12 октября 2010 12.10.10 56 170K

Sid Meier's Civilization V: Обзор

Ницше писал: «Гегель — это вкус». Так вот Civilization — это тоже вкус, игровой вкус. Многие воспитаны на этой серии. Помнят, как в первой части после постройки чуда света народ выходил на улицы с песнями и плясками; хорошо знают, как помогала Великая Китайская стена в ведении международной политики; со слезою на глазах вспоминают о манящем полете к альфе Центавра.

Однако Civilization — это уже не только вкус, но еще и раскрученный бренд. Его можно и нужно продавать. А кто сегодня основной покупатель? Уже не тот, кто строил империю еще в девяностые годы. Потребитель (и все мы должны знать врага в лицо!) — это казуал. Для которого и делаются чуть ли не все сегодняшние игры.

Выстоит ли одна из лучших глобальных стратегий против желания разработчиков приблизить проект к стандартам рынка? Не будет ли Цезарь тихонько плакать в уголочке, вспоминая былые счастливые деньки?

Знакомство с легендой

Но, боюсь, не только казуал не знает, как выглядела «Цивилизация» ранее. Некоторые читатели, наверное, тоже никогда не запускали ее и лишь где-то от кого-то слышали про исследования, переходы по эпохам, про Сида Мейера.

«Цивилизация» — это пошаговая глобальная стратегия, где игрок выполняет абсолютно все роли в государстве. Он руководит возведением новых городов, отвечает за постройку зданий, приказывает прокладывать дороги, орошать поля и пробивать в горах шахты, ему приходится вести войны и заключать союзы.

Мы начинаем в глубокой древности, всего с одним поселением, место для которого тоже выбираем лично. И вот это крошечное поселение с годами должно превратиться в мощную империю. Мы будем изучать технологии, переходить от копейщиков к мечникам, менять луки и стрелы на винтовки, научимся добывать железо, нефть и обогащенный уран. Будем осваивать новые территории и вспахивать землю возле них.

В отличие от других глобальных стратегий, таких как «День победы» или «Европа», здесь нет ни капельки историчности. Мы строим цивилизацию с нуля. Если выбираем Россию, то первые поселенцы рождаются в 50000 году до нашей эры, и если постараемся, то проживет государство до недалекого будущего (все заканчивается в 2050 году). Здесь можно увидеть римлян на танках и ацтеков на пикирующих бомбардировщиках. А уж как страшны индейцы под предводительством Зоркого Глаза, когда они запускают в нашу сторону ядерную ракету…

Квадратики на многоугольники

Карты «Цивилизации» всегда состояли из квадратных клеточек. Это было удобно, привычно. Но в пятой части разработчики отодрали старый паркет и уложили вместо него многоугольный ламинат. Вот только зачем?

Ибо пришли реформы! Сражения стали совершенно иными. Раньше мы могли на одну клеточку ставить хоть двадцать семь подразделений. Вот идем штурмовать вражеский город, и по всему материку тянется цепочка мушкетеров. Собрали мы солдат со всей империи и дотекаем к границам врага. Все пришли, мы их в одну точку поставили, а затем они, словно слоны, держащиеся хоботами за хвосты впередиидущих, двигаются один за другим, один за другим. Так мы оказывались у населенного пункта и с одной позиции начинали атаковать неприятеля. Причем у нас в группе больше двадцати солдат, да в городе сидит около пятнадцати…

В многоугольном мире так уже нельзя. Воины теперь предпочитают комфорт тесным взаимоотношениям, и если один отряд встал на многоугольник, то больше на него он никого не пустит. Незачем теперь выпускать десятки подразделений — они просто не смогут поучаствовать в битвах.

И знаете, нововведение это просто восхитительное. Раньше, как было сказано выше, мы таскали миллионы бойцов с собой. И тактики не было никакой. Главное — сделать солдат больше, чем у врага. А нынче иные законы. Вам достаточно грамотно расставить возле города всего несколько подразделений, и враг годами будет вас осаждать.

Вот представьте: объявляет войну Франция, с которой вы граничите на севере. Ближе всего к ней — Санкт-Петербург. Справа и слева другие соседи, которые в конфликте не участвуют. Следовательно, враг может напасть только сверху. Потому мы ставим на первые три клеточки наши самые сильные войска, приказываем им укрепиться и ждать. Сзади города выставляем катапульты и лучников. В итоге у нас три группы ближнего боя и три — дальнего. Сам Санкт-Петербург тоже обороноспособен. Если враг оказывается в зоне видимости — из поселения вылетают стрелы/камни/ракеты.

И вот противник ведет войска. Только мы их заметили, как лучники атакуют из-за спин, катапульты обрушивают булыжники. И некуда неприятельским солдатам отойти. Слева и справа чужие границы. А мы стоим намертво. И даже если французы выбьют наших мечников, то мы сразу же лягушатников из луков обстреляем.

Обороняться стало значительно проще. Можно построить защитные укрепления, сделать настоящий фронт. Выстроить линию Мажино — пусть атакует! Особенно удобно защищать те города, которые еще прикрыты с одной из сторон либо морем, либо скалами. У ландшафта теперь важнейшая роль — в прошлых частях мы его едва ли замечали.

Вот только одна беда: AI-то — не самый умелый генерал. И потому ему такие изменения в тягость. Не понимает он, как прорывать оборону. Пытается давить числом, кидает одинокие подкрепления. И если уж побеждает, то благодаря колоссальному перевесу в численности. Зато игрокам, если они не мартышки или случайно забредшие на клавиатуры коты, тут для тактической мысли раздолье. Получается что-то вроде Panzer General и Fantasy General.

Священников и политиков — в лес

Новая боевая система — одно из лучших изменений серии. Но есть и спорные решения. Так, из игры устранили сразу две важные составляющие: религию и политическую систему. Больше вы не будете в хороших отношениях с соседом, ибо оба молитесь одному богу. Не станете в приступах ярости швырять кружку чая в окно, когда сенат в очередной раз запретит развязать войну. Нет социалистов, республиканцев, монархистов. Никого нет.

В качестве альтернативы разработчики ввели культурную политику. Каждый ход мы получаем определенные очки, которые генерируются благодаря библиотекам, чудесам светам, монументам, памятникам и прочему. И когда набирается нужное число — можем выбрать, в какую сторону наше государство движется. Например, если вы стараетесь захватить всех соседей и ведете себя очень агрессивно, то тогда лучше всего остановиться на военном направлении. Солдаты быстрее получают опыт, сражаться становится легче. Для маленьких спокойных государств есть религиозная ветка, которая позволяет людям больше любить ближнего и улыбаться.

Всего таких направлений — восемь. Открываются при переходе из эпохи в эпоху. То есть с первых минут игры невозможно выбрать путь коммерции, для этого еще слишком рано.

Однако насаждать культуру в массы надо не только потому, что она дает небольшие бонусы. Есть еще и возможность «культурной победы». Вам надо полностью изучить пять веток из восьми. Вот только некоторые направления конфликтуют друг с другом. Если вы уже выбрали ветвь свободы, то самодержавие становится недоступным. И коль настоите на смене курса — произойдет революция. Но длиться она будет всего один ход…

В целом, конечно, интересная составляющая. Но сильно не хватает религии и политических систем. Без них стало намного проще. Это, кстати, не единственное такое глобальное изменение Civilization в пользу понятности и доступности. Есть здесь целый ряд подобных новшеств.

Это уже немного другая игра

Вот одна из даней театру абсурда — в Civilization 5 показатель счастья общий. Если в Москве мы поставили три чуда света, каждый день устраиваем цирковые представления, а в Колизее проводим гладиаторские бои, то и в Новгороде, где главная забава — бухать и ловить бегающих по городу крыс, все один черт будут счастливы. Счастье теперь едино для всех городов…

Вот, допустим, мы захватили Вашингтон. Силой присоединили его и, разумеется, американцы, что там живут, дико не рады этому событию. Но бунтовать они не будут, не вспыхнут пожары, не увидим мы сообщение «Правительство разогнано!». Грустить о судьбах Вашингтона будет вся страна. Из-за малого числа улыбок на лицах людей армия станет хуже сражаться, прирост населения в солнечной и великолепной Москве остановится (кстати, всем, кто любит крик «понаехали!», на заметку: достаточно захватить несколько крупных европейских городов, и в столицу больше никто никогда не приедет…), и огромная страна чуть ли не перестанет функционировать из-за локальных проблем пяти процентов населения. Логично? Да не очень… Зато просто для новичка. Вижу общий показатель счастья, работаю над его увеличением. Без привязки к местности.

Другая особенность пятой части — истощаемые ресурсы. Это, конечно же, благо. Теперь нельзя, разработав одну убогонькую нефтяную скважину, построить десять тысяч танков и сто миллионов самолетов. И воевать за железные шахты и урановые месторождения стало необходимо.

Правда, общее число стратегических ресурсов авторы сильно сократили. Есть только лошади, железо, уголь, нефть, алюминий и уран. И, к примеру, танку нужна лишь нефть. Без железа его можно легко построить. Выстругаю из дерева…

Исчезла налоговая система. Теперь ученые отдельно, монеты отдельно. Изменились немного и ветки исследований. Пропал полностью шпионаж. Влияние денег стало сильнее, но иным.

Словом вершим судьбы людей

Не сделали разработчики более интересной и политику. Она даже немного потеряла, хотя всегда в «Цивилизации» была слабым звеном. Невозможно попросить врага отойти от границ, заключить какие-то хитрые союзы. Нет, только банальный обмен ресурсами, деньгами да открытие границ.

Исчезла возможность обменяться картами мира и технологиями. Теперь можно только заключить исследовательский договор, который требует приличного количества денег и дает обеим державам по случайной технологии, когда срок такого пакта истечет.

AI ведет себя глупо. Он ненавидит, когда границы соприкасаются. Если вы внезапно стали жить рядом, значит, вы кровные враги. Всю игру оппонент будет громко фикать в вашу сторону и посылать письма с угрозами.

К большим достоинствам можно отнести то, что разработчики ввели забавные города-государства. На каждую империю приходится примерно два «малыша». Это отдельные цивилизации, которые не строят новые поселения, но облагораживают территорию, движутся по эпохам и даже воюют. Но это не самое главное. Важно, что они могут стать нашими друзьями и дать нам ресурсы, которых у нас нет, или же помочь рекрутами. А еще они позволяют победить мирным способом — через ООН.

Но как стать другом города-государства? Для этого надо исполнять его небольшие поручения. Жалуется, что его обижают, и нам надо проучить обидчика. Его надо задабривать деньгами и войсками. В общем, этакая игра в игре. Возня с капризными братьями нашими меньшими. Весьма интересно и увлекательно. Если, конечно, нет желания просто взять и завоевать их…

***

Да, «Цивилизация» отчасти стала другой. Где-то попроще, где-то менее логичной. Однако сама суть, сами ощущения от игры — прежние. А порой они даже более приятные. Стало наконец-то интересно сражаться. Война — козырная карта в колоде пятой части. Однако недостатков все еще хватает. Надо ждать дополнений и верить, что разработчики смогут довести проект до ума. Он уже изумителен, но «Наш выбор» получит только после правок.

Плюсы: Civilization; великолепнейшая боевая система; города-государства.
Минусы: много мелких и больших ляпов, которые надо править; до сих пор в сражениях можно видеть абсурдные картины: катапульты из города топят проплывающую подводную лодку; некоторые упрощения.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Sid Meier's Civilization V

Платформы
PC | Mac | Linux
Жанр
Дата выхода
21 сентября 2010
2.2K
4.5
1 851 оценка
Моя оценка

Лучшие комментарии

интересно, а автор вообще играл в сабж?
складывается четкое впечатление, что нет, конечно ИМХО для самых рьяных фанатов)
[quote]И знаете, нововведение это просто восхитительное. Раньше, как было сказано выше, мы таскали миллионы бойцов с собой. И тактики не было никакой. Главное — сделать солдат больше, чем у врага. А нынче иные законы. Вам достаточно грамотно расставить возле города всего несколько подразделений, и враг годами будет вас осаждать.[/quote]
Странное заявление, если вы играли в предыдущую часть, надо было не только строить как можно больше, но и думать о тактике не меньше. Приходилось выявлять войска потенциального соперника и в соответствии с этим создавать(прокачивать) свои. С родами войск бало что-то в стиле «камень-ножница-бумага». Все тактические хитрости с ландшафтом были в стопроцентном виде.
 Странно, что вы не заметили мировую войну на огромном материке двух копейщиков и лучника против пары дуболомов, или стрельбу лучника на десятки (сотни(тысячи)) километров, а теже морпехи, например, считаются бойцами ближнего боя)) Или крайне неудобная система, при которой перебазирование или перепостроение своей «армии» становится адским занятием и превращается в свалку. Вы не заметили, что рабочий, который строит шахту, помешает другому проложить дорогу))) Или подлодки, которых нельзя поставить с кораблем в один гекс, или вертолет, который захватывает город, или транспорт, который невозможно прикрыть, т.к. он тем самым не ставится в один гекс с охраняющим его линкором. Таких дурацких ситуаций еще десятки! Да новая система просто великолепна, старая в подметки не годится!
[quote]Всего таких направлений — восемь. Открываются при переходе из эпохи в эпоху. То есть с первых минут игры невозможно выбрать путь коммерции, для этого еще слишком рано.[/quote]
Всего таких направлений не 8, а 10))) Также идиотизм, что нельзя переключаться между условными политическими строями, т.е. если я в древности всал на условный путь фашиста, то и в 21м веке им и останусь. В чем смысл я так и не понял.

[quote]Не сделали разработчики более интересной и политику. Она даже немного потеряла, хотя всегда в «Цивилизации» была слабым звеном. Невозможно попросить врага отойти от границ, заключить какие-то хитрые союзы. Нет, только банальный обмен ресурсами, деньгами да открытие границ.[/quote]
Дипломатия не потеряла, ее просто не стало с таким интеллектом.

[quote]К большим достоинствам можно отнести то, что разработчики ввели забавные города-государства.[/quote]
Ну, не знаю, тут конечно дело вкуса, но к БОЛЬШИМ достоинствам я б это никак не отнес))) Во-певых жутко аркадно, во-вторых примитивно-дипломатия с ними как тетрис по механике примерно, в-третьих абсордно-у них всегда техи самые продвинутые)) (как у самого техничного мажора)

[quote]Да, «Цивилизация» отчасти стала другой. Где-то попроще, где-то менее логичной. Однако сама суть, сами ощущения от игры — прежние.[/quote]
Вот это как раз и не так, как могут остаться прежние ощущения от просто откровенно сырого и урезанного «продукта», уровня корсаров 3? Особенно если вы играли в предыдущие части)) Почему не упомянута сотня багов, вылетов, невозможностей загрузить сейвы. Когда информация говорит одно, а в реале все по другому. Когда юнит стоит не столько, сколько должен. Когда невозможно построить здание или его эффект отсутствует. 
А самое главное убрали всю романтическую часть из цивы: раньше цива была просто переполнена мелочами, она сама писала сюжеты. Раньше было много мелочей привязано к техам. Например с одного момента можно было обмениваться картами, устаревали чудеса, религии, открывалась вся карта и тд. и тд. Теперь большинство из них просто вырезали все. Почему я должен в 20м веке бегать на своих двоих и исследовать континент, когда уже по идее существуют и спутники и картографы лет 500 назад обрисовали континенты. А ответ тут: либо просто забыли все эти мелочи, либо не успевали, либо лень. Нынче цива-аркадная игра на пару раз и все. Хорошо, что хоть сам Сид к ней не имеет отношения, впрочем как и к четвертой части, но тем не менее 4я как и 3я великолепны, в отличия от этого абортыша. Конечно все ИМХО)

то первые поселенцы рождаются в 50000 году до нашей эры 

Нолик лишний.)))
Вообще игрушка оставила двоякое впечатление. Новая система боя в некоторой степени порадовала, а в другой огорчила. С одной стороны тактики стало больше ибо юниты стали дороже и несколько штук в один стек не запихаешь, но постоянная возня с перетаскиванием и перегруппировкой это очень сильный негативный момент. Оборона города теперь очень проблемная задача, так как в гарнизон влазит всего один отряд и «кучкование» войск вокруг города временами просто напрягает. Узкие перешейки где стоит один отряд пехоты и позади пара стрелковых теперь взять в принципе невозможно, да это реалистично, но в игру вносит серьёзный дисбаланс. Особенно меня удивил AI, стоит ему объявить войну и сдержать наплыв «первой волны» его армии (к примеру отсиживаясь пехотой на холмах под прикрытием стрелков или катапульт) потом сразу же можно всем что осталось идти вперед и брать город за городом, так как новых юнитов он не произведет (ибо очень долго из-за общей дороговизны) имея даже мощное производство.
С другой стороны очень порадовала «умная» система роста культуры городов, которая растет не сразу во все клетки, как в 3 и 4 части (если не брать в расчет моды) а постепенно и к самым нужным ресурсам. Так же очень понравилась идея с покупкой части культурной границы близь городов за деньги, это делает более удобным соединение культурных границ с новыми городами. Так же порадовало то что жителями обрабатывается не 2 а 3 клетки в радиусе от города.
Очень интересная мысль с городами-государствами и скажу так, лучше с ними дружить, а не захватывать, так как помимо предоставляемых ресурсов в культурных границах при высокой шкале лояльности, они все имеют уникальную специфику, одни производят военные юниты, другие дают дополнительный прирост еды в столицу и города, третьи предоставляют дополнительные очки культуры требуемые для смены государственного строя. Кстати насчет негодования по поводу смены государственного строя за очки культуры скажу так, идея на самом деле хорошая, потому что сейчас культура стала более востребована чем в предыдущих частях и для «культурных» лидеров есть реальный плацдарм для маневров и развития, что не может не радовать.
Очень огорчило то что убрали предел по чудесам в городах. Когда играл с AI  в эпохе ренесанса имел 12 чудес в столице :D а это согласитесь огромный дисбаланс в сторону городов с высоким производством.
Сильно огорчило то что великих людей теперь нельзя присоединять к городу и возводить их руками всяческие уникальные постройки (как пример улучшенная лаборатория у великого ученого в 4й части)
присоединяюсь к недовольным по поводу отсутствия шпионажа и религий и полностью солидарен с автором по поводу общего числа довольных/недовольных на всю страну в целом.
Хотя порадовало то что науку наконец отделили от экономики. Хотя то как урезали древо технологий очень огорчило. Теперь вырубку леса можно освоить буквально на второй технологии.
Вообще игра хоть ещё и сыровата, но вполне интересна. Интерфейс красивый, да и графика на высоком уровне, в игру стоит поиграть хотя бы только ради того что бы скинуть на врага ядерку и полюбоваться эффектной вспышкой и красивым грибком}:-)

В общем моё ИМХО как продолжение серии игра на троечку и очень сырая, но как самостоятельный  проект вполне себе похвально. Будем надеяться на патчи, дополнялки и конечно же любительские моды где появятся и несколько юнитов на один стек, и расширенное древо технологий, и обратно вернутся шпионаж, религия, ограничение чудес и разделение довольных жителей на город :)
 Не знаю… Мне «Цива» вообще как то не нравится, «казуальная стратегия» — почему то мне это кажется более бредовым чем подлодки убиваемые катапультой.  Да и антиисторичность игры тоже раздражает временами, все таки «ацтек на танке» — это слишком. В целом думается, что упрощения играм на пользу не идут, если они актуальны и что называется «в меру», то да, возможно, а так, это скорее деградация…
мммм класс надо будет купить )
Спасибо за обзор. С оценкой целиком и полностью согласен. 
Хм, они так и не решили проблему с балансом войск. Опять вражеские лучники буду сбивать вертолёты- это дико выбешивало в IV части.
оно круто наконец вышла
 играл в эту серию начиная с 3 части.и по моему она лучшая из всех.Ну а что касается пятой части, то она оставила двоякое мнение, а так в целом игра стала более прогрессивнее и приятной на глаз =))!
 Уж думал поставите «Похвально»… Столько всего старого-доброго под нож пошло — аж страшно. Но, как говорится — казуал сегодня господин на игровом рынке.
всё равно третья самая лучшая. 
не очень понравилась очень быстро надоедает однообразием.
 2 anticraft

Да, недостатков хватает. Кто же спорит. Но все же игра очень приятная. И сражения, как не крути, куда более «умные», чем в прошлых частях. Что вертолеты захватывают города, а катапульты топят подлодки — да, глупость, абсурд. Но этим больны все игры серии.

Я, если честно, верю в патчи и дополнения. Потенциал все-таки есть. И весьма неплохой. Пускай даже и «урезанный» :)

Так что через несколько месяцев, может быть, игру и подтянут.
[quote]Да, недостатков хватает. Кто же спорит. Но все же игра очень приятная. И сражения, как не крути, куда более «умные», чем в прошлых частях. Что вертолеты захватывают города, а катапульты топят подлодки — да, глупость, абсурд. Но этим больны все игры серии. Я, если честно, верю в патчи и дополнения. Потенциал все-таки есть. И весьма неплохой. Пускай даже и «урезанный» Так что через несколько месяцев, может быть, игру и подтянут.[/quote]
 
В этом я с вами полностью согласен. Но то, что представляет собой игра сейчас больше как на УГ не тянет)))
[quote] В этом я с вами полностью согласен. Но то, что представляет собой игра сейчас больше как на УГ не тянет)))[/quote]
 
Вы, видимо, очень нетерпимый человек :)
Считаю общий уровень счастья самым большим минусом… теперь разнообразие городов и создание центров стало невозможным и бессмысленным… Да и политика всё ещё на низком уровне.... 
Лицензия что-то уж совсем не просится на прилавки =( 
Eсли честно, очень жаль что были убраны религии и (как я понял) политические строи… всегда хотелось создать идейное гос-во мол мы самые правильные итд… хотя конечно от религии боевых бонусов ждать не приходилось воображение всё дорисовывало =) и появлялось желание играть. По поводу 1 юнита на 6-угольник ИМХО бред. Да согласен миллиард человек на одном гексе тоже не здорово, но 1 это уж совсем как-то грустно. Я б на место разработчиков переправил бы до 2-3 единиц хотя бы.
[quote]и если один отряд встал на многоугольник, то больше на него он никого не пустит[/quote]
Ура! Давно пора уже было.
 [quote]воевать за железные шахты и урановые месторождения стало необходимо[/quote]
Так интересней)
[quote] Я, если честно, верю в патчи и дополнения.[/quote]
 Я с недавних пор в них тоже верю. Помню как бесился от тупого ИИ Империи Тотал Вар, а сейчас с патчем 1.5 наслаждаюсь игрой)
Читай также