После того как на упаковке «Противостояние» появился Саакашвили, жующий галстук, я решил, что на серии можно ставить крест. Весь творческий потенциал ушел на создание обложки, и эта картинка была единственным, за что могли хвалить проект (если, конечно, похвальба ура-патриотов вообще может быть сколько-нибудь значимой). Так что я уже и не особо верил, что «Противостояние. 3D. Перезагрузка» окажется действительно стоящей стратегией. В самом деле, в 2010 году уж не «революционным третьим измерением» ли разработчики решили нас удивить?
Война... Война никогда не меняется
К слову, сюжеты «Принуждения к миру» и «Перезагрузки» немного схожи. И там и там мы воюем с США, причем воюем неподалеку от России, на юге (в данном случае — в Таджикистане). В общем, актуальная нынче тема...
Разработчики этим очень гордятся. Мол, мы не простой проект сделали, а с подтекстом: идеологически верная борьба против нашего потенциального врага и ответ западным играм, где русские выступают в роли захватчиков в шапках-ушанках.
Отчасти я понимаю такую позицию, но если американская пропаганда от западных сценаристов и прочих Томов Клэнси меня скорее веселит (ну сложно же поверить, что в нашей армии все солдаты завтракают водкой, а стреляют из многозарядных балалаек), то вот когда наши соотечественники берутся за патриотические лозунги, то в голове сразу что-то щелкает и хочется злиться. Во-первых, в России это делают ужасно топорно. Во-вторых, семидесятилетняя история нашего государства как бы намекает...
И поэтому от «Перезагрузки» несет душком... Но не особо сильно. Скажем так, в отличие от «Принуждения к миру», здесь процесс важнее подоплеки. И тут даже можно нормально читать брифинги и заметки военных, а во время прохождения не хочется закрыть глаза ладошкой и проворчать известнейшее словосочетание о стыде.
Смена власти
Я вот почему решил сразу поставить все точки над i в плане сюжета: очень многие пользователи едва ли стали бы тратить время на ура-патриотическую чушь. А кто хотел бы — явно не наша аудитория. И коль «Перезагрузка» не заслуживает расстрела и мгновенной отправки в мусорный бак, можно расслабиться и поговорить о главном.
Итак, название на коробочке намекает, что игра изменилась. «Противостояние» перезагрузилось и превратилось в... Warfare — довольно известную стратегию на схожую тематику от тех же разработчиков. Так что если вы знакомы с ней, то быстро найдете много схожих черт. От внешнего вида до тактики боя. Сами разработчики не отрицают этого и говорят, что их просто давно просили выпустить ту же Warfare, только с возможностью сражаться за русских. Вот они и вняли просьбам да решили оживить старую серию, а не делать дополнение для не особо хорошо продавшейся RTS.
Впрочем, любители оригинального «Противостояния» едва ли от этого сильно загрустят. Игра хоть и изменилась довольно сильно, но точно не стала хуже. Третье измерение пошло ей исключительно на пользу. Да и невозможно в наше время уже оставаться в 2D, только если это не закос под «ретро-стайл» и не проекты вроде «Эадора»...
Правда, если вы не сталкивались ни с Warfare, ни с «Противостоянием», то могут возникнуть большие проблемы. И не исключено, что «Перезагрузку» вы удалили еще до появления этого обзора. Причем сразу после первой же миссии.
Первичный ужас
Вот представьте: запускаете вы «Перезагрузку», смотрите на кривое главное меню с уродливым танком и еще более уродливым дымом из него, потом плюетесь от феерически убогонькой заставочки (вы ведь видели World in Conflict, Dawn of War, Company of Heroes), а потом попадаете в бой с такой графикой, которая уже лет этак пять как устарела. Она не кошмарная и не некрасивая, просто в наше время стыдно делать стратегии на таком движке. И нет никакого оправдания разработчикам, что они решили использовать именно его. Мы тратим на игры деньги. И одинаково платим как за красивейшую World in Conflict, так и за вот такую вот страшную «Перезагрузку».
Признаться, если бы не надобность писать обзор, я и сам бы не стал играть дальше. Явно дешевая стратегия едва ли могла бы порадовать... Но задание дано, сроки поставлены, а потому надо запускать миссию и двигаться вперед.
Вот только уже через полчаса стало ясно: в «Противостоянии» есть что-то такое, чего не было нигде больше. Тут очень много разных типов подразделений, которые практически полностью списаны с реально существующих. Возьмем снайперов. Всего два бойца в группе — наводчик и стрелок. Во время атаки кидают дым, скрываются за ним, потом находят удобную позицию и начинают аккуратно выстегивать солдат неприятелей. ВДВ ходят толпой побольше, и у них уже самое разнообразное оружие. Один бежит с ручным пулеметом, второй стреляет из ракетницы, третий использует обычный «Калаш». Причем десантники становятся многократно эффективнее, если их прикрывает БТР, техника подавляет противника огнем и прикрывает пехоту.
Есть тут и пулеметные отряды, которые не дают пешим солдатам неприятеля подойти поближе; и минометные расчеты, делающие атаку на ваши позиции очень трудоемкой; и разведчики, которые быстро ликвидируют засевшего в городе неприятеля, но при этом сильно уязвимы в открытом столкновении; и «воздушные цели» (как они себя сами называют), сбивающие авиацию недруга. Ну и плюс тут у нас полный набор техники: танки, боевые и десантные вертолеты, бронетранспортеры, грузовики снабжения, бензовозы — от мирной до самой разрушительной.
Игра хорошо продумана, хоть поверить в это на первый взгляд и сложно. Здесь учитывается масса всяких параметров. Нам придется заправлять транспорт, дабы добраться до нужной точки, подвозить солдатам вооружение, ибо гранаты и ракеты быстро заканчиваются. Необходимо устраивать дымовые заслоны и высаживать пехоту с вертолетов в тыл врага. Признаться, многое из «Перезагрузки» не было и в помине даже в схожей по жанру Company of Heroes, что уж говорить о World in Conflict, где внимание к мелочам явно не было одной из благодетелей игры.
А благодаря тому, что все в «Перезагрузке» происходит буквально в наше время, чувствуется особый реализм, которого нет ни в одной другой стратегии. Возьмем даже серию «Вторая мировая», где чуть ли не каждая пуля движется так, как бы она летела в реальной жизни. При этом «настоящности» в «Противостоянии» больше, ибо перед нами примерно те бои, которые можно увидеть по новостям и в хрониках. Эффект как от ArmA 2, где все напоминает существующий нынче мир.
Локальные войны нашего века
Однако же сравнивать «Вторую мировую» и «Противостояние» в плане геймплея нельзя. Проекты совершенно разные. «Перезагрузка» не такая глобальная, точнее, она вовсе не глобальная и напоминает Company of Heroes, где нам дают небольшие отряды, а мы с их помощью решаем стратегические задачи на уютных маленьких картах.
Например, нас просят защитить поселок (три-четыре дома, две дороги и окопы), а после того, как мы отбили атаку, приказывают самим броситься в бой. Или же требуют взять высоту при помощи четырех отрядов пехоты и двух бронетранспортеров. Порой масштаб увеличивается, нам позволяют командовать танками и вертолетами. Но количество техники всегда мало. Пять-шесть боевых машин в среднем.
Но будь солдат больше, играть было бы почти невозможно, ибо здесь очень важен хороший микроконтроль. Только не представляйте себе сейчас StarCraft, там все иначе. Вот, допустим, нам приказывают без шума и пыли, быстро и смертоносно зачистить крохотное поселение, где находится враг. У нас есть снайпер с наводчиком, три разведывательных отряда (как подобает — с иконкой летучей мыши) и два бронетранспортера. При этом нет информации о том, сколько врагов, как они засели и прочих деталей.
Что делать? Для начала пускаем вперед снайперскую группу. Они поднимаются над поселением, ложатся на небольшую горку и дают обзор восточной части базы врага. Там замечены четыре неприятеля, которые стоят на вышке и, по всей видимости, ждут нашей атаки. Приказываем стрелку снять врагов, а тем временем два БТР и солдаты медленно подходят поближе. Но рваться просто вперед — сумасшествие. У врага тоже могут быть снайперы, ракетометчики, спрятанный в засаде танк — лишняя поспешность, и вот вся наша группа уже разбита и мертвой лежит на подступах к поселению.
Поэтому оба БТР дважды стреляют дымовыми шашками, белый туман закрывает подступы к городу, и пехота начинает прорываться. Солдаты кидают гранаты, кто-то палит из миномета, а вскоре первые ворвавшиеся в поселение бойцы открывают видимость для техники и та начинает из пулемета прижимать недругов к земле. Теперь разведчики быстро нейтрализуют всех, кто хочет уничтожить бронетранспортеры, потом прячутся в зданиях. Дальше начинается медленное выдавливание врага с территории.
Вроде бы не такая уж сложная операция, а сколь аккуратно и осторожно надо действовать. Ибо если лезть на рожон — обязательно прибьют. Где это видано, чтобы три отряда в открытую штурмовали укрепленного противника? Если поспешить и не кинуть дым, то снайперы убьют 5-6 солдат и огневой мощи может не хватить. Если вперед пустить технику, то ее может подбить одиночка-ракетометчик, которого не заметит экипаж. Если... Впрочем, не будем проигрывать все возможные случаи. У вас самих их будет предостаточно. Но главное, что здесь действительно можно много чего изобрести и очень интересно положить врага на лопатки.
Плохо, правда, то, что карты не особо красивые, а на одной территории нам приходится возиться часов по пять. Слишком уж много разных заданий в одной миссии.
Как водится, небольшое заключительное слово. «Перезагрузка» — внешне игра далеко не сегодняшнего дня. И даже не позавчерашнего. Она выглядит плохо, старо. Однако если вы не брезгуете «олдскулом» и готовы забить на слабую графику, то у вас есть шанс поиграть в довольно неплохую, в меру сложную и разнообразную стратегию. Да, она не конкурент всяким Company of Heroes, World in Conflict и даже «В тылу врага» (с «Блицкригом» ей тягаться тоже сложновато), однако есть у нее много плюсов, которые позволят вам где-то недельку поломать над ней голову и одержать победу русскими солдатами.
Плюсы: реалистичность; высокая сложность; обилие тактик; интересный набор войск и их замечательная озвучка.
Минусы: плохая графика; скудность карт; «дешевость» проекта практически во всем.
Лучшие комментарии