переводить когда захотят, тот же Batman: Arkham Asylum, нанять актёров озвучвающих мой мультик детства! Это же гениально!!! Хотя стойте, его же лаколизовал Новый Диск…
Ну хоть Heavy Rain достойно лаколизовала.
P.S. Играйте на Английском, Французском, Немецком, на любом языке, кроме Русского.? Игра хорошая.
Sherlock Holmes versus Jack the Ripper
Sherlock Holmes — The Awakened
Sherlock holmes — Nemesis
The Testament of Sherlock Holmes
Более старые игры из той коллекции, которую Вы указали, являются довольно заурядными квестами. А Шерлок Холмс и Собака Баскервилей — вообще поделка в жанре «найди на картинке 15 носков, 8 расчёсок и автомобильную покрышку» (не знаю, как правильно называется этот жанр) и мной к ознакомлению настоятельно НЕ рекомендуется.