Каким может быть первый проект начинающей инди-студии? Унылым — вполне, чаще всего так и бывает. Гениальным — реже, но случается. Однако самый распространенный вариант — это нечто средненькое, причем обычно ближе к хорошему, чем к плохому. И, нужно отметить, такое вот средней паршивости качество — совсем не худший вариант для дебюта. Вполне возможно, что начинающие разработчики потом «распишутся», то есть раздевелопятся, и постепенно дорастут до шедевра. Если, конечно, в изначальном подходе к созданию игр есть рациональное зерно.
Вот на предмет как раз такого зерна мы и попробуем проанализировать первую адвенчуру Turmoil Games под названием Alpha Polaris.
Ужас в рутине
Нас с ходу забрасывают на Крайний Север, где маленькая нефтеразведывательная станция влачит свое жалкое существование в составе четырех сотрудников. Главный герой, биолог по имени Руне, изучает здесь медведей, в то время как прочие ожесточенно ищут новые месторождения черного золота. События движутся неспешно и даже почти сонно, пока самый старый и толстый из местных обитателей внезапно не обнаруживает пещеру с сырой нефтью и странными настенными рисунками. С этого момента члены многонациональной команды исследователей начинают видеть кошмары, а в перерывах то и дело пытаются друг друга поубивать. А наш протеже, озабоченный до поры до времени только судьбами медведей, вынужден бороться с древним злом, желающим сожрать всех людей на станции.
Конечно, с «хоррором» разработчики явно погорячились. Никакой это не ужастик, максимум — мистический триллер. Когда все самое страшное нам показывают только в роликах, в четко предсказуемый момент (обычно — после того, как главный герой отправляется спать), да и само это «страшное» тянет максимум на третьеразрядный фильм ужасов с пластилиновыми монстрами, бояться как-то совсем не хочется. Детективная интрига закручена простенько, догадка насчет убийцы появляется у нас значительно раньше, чем стоило бы. Безусловное достоинство игры — малая продолжительность: мы просто не успеваем соскучиться, потеряться в повседневных обязанностях Руне Кнудсена и пропустить финал. Но будь адвенчура хоть немного длиннее — возможно, до конца мы бы и не дожили.
Брутфорсеры из Арктики
Геймплей оставляет слегка двоякое впечатление. Безусловно, есть вполне приятные, хотя отнюдь не революционные вещи: дружелюбная подсветка активных точек, возможность пропускать диалоги, быстрые переходы между локациями и некоторая нелинейность. Частичная.
То есть если Руне занимается двумя заданиями одновременно, то он может выполнять их в любом порядке. Но собрать заранее все необходимые предметы не получится: биолог лишнего таскать не любит и берет только то, что требуется ему в рамках задачи «на сейчас». В каком-то смысле это логично, но очень неудобно: приходится наворачивать круги по станции, чтобы найти вещи, которые Кнудсен всего пару минут тому назад отверг как неинтересные. Поскольку количество активных точек на квадратный сантиметр зашкаливает, а доступных локаций раз-два и обчелся, такие прогулки очень быстро приедаются и начинают чертовски раздражать.
К некоторым предметам, правда, Руне выдает остроумные комментарии. Однако большая часть увиденного удостаивается от него максимум скучного описания функциональных особенностей в духе «это план, его надо курить». К тому же, подобно большинству своих низкобюджетных коллег из других адвенчур, наш биолог не умеет говорить «нет» разными способами. Какие бы неправильные действия ни попытался совершить игрок, реакция почти всегда будет одинаковой — «Нет, так не получится».
А слышать это самое «не получится» нам придется ой как часто. Ведь задания в основном довольно сложные. Чего стоит, к примеру, задачка с поджиганием костей: нам нужно добыть магний, алюминий и ржавчину, чтобы создать термитную смесь, способную гореть на жестоком морозе. Догадаться, какие именно предметы нужно… поскрести для этого, очень непросто. Отчасти приходится действовать методом «тыка», ведь мы не знаем, из чего сделана, например, кухонная утварь, которая в конечном итоге оказывается необходимой для добычи искомых ингредиентов. В затруднительных случаях мы можем получить подсказку, поговорив с самим собой, но подсказка эта всегда будет касаться только самой общей программы дальнейших действий.
Отдельная головная боль — ввод слов на клавиатуре. Разработчики, очевидно, хотели ввести забавную инновацию: при расшифровке таинственных надписей мы сами должны ручками печатать возможные значения каждого символа. Увы, данных, которыми нас снабжают для этой цели, совершенно недостаточно для того, чтобы с первого раза правильно угадать искомое слово. Выход — только простой перебор, брутфорс.
Красивый бюст спасет мир
Игру отчасти спасает хорошая атмосфера полярной станции. Вся эта размеренно-заснеженная жизнь до кошмара, а в одном конкретном случае — и довольно точная с психологической точки зрения метаморфоза в сознании сотрудника станции, вполне ладно склепанные псевдонаучные статьи о верованиях народов Севера, легенды — да, вполне можно погрузиться в такие вещи и поверить в арктические льды вокруг. Раздражают дурацкие непродуманные мелочи вроде совсем не полярной смены дня и ночи, но, в конце концов, не так уж это и бросается в глаза.
Сценаристы Alpha Polaris слегка подправили легенду о вендиго, приспособив ее к своим нуждам. Так, в оригинале творцами мифа об этом жутком существе были индейцы из племени оджибве, а вовсе не эскимосы-инуиты. Да и само чудовище в верованиях оджибве является не столько уникальным духом, желающим поглотить мир, сколько одним из множества представителей своего «вида». Примерно как в славянской мифологии леший или русалка.
В игре же вендиго — это Вендиго, само олицетворение голода, холода и одиночества. Разработчики слегка усилили и заострили черты внешнего облика монстра: вместо очень худого антропоморфного существа, покрытого шерстью, выставили на поле боя скелет с оленьими рогами и отсутствующими конечностями.
Кстати, в MMO World of Warcraft вендиго тоже существуют и по внешнему виду ничем не отличаются от «обычных» йети. Что тоже неправильно, если верить оджибве.
Гораздо хуже то, что вполне милые, шутливые, живые диалоги начиная с середины игры превращаются в пафосные возгласы в духе бразильских сериалов. Хоррор разработчикам явно не по зубам. Внезапная эротическая сцена посреди ужасов с расчлененкой, кстати, тоже выглядит очень ненатурально, совершенно не следует из развития сюжета и, похоже, вставлена специально для школьников. Ну, знаете, те полушария, что правят миром, могут вытянуть рейтинг любой адвенчуры. И потом, примерно так обычно делают в плохих голливудских ужастиках: перед решающей битвой непременно должна быть постель. Пусть даже герой с героиней до искомого момента были едва знакомы.
О фиговых листах
Кстати, о красоте. Визуальная сторона дела выглядит именно так, как должна выглядеть графика малобюджетной адвенчуры с претензией на реалистичность. Трехмерные модели персонажей лениво шагают по неподвижным задникам. Чтобы хоть как-то прикрыть срам в виде отсутствия мимики, во время диалогов разработчики подсовывают нам под нос картинки в стиле комиксов, иллюстрирующие настроение героев в процессе беседы. Обычно на один разговор приходится максимум одно изображение, а всего на каждое действующее лицо положено два-три таких эмо-рисунка. Не слишком-то способствует психологизму и глубине прочувствования характеров.
Сами интерьеры-пейзажи не так и плохи, впрочем. Увы, большую часть времени мы проводим на скучной станции, а снежным просторам посвящено буквально два-три экрана. Для атмосферы полезнее было бы наоборот.
Alpha Polaris может заинтересовать игроков разве что благодаря необычности антуража и тематики. Вампиры-оборотни-призраки как-то давно уже приелись, Ктулху просто мозоль натер, а вот каннибалистические племена во главе со злобным северным духом Вендиго — пока еще относительная экзотика. Тем не менее при таких геймплейных, графических и сценарных данных адвенчура, скорее всего, сразу отправилась бы в мусор, будь она посвящена более привычным ужасам. Так что первый блин Turmoil Games вышел довольно-таки комковатым.
Плюсы: некоторая атмосферность; необычная тематика; кое-где неплохие диалоги; частичная нелинейность.
Минусы: банальная детективная интрига; несоответствие заявленному жанру; утомительный геймплей; скромная графика.
Лучшие комментарии
А графика — дело десятое.
Но судя по статье — главные элементы жанра хромают на обе ноги.
Стоит ли наше драгоценное время, чтобы это проверять?
мордыврагов.на чувство юмора не страдаем:))))
P.S: игру не играл, наверное и не буду… единственная адвенчура которая меня зацепила, это Назад в будущее:)