Рассказы о том, что игры полностью продали душу дьяволу коммерции, сидят в печенках. Но как об этом не говорить, когда каждый раз, когда запускаешь очередной проект от Ubisoft или Activision, видишь только прилизанный продукт в аккуратненькой белой рубашечке и начищенных туфельках. Смотришь на него, а он слепит тебя своей голливудской лучезарной улыбкой. И сегодня новаторство и нешаблонность можно увидеть только в какой-нибудь странноватой аркадке, которая весит мегабайт этак 300…
The Misadventures Of P.B. Winterbottom проще всего охарактеризовать модным словечком «инди». Мол, хрен поймешь, что это такое, но интересно. Однако же «инди» — это нечто независимое, без издателя и с призрачными шансами на прибыль. Сейчас уже и эти игры редкость, ибо на сцену пришли коммерческие проекты, разрабатываемые за несколько месяцев и не требующие вложения огромного количества денег.
Примеров уйма: Plants vs. Zombies, Braid, «Машинариум». И это только самые яркие. Бизнес пришел и сюда, однако же правила здесь совершенно иные. Поскольку вложения минимальны, то потерять деньги не так страшно. Но привлекать пользователя приходится не громкой рекламной акцией (на нее тоже не выделяются средства), а как раз таки нестандартностью проекта. И чем больше интересных находок придумали разработчики, тем быстрее аудитория потянется к их детищу. Законы такого «малого бизнеса» совсем другие, и лично мне они милее. Ибо уже мочи нет вновь и вновь смотреть на боевики с укрытиями да сюжетом про то, как американцы вселенную спасли…
От Чарли Чаплина привет
Но вернемся к The Misadventures Of P.B. Winterbottom. Все же надо определить ее жанр. Давайте назовем сие творение логической аркадой. Здесь нам приходится ломать голову над загадками, но порой еще и действовать на скорость: бегать, прыгать, немножко летать.
Начинается все в стиле кино 30-х годов. Субтитры вместо слов, рябящая пленка, помехи и будто бы вручную на этой же пленке покрашенный главный герой. Он —единственный в цвете. Впрочем, назвать его фигурку яркой нельзя. Сами посмотрите на скриншоты. Он бледный и четко вписывающийся в концепцию.
Каждая миссия стартует с короткой предыстории. Три строчки текста, описывающие действия героя, а потом сам уровень размером в два-четыре экрана монитора. И сначала игра кажется стандартнейшей аркадой. Падаем вниз — и должны в полете собирать как можно больше пирогов, или же надо быстро бежать по железным висячим мостам, пока те не оборвались. И кажется, что The Misadventures Of P.B. Winterbottom — вполне обычна, просто обладает интересным графическим исполнением.
Но после первых двадцати минут все сильно меняется. Вдруг мы видим, как по все тем же висячим мостам топает наша тень. И сразу вспоминается, как внезапно на пути у нас появлялись спасительные тросы и новые мосты, которые не давали падать. И вот уже через секунду оказывается, что этим же мы и занимались. Если не успеем вовремя нажать на рычаг, то мы из прошлого — погибнем. И теперь наше же прохождение предыдущего этапа определяет скорость действия в новом. Очень забавно.
Однако все это лишь прелюдия. То, что полчаса разработчики преподносили нам сюрприз за сюрпризом — это лишь развлекалочка. Дальше все будет уже иначе.
Как достать пирог?
Игра превращается в сборник логических задачек. Герой столкнулся с этакой машиной времени, которая может записывать все наши действия, а потом воспроизводить их на клоне. Зажали «Shift», пробежали десять метров, три раза прыгнули и отпустили «Shift». Все эти действия теперь из раза в раз повторяет наш «двойник». Иногда позволяют сделать несколько дублей, и каждый занимается ровно тем, что вы делали, когда его создавали. Он может даже просто стоять, если это как-то поможет добыть пирог.
Да, именно из-за охоты на вкусняшки нам и приходится постоянно клонироваться. И все загадки в The Misadventures Of P.B. Winterbottom связаны как раз с этим. Вот, например, самое простое задание. Пирог находится над качелями. Мы сами никак достать заветную награду не можем. Потому становимся на другую сторону досточки, зажимаем «Shift» и прыгаем. Потом отпускаем клавишу и бежим обратно. Клон подпрыгивает, потом опускается вниз, а нас подбрасывает вверх. Пирог схвачен, уровень пройден.
Но это загадка-разминка. Как водится, чем дольше играем, тем сложнее становится. Например, пироги приходится собирать только в определенном порядке или на их поимку отводится всего несколько секунд. Дальше будут пироги-фантомы, которые могут взять только ваши дубли, и прочие усложнения нашей и без того нелегкой жизни охотника за едой.
И помимо классических загадок, где надо просто «увидеть» решение, появляются и творческие уровни, где можно все придумать самому. Долго выстраиваем композицию, а потом, в страхе зажмуря один глаз, смотрим и надеемся, что все получится идеально. Как это было в «Заработало!».
Вот, допустим, возьмем следующий уровень. Фантомные пироги лежат в ряд на полу. Можно их брать только по порядку. Но проблема в том, что часть из них находится в огне — и вбежать туда нельзя. Над огнем есть кнопка, которая «включает» дождь и убирает пламя. Но стоит только слезть с кнопки, как вновь все полыхает.
На этом уровне вы можете создать только одного клона. И логично было бы предположить, что пока вы стоите на кнопке, которая выключает огонь, дубль собирает пироги. Вот только проблемка. Если вы ставите второго себя на кнопку, а сами внизу пробегаете и «записываете» свой бег, то как только отпускаете кнопку «Shift», клон на кнопке исчезает, а вновь появившийся P.B. Winterbottom сразу же вбегает в пламя.
Как решить такую задачку? Кнопка высоко, и на нее можно запрыгнуть только в том случае, если клон позволит вам встать ему на плечи. Но ведь если нам доступен всего один дубль, то мы не можем ставить первого на кнопку, а второго внизу, дабы он нас наверх закидывал.
Картинка с этим уровнем прилагается. Попробуйте решить головоломку. Если получится и вам понравится процесс, то вы наверняка захотите купить и полную версию игры, а не только текстовое описание и скриншот… Только помните, это еще не самая сложная задачка. Будут и более мозголомные…
Под спойлером находится видео-прохождение этого участка для тех, кто так и не нашел разгадку, но хочет ее увидеть.
(Тут был Flash-плеер, но с 2020-го года Flash не поддерживается браузерами)
Один невольный промах
И, пожалуй, единственное, что все же портит впечатление от игры, — это порой слишком муторные задания. Когда вам, например, приходится где-то 15-20 минут заниматься рутинной работой вроде создания одного клона за другим, дабы взобраться на высоко расположенную точку. Вы уже догадались, как пройти уровень, все спланировали и уверены в успехе, а потому резко становится скучно, но приходится еще какое-то время возиться и ругаться. Невкусно.
И ведь разработчики, по всей видимости, отлично это понимают, ибо делают почти всегда такие локации, которые можно пройти за минуту, если все правильно сделать. Правда, обычно нам приходится по полчаса просто смотреть в экран и думать: как же, черт побери, тут все сделать?! Не хватает возле головы только рева кулера, который возникает, когда процессор загружен на 100%.
Так что если вы любите сложные задачки, но еще в играх цените интересный, нестандартный подход, то The Misadventures Of P.B. Winterbottom попробовать стоит. Отличная зарядка для ума плюс веселое развлечение хоть на весь день. Вручаем проекту «похвально» и не даем «изумительно» только потому, что порой встречаются однообразные миссии и излишне затянутые уровни. А в остальном — все просто отлично.
Плюсы: интересная стилистика; необычный игровой процесс; хорошая зарядка для ума.
Минусы: некоторые уровни излишне затянуты; порой игра приедается.
Лучшие комментарии