Есть такие игры, совершенно особенные, даже уникальные. Я предпочитаю называть их «народными». Они подойдут всем: и взрослому, уставшему после трудового дня, и сыну-школьнику, и подростку-студенту, и даже бабушке-одуванчику. «Народность» эта достигается благодаря двум вещам. Первая – простейший геймплей, а вторая – низкие системные требования. Правда, сам «народ» должен слабо представлять, какой же должна быть качественная игра.
Поэтому зачастую такие проекты оказываются весьма сомнительного качества. Вспомним хотя бы Communism Muscle Cars, Need for Russia, Specnaz 2, «Параграф 78». Они получили заслуженно низкие оценки, но так или иначе все же попали на «народные» компьютеры неразборчивых покупателей.
В этот раз предо мной «Другой мир», который принадлежит перу польской студии Openoko. Она уже печально известна «отличными» Evil Resistance и G.B.R. Однако, как говорили аналитики, в кризис плохих игр должно стать меньше. Ударенный по карману покупатель будет внимательнее изучать товар, поэтому всякий шлак теперь не пройдет на прилавки, его продавать – себе в убыток. Быть может, это попытка реабилитироваться? Игра же как-то добралась до магазинов.
Поддай пару!
Чтобы по-честному отрецензировать «народный» экшен, я уселся за вполне «народный» компьютер. Не сверхсовременный, зато вполне доступный для мифического среднего пользователя. Пиктограммы на сопроводительной бумажке гласили таинственное Athlon X2 5600+, 1Gb RAM, 8600 GTS. На рабочем столе я нашел ярлык Sims 3. Симулятор жизни весьма бодренько заработал на средне-высоких настройках. Забавные человечки станут контрольной группой – по ним мы будем сравнивать производительность игр.
Я установил «худой» по нынешним меркам «Другой мир» (чуть более 1Гб), диск с шумом закрутился быстрее, это началась проверка StarForce. Когда система убедилась, что я не пират, началась загрузка. Я ощутил какой-то кураж. Непривычный компьютер, новая игра, волнение от покупки, предвкушения…
Ух ты, стимпанк! Паровые штучки, чудные приспособления, перед глазами так и встает Arcanum. Технологическая романтика, таинственность изобретений, занимательные формы и узоры… Фантазия уже разыгралась. Начинается вступительный ролик, в котором какой-то старый генерал с механической рукой рассказывает главному герою, что в городе (это Лондон) не осталось людей, а только орды паровых роботов бегают по улицам. Наша задача – пройтись карающим мечом по возможным укрытиям главного злодея в надежде, что в одном из них мы его таки встретим. Так легко разработчики узаконили бесконечное число самых разнообразных уровней, к которым даже не нужно придумывать сюжетную подоплеку. Сумасшедший ученый может прятаться вообще везде… Однако слово «орды» настроило меня на кровожадный лад, мысли о тупых миссиях улетучились. Я досмотрел заставку и изготовился рубить, стрелять, резать, взрывать и все такое…
Прошло пять минут. Уровень загрузился на три четверти. Боевой задор несколько погас, но вера еще осталась – ведь у меня «народный» компьютер, который, как известно, слаб и всегда виноват в том, что игры на нем идут через одно место. Я знал это, поэтому ждал терпеливо.
Прошло еще три минуты. Дождался. Уровень начался. Вокруг полуразрушенный город. Все завалено каким-то строительным мусором, а в руке у персонажа причудливого вида револьвер. Мне подумалось, что надо осмотреться. Повинуясь движению мышки, персонаж попытался повернуться. Кадр застыл. Через 30 секунд счетчик FPS сдвинулся с мертвой точки. Я решил сделать шаг – игра опять замерла. Еще через 30 секунд все ожило, а на меня побежали враги. Как-то неестественно прогремел выстрел, все снова застыло, но в этот раз всего-то на 10 секунд. Убив троих роботов, я случайно посмотрел на огонь, от этого счетчик FPS принял значение 4. Выше он уже не поднимался…
Мне пришлось перезапустить игру и выключить все новомодные шейдерные эффекты. Не думал, что средний компьютер так слаб. Без «горячего воздуха» и теней FPS достиг отметки 75. Я было обрадовался, но выстрел из любого оружия быстро свел кадры в секунду к нулю.
Спустя 30 замираний по 30 секунд каждое я нашел дробовик. Низкий голос натужно и как-то неестественно прогремел: «ДРОБОВИИИК!» Я аж подпрыгнул от неожиданности. После этого наушники так и лежали в стороне.
Так, чертыхаясь, мне наконец удалось пройти первый уровень. В следующем я нашел пулемет, очередь из которого заставила задуматься игру на добрых пять минут. Если соберетесь отправиться в путешествие по «Другому миру», то запаситесь чаем и лимонами. Помогает, знаете ли, коротать время при замираниях.
После еще трех чаепитий «Другой мир» как-то сам собой оказался в корзине, оставив после себя память в виде пяти невзрачных скриншотов. К сожалению, сделать снимки на максимальной графике не удалось – из-за ужасных тормозов даже невозмутимый FRAPS не смог сфотографировать экран.
Учись на ошибках
Дураки учатся на своих ошибках. Кто же, скажите мне, эти люди из Openoko? Это ведь уже не первый проект, в который невозможно играть. Куда смотрели тестеры (если они были), чем думали разработчики (и издатель тоже, кстати)? Они сами-то, интересно, пробовали пройти хотя бы один уровень? Может, виноват мой «народный» компьютер? Я пересел за рабочую машину (Core 2 Duo 4,7GHz, 6Gb RAM, GTX 260) – не помогло. Корявая поделка намертво зависала все в тех же местах. Сделали шаг – постояли. Выстрел – еще постояли. Даже главное меню не торопится появиться на экране – его надо подождать где-то минуту, чтобы выйти.
Получается, что конфигурация компьютера, мягко говоря, ни при чем – значит, проблема в самой игре? Верно. Пожалуй, в схватке за первое место по забагованности и тормозам «Другой Мир» с легкостью уделывает не только печально известную Lada Racing Club, но и все остальные мусорные поделки последних лет. Виват, Openoko, звание королей шлака теперь ваше.
Плюсы: отсутствуют.
Минусы: отсутствует оптимизация, тормоза на всех уровнях детализации и разрешениях; слабый сюжет; неудачная озвучка.
Лучшие комментарии
MAGSTAT