Первые «Звездные волки» – игра не особо известная и популярная, но очень добротная и интересная. По духу она для нас была чем-то сродни Fallout. Но вторая часть оказалась лишь серой тенью, рассчитанной то ли на массовую аудиторию, то ли на тех, кто до этого вообще не видел компьютера. Это сильно печалило поклонников, и они решили исправить ошибку Xbow Software и сделать не просто дополнение, а полноценную игру.
История одного краха
Вторая часть «Звездных волков» была, между нами, девочками, настолько сильным отстоем, что разработчики «Гражданской войны» решили вообще не брать этот проект в расчет. От него нам достался лишь движок, все остальное было выброшено вместе с космическим мусором, а потом долго и упоительно горело в атмосфере бесконечно далекой и гиблой планеты (да-да, нам сильно не нравится эта игра).
Начинаем мы за бывшего предпринимателя, который многие лета сидел в конторе, руководил грузоперевозками и покрывался небольшим слоем пыли. Когда-то он сам летал, но офисная работа развращает, а большие деньги могут легко заменить веселые приключения.
Однажды утром он сел за рабочее место, попытался связаться с транспортниками, которые везли дорогой груз, но в ответ – лишь тишина. Не отозвались корабли и на следующий день, и через неделю. Пришлось продать дом, офис, жену и детей, залезть в убогонький перевозчик и полететь к месту пропажи подчиненных и товара. С молотка ушла вся прошлая жизнь, герой еле-еле рассчитался с долгами, и теперь у него нет ничего, кроме последнего желания – узнать хоть что-то о происшедшем.
Сначала наш персонаж летает один, но вскоре к нему присоединяются другие пилоты. Вместе мы и будем бороздить космос, нарываться на неприятности и потихоньку спасать мир. Мелкое расследование окажется в центре настоящей войны между разными фракциями. И нам придется выбрать, к какой из пяти сторон примкнуть. В общем, скучно не будет – обещаем. Мы уже свое отлетали, но до сих пор под впечатлением от сюжета.
Как оно работает?
Вселенная поделена на десятки секторов. В каждом несколько станций, где мы можем торговать, читать новости, вербовать наемников, получать вознаграждение за головы пиратов, ремонтировать звездолет и т.п. Передвигаемся по миру мы на корабле-базе. Это что-то вроде авианосца, в котором сидят маленькие истребители и ждут своего часа.
В отличие от «Космических рейнджеров» нам не надо задумываться, куда лететь, нет необходимости искать приключения на свою голову. Они нас сами находят и не отпускают. Если сравнивать с другими ролевыми играми, то ближе всего «Звездным волкам» будет «Готика». Там тоже мы практически не бездельничали и все время двигались по основной квестовой ветке. А вот The Elder Scrolls наоборот – безумно далека. Космос лишь кажется открытым, на самом деле практически бессмысленно летать по тем системам, где нас не ждут. А порой героев просто и не выпускают из одной точки вселенной в другую. Выходим через портал и сразу гибнем от выстрела сотни врагов.
Однако это тяжело назвать недостатком проекта. Да, чувствовать себя полностью свободным хочется, но разработчики пошли на искусственные ограничители ради того, чтобы мы с вами получили больше удовольствия. Дабы мы не заблудились и случайно не затягивали происходящее. Зато там, где выбор может сделать игровой процесс интереснее – он обязательно есть.
Самореализация в космосе
Выбор – вот, что позволяет почувствовать себя в «Гражданской войне» частью мира. Он есть практически в каждом квесте, а также сильно влияет на общий ход игры. У нас, в общем-то, именно благодаря ему пять сюжетных линий... Разберем для примера одну из миссий.
Мы летим с контрабандным грузом Новой Империи в секторе Старой Империи. Стоит нам только попасться с ним местным ищейкам – придется биться с десятком сильных истребителей. Поэтому, как только мы влетаем в пограничную зону, товарищи спрашивают нас – как двигаться дальше, по краю сектора или через центр. Говорим, что двинемся напрямик, так меньше подозрений. Педаль в пол, звездолет несется на здешних сверхскоростях, и вновь один из NPC-товарищей окликает нас. Тут неподалеку на группу торговцев напали стражники, может, поможем? С одной стороны – эта имперская шваль уже давно надоела, и мы подписывали кодекс торговца, в котором обещали выручать друг друга, если потребуется, но с другой – влезем в драку, можем продуть, попасть в розыск, и тогда груз уже не довезти. Игрок думает, потом отвечает: «Конечно, поможем!» И тут нас вновь спрашивают: «Шеф, а кому именно?» Теперь выбор не стоит за тем, пролететь или влезть в драку, это мы уже решили. Важно понять, на чьей стороне выступать будем.
А теперь следите за руками, какие варианты решения и их последствия были всего лишь в одном квесте во всего лишь одном секторе вселенной. Если бы мы пролетели по краю и не наткнулись на проверку, то все было бы хорошо. Спокойно бы довезли груз с чистой совестью. Если летим по центру и не вмешиваемся в бой, то в следующем секторе имперцы бьют тревогу и атакуют нас. Мы, как гражданские, обязаны помогать военным. За бездействие – смерть. Третий вариант – влезть в битву и помочь охране. Нам выдадут хорошую награду, скажут, что торговцы были контрабандистами, потом поблагодарят и пропустят – можем выполнять квест, никто не задержит. Четвертый способ – защитить торговцев, после чего получить от них важную информацию о том, где можно найти отличный корабль, а потом с боем прорываться вперед и завершать миссию с десятком новых звездочек на фюзеляже.
Напомню, это всего один довольно простой и не особо глубокий квест. Да и то – не весь, а только часть. Есть и более разнообразные, где выбор и богаче и интереснее.
Я не буду говорить, что все это позволяет перепроходить игру миллионы тысяч раз и постоянно узнавать что-то новенькое. Это самое простое следствие. Гораздо важнее, что нам действительно позволяют что-то решать. Здесь есть правильные ответы и не очень, есть сделки с совестью (как помощь ненавистным имперцам), так и подвиги ради того, что вы считаете верным. Мне как-то пришлось нашпиговать свои дорогие звездолеты взрывчаткой и отправиться на них к пиратам, дабы взорвать всю их братию. Я потерял дорогие корабли, валялся в спасательной капсуле и следующий бой проводил на каких-то космических развалинах, а не на мощных истребителях. Хотя были и другие варианты. Но я решил, что так поступить – лучше всего. Не разработчики за меня определили, не герой решил перед дамами покрасоваться, а именно я так захотел. «Звездные волки», быть может, не позволят вам вжиться в роль торговца и стать другим человеком, но вот отыграть себя в ином мире – получится.
Снимем чехлы со звездолетов
Важная часть игрового процесса – сражения. Проходят они в реальном времени, но обладают умной паузой. Назвать их достоинством проекта – очень сложно. Вся наша роль сводится к тому, что мы просто выбираем истребителям цель, порой просим пилотов применять умения и заставляем их выпускать ракеты или же бить из пушек. Лишь в редких исключениях делаем еще хоть что-то. Однако даже такие бои помогают вжиться в роль. Это сложно объяснить, как драка с минимальным участием игрока способствует погружению, но это факт. Причем, чем сложнее проходить миссии, и чем хуже корабли, тем интереснее жить в этом мире.
Если, например, у вас уже есть опыт общения со «Звездными волками», и вы прошли первые два проекта, то, быть может, даже на максимальной сложности вы не сможете прочувствовать те переживания, что испытывают герои. Для них каждый бой – испытание, невероятная трудность. А опытный игрок может легко одной лишь базой уничтожить всех. Разработчикам надо выпустить какой-нибудь патч для ветеранов, дабы и они могли оказаться в шкуре звездного волка.
Скажем и о ролевой системе. В «Звездных волках» она на удивление незаметна. Все-таки ставка здесь делается в первую очередь на истребители, и хороший кораблик даже с плохим танцором летает нормально. Поэтому большую часть опыта мы тратим на получение навыков пилотирования, остальное хоть и полезно, но все-таки вторично.
Кстати, очки опыта получаются незаметно. Нам не говорят, что за этот квест мы получим новый уровень, а после его окончания возле корабля не будет летать надпись «+200 exp». Это все делало бы мир нереальным, а разработчики приложили слишком много усилий, чтобы мы поверили в него...
Пыль далеких планет
Если у вас слабенький компьютер, и вы, смотря на здешние скриншоты, представляете, как игра будет лагать у вас, то перестаньте переживать. «Гражданская война» настолько нетребовательна к железу, что даже диву даешься. У меня она выдавала около 500 fps, причем, вокруг летали истребители, где-то вдалеке дрались пираты, а метеориты пытались сшибить какую-нибудь станцию.
Прорисовывать пейзажи здесь ведь и не надо, они как задники висят. Но при этом даже от этих статичных рисунков создается такая атмосфера. Порой просто вращаешь камеру во все стороны и любуешься... Более того, в «Космических рейнджерах 2» фоновые рисунки уступают этим... Жаль, конечно, музыки нет хорошей. Зато многие диалоги и новости озвучены. Это делает мир более живым.
Хочу предостеречь тех, кто любит космические симуляторы и не любит читать. В «Звездных волках» очень мало динамики. Бои, как было сказано выше, проходят без вашего активного участия, звездолеты движутся по нажатию мышки, а не на WASD, а вот текста здесь столько, что его порой приходится читать 80% времени.
Перед нами настоящая ролевая игра. В лучших традициях жанра и пример для сотен отечественных и зарубежных проектов. Мы просто поражены уровнем «Гражданской войны». Она стала для нас чем-то вроде «Корсаров. Возвращение легенды». И если вы любите RPG и хотите на недельку отправиться в другой живой и реалистичный мир – этот проект для вас.
Ах да, кстати. Когда я ездил к Ino-Co смотреть Majesty 2, то речь зашла и о «Гражданской войне». Разработчики первой части «Звездных волков» очень хвалили дополнение и говорили, что сделано оно в лучших традициях оригинала.
Плюсы: реалистичный мир, в котором даже новости зависят от действий игрока; интереснейший сюжет; реиграбельность; множество альтернативных решений в каждом квесте; великолепные пейзажи и низкие системные требования.
Минусы: бои довольно однообразны, порой не хватает динамики.
Лучшие комментарии
SteelHeartSteelHeartSteelHeart