После квеста стратегия — пожалуй, самый консервативный жанр. Мы регулярно на кораблях Англии, Франции и Голландии осваиваем Новый Свет и Карибское море, возводим города и городища в SimCity и Caesar, строим базы в StarCraft 2, как уже строили десять лет, и готовимся играть в пятую по счету «Цивилизацию». Не хватает новых идей, нет особого визуального исполнения. Запускаешь любой проект и сразу вспоминаешь дюжину его сородичей. Но сегодня мы поговорим о стратегии, которая практически во всем отличается от конкурентов.
R.U.S.E. на своем примере показывает, почему многие разработчики не любят делать что-то другое. Ведь новое — это непонятное. А в наши дни потребитель уже не хочет ни в чем разбираться. Если появилось нечто, требующее активной мозговой деятельности, — надо зажмуриться и быстро-быстро запустить простую и понятную Modern Warfare 2. А иначе — ой-ей, лучше и не представлять.
В R.U.S.E. действительно сперва немного сложно разобраться. Вот построили мы танк, а он больше завода, шире реки и длиннее моста. Выезжает и занимает половину базы. Отдалим камеру, так наш только что мчавшийся взаправдашний «Шерман» станет фишкой на командирском столе в штабе. Смотрим по сторонам: где-то рядом сидят радисты, офицеры отдают кому-то приказы, возможно, неподалеку взрываются снаряды, а в нашем распоряжении лишь стол, по которому медленно двигаются фишечки…
Но снова опустим камеру к самой земле — и всякая мебель исчезнет. Настоящий маленький танк катится вперед, рядом, задыхаясь, бежит пехота, которая после долгого марш-броска залезает в грузовики и спокойно едет следом. Во время бомбежки в поле остаются рытвины, камеру трясет, а израненные бойцы падают плашмя на траву.
И вроде бы, если смотреть сверху, перед нами глобальная стратегия в реальном времени, но вблизи — уже что-то иное.
Что же это за жанр такой?
R.U.S.E. — смесь настоящего wargame и RTS. От первого благородного жанра здесь особенность битв. Если встречаются на карте два танка, то выиграет тот, который по показателям лучше. Контролировать боевые единицы во время самого поединка практически бессмысленно, можно отступать и догонять, но исполнять то, что мы видим в StarCraft и WarCraft, нельзя. Будто как в Panzer General, мы отправляем наши войска на клеточку, где стоит вражеская армия, выбираем, откуда напасть, просчитываем область удара, всякие дополнительные модификаторы, но уж сам поединок — это не в нашей юрисдикции.
От RTS здесь — реальное время, постройка базы и экономическая борьба. Войска нанимаются в специальных зданиях, а для заказа используются деньги. И потому по всей карте разбросаны склады с припасами — кто их захватывает, к тому и едут караваны с золотом.
Вот если б отказали тормоза…
С сетевым режимом R.U.S.E. я познакомился еще несколько месяцев назад, во время бета-теста. Потому кампания интересовала немного больше — здесь еще могли поджидать сюрпризы, в мультиплеере все было и так известно.
Но как сюрпризы бывают здоровскими, так часто они и неудачные. «Сингл» в своей неторопливости обходит даже русского мужика, который вот уже два века медленно запрягает, чтобы быстрее помчаться потом. Нас часа полтора, а то и больше, вводят в курс дела. Первые миссии долгие и абсолютно скучные.
Через полчаса ваш тактический гений хорошенько понимает, как с войной здесь дело обстоит, и передает штурвал той обезьяне, которая просто обводит войска рамочкой и с криками да улюлюканьем отправляет всех напролом. И примат может даже улыбнуться, ведь по завершении боя ему все дружно расскажут, какой он умница и как чудесно справился с невероятно сложной задачей.
Eugen Systems ну очень медленно переходит к сути дела. Особенность игры — уловки — нам выдают неохотно. Заставляют пять миссий подряд использовать одно и то же. Да и постоянные повторы: защити эту местность, отбей чужую и защити ее, правильно расставь пушки и создай хорошую оборону. Надоедает, ей-богу.
По идее еще должен быть сильный сюжет, но… Он скорее банальный и немного странный. Разработчики, видимо, попытались сгладить впечатление от новаторского игрового процесса и потому запихнули в ролики сексуальную барышню, которая каждый раз томным голосом нашептывает одному из генералов — какой он молодец, что он настоящий победитель. Потом она же будет и нашего героя совращать, а все окажется… Увидите, чем окажется, но ничего интересного не обещаю.
Без неторопливого ИИ
Сетевой режим — уже совсем иная штука. Как водится, ничего здесь ждать не надо, запрягать некому, и каждый бой, особенно если вы играете немного, — просто сказка и песня.
R.U.S.E. переняла динамику (но не скорость!) RTS. Стоит нам только построить первую боевую единицу, как сразу же мчимся мешать неприятелю. Стараемся подбить караваны, не дать захватить еще ресурсных баз, просто разведываем. Оппонент же реагирует мгновенно: прислали танк? Так получай с воздуха налет штурмовиков! Зенитками едут в атаку? Тяжелые бронированные машины разберутся с ними.
Прелесть в том, что здесь нет никакого микроконтроля, ваш APM можно оставить в прихожей на шкафчике возле ключей, насиловать мышку тут бессмысленно. Гораздо важнее уметь правильно подбирать сочетание войск и предугадывать действия противника. Вы строите авиацию, значит, враг вложится в зенитки, а их лучше всего проломить танками, на что он, возможно, ответит противотанковыми пушками. Что нам делать? Заранее уходить в пехоту.
Даже борьба за экономическое преимущество неспешная, здесь нет быстроты десанта из StarCraft 2 — когда не успеваешь даже секунду подумать, а приходится уже действовать. Тут главное — просчитывать действия оппонента. Если вы увидели, что он сразу играет через тяжелую технику, то контролировать карту ему будет сложно, можно этим пользоваться. Или, если мы массово клепаем пехоту где-то в центре карты и не даем дышать противнику, сразу же захватываем ресурсные точки, ибо нашу базу недруг пока разбомбить не сможет.
Причем у каждой нации есть еще свои особенности. Французы едва ли испугают вас танками, но зато эти господа способны выдержать даже пробивные массированные атаки — у них великолепные защитные сооружения. Пехота в лесах, дзоты в открытом поле — и привет, что с таким делать?
СССР славится мощной артиллерией, которая бьет почти что через всю карту, у немцев восхитительные танки, британцы могут скинуть десант вам на голову в первые же секунды партии, а у США отличные самоходные зенитные установки. И таких индивидуальных черт у каждой стороны — не меньше пяти-шести. R.U.S.E. действительно разнообразна. И заставляет вас всегда принимать во внимание множество факторов и предельно точно следить за действиями противника.
Обмани меня
Однако что-то все равно не так. Вы совершаете правильные действия, точно угадываете планы врага, в ответ на авиацию ставите зенитки, на его «Тигровый» ответ — выкатываете противотанковые пушки. Но в решающей схватке на вас обрушиваются многотонные заряды артиллерии, пехота из леса внезапно убивает половину войска, а десантники уже захватывают заводы… Эм?
Дело в том, что не посылали против вас тяжелую технику. То, что вы видели завод и даже сами танки, — это не реальность. Это иллюзия. Боевые машины из картона, завод из досок. Вас обвели вокруг пальца и заставили пойти по ложному пути. Вы бились с призраками.
R.U.S.E. потому и ruse — ибо означает «уловка». Помимо того, что игра и так сама по себе глубока и выполнена в лучших традициях сложных стратегий, здесь есть еще и вот такие вот хитрости. Можно, например, скрыть все настоящие строения на базе, но где-то в другом месте поставить липовый аэродром. Соперник получает эту информацию и заказывает ненужные зенитки.
В игре об этом не говорится, да и на панели никакой не показывается, но для отрядов можно задавать «горячие» клавиши. Выбираете группу солдат и нажимаете «Ctrl + 1 (2, 3, 4)». Только есть проблема — в разные отряды нельзя забрасывать одних и тех же бойцов. Это немного странно, но вот так… А еще здесь есть «горячие» клавиши для строительства, их отображение можно включить в главном меню. Только если версия R.U.S.E. у вас русская, то и буквы все будут кириллические, а это страшно путает после StarCraft, WarCraft, Red Alert и прочих RTS. Видите «а» — и тыкаете на английскую по привычке. А уж какая-нибудь «щ» и вовсе вводит в ступор…
Причем хорошая «афера» — это сложная комбинация из различных уловок. Допустим, нам надо заставить врага «защищать воздух», дабы мы его уничтожили тяжелой техникой. Базу скрыли, деревянный аэродром поставили — это первый шаг. Но если мы поедем сейчас на противника танками, то он их быстро заметит и все поймет. Необходимо применить другую уловку — «радиомолчание». В выбранной области ваши отряды не видны. И вот мы добрались до неприятеля, он уже рядом, но мало ли — вдруг у него есть войска, которые все-таки смогут выстоять против нас? Потому отвлекаем внимание и пускаем липовую технику с другой стороны. Картонные машины двигаются с запада, недруг удивляется, начинает ругаться, что повел себя как говорящее брокколи и поверил в авиацию. Потому он быстро отвлекается на муляжи, и мы спокойненько заходим с востока.
Это пример победы исключительно благодаря уловкам. Ставка на то, что враг точно не прознает, что мы делаем. Но это ва-банк — пан или пропал. В большинстве же матчей хитрости просто помогают лучше разыграть партию. Например, если послать рядом с обычными танками еще и муляжи, то «куклы» возьмут на себя часть урона. Можно во время атаки использовать «прослушку», тогда вы будете знать, какие приказы противник отдает — будет легче подловить его, ослабить.
А уж командные битвы, два на два или даже четыре на четыре, — это еще интереснее. Больше возможностей для глобальных стратегических планов и мелких пакостей. Можно такие схемы выдумывать!
***
Самое время вспомнить, что наши оценки — это не проценты, замаскированные в слова. Мы живем без баллов. У нас есть только отношение к играм. И вот отношение к R.U.S.E. — изумительное. Да, кампания слаба, скучна и утомительна. Ради нее покупать эту стратегию не стоит. А вот сетевой режим — это мороженое с шоколадным сиропом на столе любого сладкоежки.
Плюсы: необычное визуальное исполнение; отличное соединение разных жанров; глубокий сетевой режим; уловки и их применения.
Минусы: кампания долго готовит игрока к серьезным действиям; слишком большое раздолье для «обезьяньей» игры; телочки в стратегии по Второй мировой…
Лучшие комментарии
Игра и вправду классная.
Наш выбор не дали, потому что кампашка унылая, (блин почему нельзя не толстым шрифтом писать после того как нажал?) что за чёрт? опять нором
А кампания уныла, мне кажется, только с русской точки зрения(если брать сюжет). Для среднестатистического европейца она вполне даже, я уж не говорю про американцев. То что в начале немного нудно и затянуто — это да, но зато в конце мяско порадовало и даже очень.
Болье всего конечно радует ПОЛНОЕ ОТСУТСВИЕ МИУРОКОНТРОЛЯ. В кой то веке можно поиграть в отличную стратегию, не ломая пальцев и клавы. В общем, я просто в восторге, давно хотел именно такую стратежку.
Да, он готов. Скоро выложаь.
А стрим будет. Он у нас в планах на ближайшую неделю.