31 октября 2010 31.10.10 17 28K

The Ball: Обзор

Главная поощрительная характеристика The Ball, которая сразу помогает адекватно оценить ее и не ошибиться в своих надеждах, заключается в том, что эта игра, несмотря на полученную коммерческую лицензию, отнюдь не пытается выглядеть лощеным и маститым проектом. Жанр ведь после избавления от ярлыка «любительская модификация» не поменялся. Это все такой же экшен-пазл, коим он являлся некоторое время назад. В чем-то инновационный, в чем-то захватывающий и заставляющий напрячь извилины (самую малость), в чем-то скучный. И сейчас мы все главные моменты, подходящие под эти описания, разберем.

Играем в мячик!

Как оказалось, сравнивать творение Teotl Studios с небезызвестной Portal — дурацкое занятие. Они исповедуют практически противоположные философии. Да, и там и там геймплей целиком и полностью завязан на решении головоломок с помощью подручных средств и элементов окружения. Только вот в эксперименте Valve игрок чувствовал себя подопытной крысой, которой нужно было во что бы то ни стало выбраться из лаборатории. Кубы, назойливые турели — это все мимолетные расходники, о которых забываешь практически сразу после знакомства.

С The Ball все совершенно по-другому. Тут шар — не просто дополнительный предмет, помогающий выстоять в самых непредвиденных ситуациях, решать загадки, обороняться от наступающих зомби или просто продвинуться дальше по уровню. Сферу воспринимаешь как настоящего напарника и друга, готового выручить в любую секунду и подставить свое «плечо» совершенной формы. Teotl Studios действительно удалось убедить нас, что Шар (по правде говоря, его имя действительно нужно писать только так, с большой буквы) — это некое одушевленное существо.

Спустя всего лишь несколько десятков минут к необычному компаньону начинаешь относиться с особым трепетом и заботой. Может быть, данные чувства возникают из-за планировки уровней. На каждой локации вас обязательно хотя бы ненадолго вынудят расстаться с округлым спутником. С милым сердцу, выплавленным в такой идеальной форме, надежным, безотказным и послушным. С тем, кто всегда выручает и защищает, кто первым бросается в толпу жаждущих крови зомби, кто готов вываляться за вас в горючей смеси, позволить потом поджечь себя брошенным неподалеку факелом и протаранить неприступную стену.

Шару в The Ball отводится заслуженное место главного (после нас с вами) героя — для него спроектированы такие же кнопки, на которые нужно встать; место в вагонетке, которое нужно занять; особые дверные проемы, в которые нужно вкатиться, и многое другое. Чисто психологически сложно потом будет (где-то ближе к концу) воспринимать «мячик» лишь типичным средством для решения своих задач. Это далеко не так. Он такой же, как и археолог, о котором мы поговорим чуть позже, — просто вдобавок еще железный, большой и на редкость молчаливый. Но последнее обстоятельство — вовсе не порок.

К слову, специальное орудие управления шаром таких эмоций уже не вызывает. Это просто безотказный инструмент, припасенная псу колбаса для дрессировки, своеобразный «переводчик» личных запросов в понятные вашему приятелю команды. А их тут всего две. Правая клавиша мыши отвечает за притягивающий режим, левая — за отталкивающий. На этой простой, как все гениальное, механике Teotl Studios умудрились выстроить глубокий геймплей. Из дополнительных действий также доступна автоматическая «привязка» шара к какому-нибудь особо крупному каменному блоку: оттаскиваем последний — освобождаем себе проход. Но это мелочи. Ведь основное внимание отведено только двум элементарным действиям.

Надменная простота

Фантазии разработчикам действительно не занимать. Как и в случае с Portal, где основополагающей геймплея была лишь портальная пушка, стреляющая входами и выходами, у The Ball все выстроено на притягивании и отталкивании сферы. И сколько ведь всего напридумывать с этим можно! В один момент мы используем «мячик» в качестве щита, потом отдаем его на растерзание громадным магнитам, за этим следует импровизированная мини-постановка «обезумевшие обезьяны убегают от круглой и крутой смерти». Однажды у вас даже получится сделать своеобразный волейбольный «навес». Кто играл — должен знать. Данное движение происходит перед самим добиванием, когда человек перед сеткой ровно подбрасывает вверх мячик бьющему.

На самом деле, как таковых вариантов применения шара не столь много, как хочется. В основе своей загадки повторяются. Нажимаем на огромных размеров кнопки, делаем заторы для движения воды, месим мумий, проламываем стены и барахтаемся в воде. Разнообразие вносит окружающая обстановка. Мы только после прохода доброй половины сюжетной кампании поймали себя на мысли, что даже и не заметили, как суть отдельных пазлов много раз повторялась. Потому что геймдизайнеры постарались на славу. Судите сами — наблюдать за клокочущей лавой, провожать взглядом таинственные фигуры в странных одеяниях, изучать дивно расписанные стены чертогов тольтеков намного интереснее, чем следить, когда же нам вновь придется становиться на платформу или толкать с помощью штатного оружия толстенные рычаги.

Потому что вся эта обыденная мелочевка — лишь набор связующих элементов общей картины геймплея. Без подобных условностей в игре, в которой один предмет является одновременно оружием, затычкой во все отверстия и верным соратником, не обойтись.

Он такой круглый!

Каким бы ни был The Ball атмосферным и самобытным экшен-пазлом (согласитесь, не каждый день ведь катаешь артефакт по катакомбам тольтеков), наибольшие претензии у нас сформировались именно к тем факторам, которые его таким уникальным и делают. Сначала все идет более-менее упорядоченно и предельно интригующе. Вы ведь завязку сюжета не забыли из превью? Для тех, кто только что к нам присоединился, напоминаем. В центре истории — заплутавший археолог. Попав в не самый удачный день своей службы в расщелину спящего вулкана, он оказывается в дивном мире, время в котором будто бы остановилось. Ну а как еще объяснить, что там все вокруг заполнено пирамидами, храмами жрецов и росписями непонятного содержания?

Поначалу нас интригуют небольшими кат-сценами с россказнями о былых временах и заложенном невиданном сакральном смысле этого мира, спрятанного в жерле вулкана. Ну а чуть погодя роликов как-то совсем мало становится, зато загадок и дивных мест — хоть отбавляй. На то, что мы находимся в древних местах, указывают лишь размалеванные стены да громоздкого вида конструкции из дерева и камня. Разработчики предлагают заняться поиском секретов — сомнительное удовольствие. Некоторые из них, впрочем, попадаются отнюдь не в тайниках, но уделять дополнительное время для розыска неких священных загогулин, символизирующих уникальные артефакты, совсем не обязательно.

Еще большая беда с музыкальным сопровождением. Скажем откровенно — ничего выдающегося. Необходимый фон оно, конечно, создает. Но лучше включить что-нибудь драйвовое у себя в любимом плеере, и загадки разгадывать станет легче да веселее. На атмосфере, конечно, скажется не самым лучшим образом, но зато не будете с шаром чувствовать себя одинокими. Вот мы и подобрались, пожалуй, к главному минусу The Ball. Эта игра проповедует отшельническое одиночество. Прыгающие макаки, молчаливый компаньон перед носом — это немного не то. В Portal был хотя бы ободряющий голос откуда-то сверху. Здесь же — только шар, расходный материал, что брызгает кровью и ошметками плоти от наезда первого, да снующие иногда стаи букашечек под ногами.

***

Констатируем: «Мячик» получился занятной, увлекающей, но недостаточно амбициозной штукой. Да ему и не надо быть таким. Новоявленный жанр экшен-пазлов не нуждается в больших бюджетах и трехстах актерах на озвучке. Для дебютного проекта с нелегкой творческой судьбой The Ball просто великолепен. Масса интересных головоломок, уникальная атмосфера и незабываемое чувство родства и трепета по отношению к холодному, огромному, чугунному и такому идеально круглому напарнику еще долго будут теплиться в наших сердцах.

Плюсы: интересная концепция; похвальный дизайн; множество хороших головоломок и простейшая боевая система.
Минусы: средний саундтрек; уникальных пазлов хотелось бы больше.

Оценка игры

Игнатий Колыско
Поддержи Стопгейм!

The Ball

Платформа
PC
Жанры
Дата выхода
26 октября 2010
+44
3.1
37 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

chabanvladia 31 октября 2010, 12:10
fyfywka, Я играл, и как раз ПРАВАЯ кнопка притягивает шар (оружие излучает какое-то поле, меняющее цвет от желтого то голубого в зависимости от расстояния до шара), а ЛЕВАЯ- отталкивает (у оружия раскручивается коленвал). 
Игнатий Колыско 31 октября 2010, 12:45
 Да, друзья. Это моя, с позволения сказать, описка. Притягивать шар, разумеется, надо правой клавишей, отталкивать — левой. Сейчас мы все поправим.
gr0xmeR 31 октября 2010, 16:14
Самый ппц это звук мясорубки, возникающий при активации оружия. А, поскольку хотелось держать шар рядом, пришлось отключить вообще весь звук, потому что терпеть не было больше сил.
Azazellz 1 ноября 2010, 4:56
 что это вы «механизм управления» с незабвенной гравипушкой не сравнили? дизайн же 1 в 1 почти, даже звуки похожи.
а вообще — игра неплохая, но скучная. для начинающих разработчиков — самое оно. не всем же быть как Valve =)
trayAll 3 ноября 2010, 21:02
  Игра а точнее сказать больше наверное мод был сделан на движке UDK (http://www.udk.com/showcase-the-ball). Был в свободном доступе для скачивания на офф сайте www.theballthegame.com. Я месяца 4 назад играл еще. Ребята выиграли 1 миллион баксов на конкурсе.   P.S.: Не удивлюсь что скоро доделают пару уровней локализуют и как игру будут продавать такие вещи как www.udk.com/showcase-whizzle, www.udk.com/showcase-prometheus, www.udk.com/showcase-dungeon-defense, www.udk.com/showcase-bounty-arms, www.udk.com/showcase-planetstorm, www.udk.com/showcase-hazard, www.udk.com/showcase-sanctum.   Добавлю движок полностью бесплатен для некоммерческого использования!Статья норм. Оценка адекватная!
chabanvladia 4 ноября 2010, 19:09
UDK- это и есть Unreal Engine, специально для тебя. А «прометеус» еще слишком сыр и глючен, чтобы выпускать его. 
bramin123 9 мая 2012, 1:25
Великолепная игра. Не понравится она только школьникам, которые не смогли решить головоломки, заплакали и побежали к маме. Потом вернулись и сели за Кол Оф Дутю.
Nobodylistening 31 октября 2010, 23:43
напомнило шар свиборга)
по мне — не очень.я больше люблю что-нибудь коммандное)
звуки конечно кошмарные в некоторых местах, но иак почти в каждой игре с «мелким» разработчиком 
Читай также