Роман американской писательницы Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» стал первой стрелой, пущенной в жирную тушку рабовладельческого строя США. В книге рассказывается банальная для тех времен история отношений господ и холопов. Без прикрас и подспудного желания оправдать плантаторов. С четким посылом: никто не может быть счастлив, пока существуют мертвые души. И американцы задумались. Конечно, не без помощи европейских мыслителей, давно решивших, что такое хорошо, что такое плохо. Но на борьбу с помещиками вышли в первую очередь простые американцы, а не философы и лжепророки. В итоге рабство было побеждено. На политической карте мира появилась самая свободолюбивая нация.
Тем удивительнее было глава за главою открывать для себя уникальную историю Enslaved: Odyssey to the West. В мире, избавившемся от красной и фашисткой чум, преодолевшем крепостное право и рабовладельческий строй, появляется антиутопия, предрекающая нам страшное завтра. Авторы предлагают перенестись на сто пятьдесят лет вперед и посмотреть на планету глазами потомков. Признаться, ужасающая панорама открывается.
После прохождения сжечь
Бичер-Стоу в гробу перевернулась бы, узнав, во что превратится ее родина спустя полтора века после наступления Миллениума. Страна разрушена. Ее контролируют злобные роботы мехи, машины без чувств и сожалений. Эдакие терминаторы будущего, разве что больше смахивающие на болванчиков из фильмов Джорджа Лукаса. Они охотятся на все, что дышит: животные практически истреблены, человечество стоит на грани вымирания.
Впрочем, и поделом ему. Стоило обществу лишиться кормушки, наполненной гамбургерами и кока-колой, как от его фундаментального принципа «Каждый имеет право на свободу» не осталось и следа. На головы спасшимся массово надевают шлемы, позволяющие дистанционно их контролировать. Плохо себя ведешь — получи заряд прямо в башку. В общем, метод кнута и пряника во всей красе.
Но вот мы познакомились с искусными декорациями, теперь можно и актеров пригласить на сцену. Ведущие партии в этой оперетте исполняют девушка Трип и ее верный слуга Обезьяна (Monkey). Последний, правда, не по своей воле попал в заточение. Он, как и его спутница, стал жертвой рабовладельцев и летел на большом воздушном корабле на Запад, к лучшей жизни. Вот только судно потерпело крушение, а потому надзиратели и заключенные стали одним целым.
Трип — дамочка хрупкая, но хитрая. Пока Обезьяна пытался прийти в себя после падения, она быстренько надела ему на голову ненавистный шлем и превратила в своего раба. На этом фоне раздается ее отчаянный голос: «Пока я жива — ты жив. Если я умру, умрешь и ты». Герою остается разве что несколько раз со злости долбануть в стену, ведь изменить уже ничего нельзя. Так они отправляются в увлекательное, полное опасностей путешествие. Маленькая девушка и мускулистый мужлан. Идеальная парочка!
Школа благородных девиц
В команде невооруженным глазом заметно четкое разделение на роли. Обезьяна — типичная гора мускулов, которая способна кромсать, крошить, убивать. Трип, как говорится в одной старой песне, девушка из высшего общества, которой трудно избежать одиночества. Умная и технически подкованная. Таскается повсюду с ноутбуком будущего, позволяющим взламывать кодовые двери, считывать информацию с плат памяти поверженных мехов и перепрограммировать различные гаджеты.
Так, поймав жесткокрылую стрекозу, работница отвертки и молотка за пару минут превратила ее в шпионское устройство. Теперь в лучших традициях бондианы она может следить за территорией, отмечая на ней места сбора противников и, что куда важнее, минные поля. А их в забытом богом Нью-Йорке оказалось столько, что вызывать саперов уже поздно. Проще как-нибудь своими силами справиться: где-то бочком пройти, где-то пузо втянуть.
Впрочем, Трип способна только определить оптимальный маршрут передвижения, а всю грязную работу придется делать Обезьяне. Его нерасторопная напарница — существо, по сути, беспомощное. Залезть по карнизам в распахнутое окно не может, перепрыгнуть глубокую яму — тем более. Да и оторваться от нее не получится: если расстояние между героями становится слишком большим, девчушка задорно произносит какую-нибудь фразу и... убивает своего раба. Вот так просто: взяла и пристукнула за неповиновение. И, что самое комичное, за время прохождения ваш покорный слуга умер всего три раза. Уже догадались, по какой причине? Поэтому вскоре становится понятно: глупую девку проще закинуть за спину и протащить по опасным местам, нежели нарываться на хедшот.
Дай в бубен!
Вот только одних минных полей разработчикам показалось мало. Поэтому на голову Обезьяны неприятности сыплются как из испорченного рога изобилия. Ведь ему необходимо постоянно следить, чтобы подопечную кто-нибудь не укокошил в ближайшем темном переулке. Мехи же не делают скидку на то, что перед ними девушка, невинное создание и прочую патетику.
С чуть ли не чудесной палкой-копалкой, которой главный примат овладел в совершенстве еще в детстве, он рвется в бой против механизированной армии. Все удары можно условно разделить на три большие категории: одиночные, массовые и воздушные. Постепенно герой будет овладевать новыми комбинациями, изучать оригинальные движения. Вам же в это время придется с остервенением жать на все кнопки подряд в замысловатой последовательности.
При других условиях бои со стандартными неприятелями быстро бы превратились в рутину. Но на этот раз нас ждет приз-сюрприз. Во-первых, к схваткам зачастую приходится подключать местного технического гения. Нет, ничего сложного ей поручать нельзя. Так, покричать да руками помахать — и на этом спасибо. А пока тупоголовые железяки ведут прицельный огонь по напарнице, мы можем обойти их с фланга или нанести удар из-за спины. Это здорово облегчает жизнь и ускоряет передвижение по некоторым локациям.
Во-вторых, перед каждой мало-мальски важной схваткой Трип покажет вам радиус действия мехов. Ведь если аккуратно пройти мимо, то они даже и не заметят. Тем самым количество тактических схем увеличивается в несколько раз, а значит, и играть становится веселее. Особенно когда какой-нибудь зарвавшийся ходячий холодильник вдруг начинает вопеть и призывать на помощь своих собратьев. Тогда остается разве что догнать его и надавать как следует в бубен.
Чуть труднее будет оберегать наглую девчонку от массового нашествия шурупной нечисти. Режиссеру-постановщику этого спектакля так хотелось добавить сценарию саспенса, что он решил регулярно оставлять ее один на один с армией кровожадных неприятелей. Герой же, как правило, в это время находится у черта на куличках. Но, как это бывает в добрых сказках, зло должно быть побеждено при любом раскладе. А потому на этих самых куличках оказывается какой-нибудь огромный автомат, из которого мы прицельно уничтожаем одного клыкастого болвана за другим. Бывает на самом деле весело!
Нью-Йорк, Ньююю-Йооорк (неудачно напевает известную песню. — Прим. авт.)
Но лучше всего авторам Enslaved: Odyssey to the West удалось передать атмосферу самого удивительного мегаполиса мира, Нью-Йорка. Каждый, кто хоть раз побывал в этом улье, с первых же кадров вспомнит свое путешествие. Только небоскребы здесь больше не сияют мириадами начищенных скалолазами окон. Опутанные дикими лианами и цветами всех размеров и оттенков, они отданы на откуп беспощадным захватчикам.
Внимание к деталям поражает. Каждый кадр насыщен сотнями мелких мазков, делающих картинку живой и яркой. Вот старый оперный театр с все еще работающими софитами. Но гулкий ветер свободно гуляет в его коридорах, а из оркестровой ямы больше не доносятся звуки скрипок. Или добро пожаловать на знаменитый мост, соединяющий разные части города. Излюбленное место туристов стало вотчиной мехов, а также той части живого мира, которую они решили не истреблять. От всего увиденного становится почему-то грустно. И уже все равно, какие там дополнительные способности можно прокачать Обезьяне или как лучше использовать таланты Трип. Есть запущенный Нью-Йорк. И он здесь — главный.
***
Чаще всего разработчики, затрагивающие в играх серьезные темы, выглядят комично. Как правило, все сводится к банальщине а-ля «Спасешь чир-лидера — спасешь мир!». На этом фоне Enslaved: Odyssey to the West стала приятным исключением. За чарующей атмосферой запущенности, залихватскими драками и бойким сюжетом кроется нечто большее, чем набор известных всем моралите. Ведь когда через все произведение ариадниной нитью проходит мысль о том, что нет ничего превыше свободы и права человека жить так, как ему хочется, не до развлечений становится. Странно, что об этом думают японцы. Удивительно, что об этом не говорят в России. Эй, сытая Москва! Очнись! Скоро и твои белокаменные стены покроются лианами лжи, а улицы начнут патрулировать оборотни в железных погонах. Впрочем, говорю я все это зеркалу. Стыдно.
Плюсы: увлекательный сюжет; «объемные» герои; большой мир; интересные тактические возможности.
Минусы: несколько унылые бои; необходимость повсюду таскать за собой Трип.
Лучшие комментарии
Однако :).
Пафосный спич последнего абзаца позабавил. Как же любят хрустеть французской булкой некоторые. Борцуны за свободу. «Мольеры» нашего времени. Меня вот в отличии от автора не удивляет, что тема свободы актуальна на Западе и в его сателлитах. Чего сильно не хватает, о том и мечтаешь. А уровень свобод у них, несравнимо ниже, чем у нас.
«что нет ничего превыше свободы и права человека жить так, как ему хочется»
Сказал батька Махно и пустил пулю в лоб человеку несогласному с ним :).
Славная фраза, которая в реале звучит по другому — право сильного. Потому что у всех есть хотелки. И часто они противоположны. Тут как в Греции — оплоте демократии. Все не слишком многочисленные граждане свободны и имеют должное количество рабов :).
Боссы в игре вообще смех да и только, некоторые битвы с кучкой обычных мехов сложнее чем избиение бедной Собачки.
Из действительно выдающего в игре — лицевая анимация и озвучка, вот это действительно отлично сделано.
В общем за что Изумительно стоит, не ясно, Похвально — согласен, но до изумительно, разрабам еще работать и работать.
Да Таскать Трип — дело неблагодарноеИ опять игра страдающая гигантоманией, уже бесит.[/quote]
О__О. Японцы? Игра не японская вообще-то. А пламенный призыв в конце рецензии вообще убивает наповал. Я понимаю «субъективное мнение» и всё такое, но для этого есть блоги. Главное тут — игра.
+1 =D
А до какого сезона Автор досмотрел?
DranitsaМожно хитрить.
Знаю только двух таких — один ведет вроде час суда, второй на ПГ статьи пишет — хм интересно который из них ?)