7 июля 2008 7.07.08 17 71K

Alone in the Dark (2008): Обзор

Первая часть легендарной серии в своё время сделала начальные шаги во многих направлениях, породила популярный нынче жанр "ужасов на выживание" (survival horror) и вообще многочисленных игроков неоднократно удивила - шестнадцать лет назад, в 92-м. Сегодня же на прилавках, дай бог памяти, пятая часть Alone in the Dark, разработанная Eden Studios и призванная резко подправить финансовое положение издателя Atari - а положение откровенно плачевное, поэтому возлагать все надежды лишь на один спорный проект из категории "не для всех" определённо было не лучшим решением. Но, возможно, единственным. Факт в том, что "У последней черты" - игра далеко не массовая, не эпохальная и вообще довольно тривиальная. На вопрос "как оно?", когда речь о подобной вещи, принято скромно отвечать "на любителя" - объективно назвать её хорошей или плохой просто не получится. Но мы и не будем пытаться, пожалуй - вывод всё равно остаётся за вами, а мы лишь расскажем, как всё это выглядит, играется и воспринимается. Ну, и покажем.

Стартовать разработчикам удалось отлично, не смотря на банальнейшую сюжетную затравку. Хоть и не помнит ничего главный герой, а события развиваются самым стремительным образом: очнуться толком не успели, глазами вручную поморгать (типа ноу-хау - клавишей Х можно веки опустить), а монстры и разрушения тут как тут. Труднее всего не забросить Alone in the Dark 2008 в самом начале, на протяжении первых минут двадцати, когда главной геймплейной задачкой становится борьба с управлением. Ещё задолго до релиза мы узнали, что нам в кои-то веки предоставят возможность порулить персонажем от первого лица в любой момент - ставки на то и были, что таким образом типичные недуги подобных игр сойдут на нет, ибо шутерная схема управления всегда считалась наиболее простой и удобной. Однако девелоперы так старались втиснуть в игру целый вагон своих находок различной степени сомнительности, что, не сумев преодолеть ряд сложностей на стадии реализации, мужественно победили в себе голос здравого смысла и реализовали-таки взаимоисключающие вещи. Восторг от долгожданной возможности спокойно идти вперёд даже по карнизу, не боясь, что камера вдруг изменит ракурс, и герой решительно шагнёт в бездну из-за того, что ты вовремя не успел сориентироваться заново, улетучивается с началом первого же поединка.

Смириться с тем, что вид из глаз - не полноценный режим, а лишь возможность, которая через каждые два метра отключается по триггеру, отправляя камеру в ненавистное положение где-то под потолком, ну никак нельзя. К тому же, принудительное возвращение её к первому лицу работает не всегда - сражаться, например, можно только и только от третьего, за исключением перестрелок. И не потому, что так удобнее, а потому, что так труднее, опаснее и красивее, по мнению разработчиков. Ведь камерой с видом из глаз можно игроков лишь порадовать, а надо их ещё и удивить - для этого, мол, подойдёт новая фишка: мышь нынче отвечает за движение рук, а ходить и камеру вертеть в режиме от третьего лица нужно при помощи клавиш движения. Главное, что в бою заметно - можно кочергой замахнуться именно так, как хочется, будь то слева, справа или вообще из-за головы брать размах. И плевать, что толку от этого чуть, а нервы надо ни к чёрту - главное, что удалось и работает. Это же касается и перетаскивания трупов, которые скоропостижно возвращаются к жизни, если их не сжечь. Волочить невесомые тушки разрешается только, простите, задницей кверху, согнувшись в три погибели и передвигаясь строго задом наперёд. С камерой, которая по умолчанию и не подумает хотя бы развернуться и показать, с чем рискует вот-вот столкнуться беззащитная задница главного героя, на которую и без того выпала нелёгкая доля спасения мира от пробудившегося Ктулху Сатаны. Не удивительно, что в большинстве случаев, отправляя очередного зомби в пекло, наш протагонист раз за разом и сам подпаливает конечности. С тем же успехом реализовано и большинство прочих оригинальных находок, благополучно превративших перспективный хоррор в довольно занудный и кривой квест. Собственно, сам хоррор вообще сделать забыли - нет ни атмосферы, ни достойных великой серии жутких моментов. Новый Alone in the Dark ближе по духу к "Ёжику в тумане", чем добротному хоррор-трешу вроде "Темнота наступает".

Зато есть автомобили, загадки, простенький конструктор средств членовредительства и даже кое-какая свобода в перемещениях. Одну лишь логику почему-то совсем забыли прикрутить. Будучи страстными поклонниками уже ставшего каждой дырке затычкой сериала "Остаться в живых" (дежурное уточнение: он же "LOST"), разработчики поделили игру на восемь эпизодов, после каждого приклеив титры и нарезку "ранее вы видели…". Каждая глава, мол, имеет свою завязку, развитие событий и кульминацию, после чего обрывается на самом интересном месте. Ну, с этим ноу-хау чуточку опоздали, да и сюжета в игре слишком мало, чтобы гордо делить его на серии. Стоит лишь задуматься, а что, собственно, произошло в этом эпизоде, как сразу же осознаешь, что ничего - только начальный и финальный диалоги, разорванные посередине границей главы.

Между ними - просто процесс достижения очередного места на карте, где вновь не произойдет ничего, кроме очередной загадки, решать которую вновь предстоит, разглядывая, ощупывая и обнюхивая всё вокруг, чтобы таки догадаться: к бутылке алкоголя нужно прикрутить двухсторонний скотч, воткнуть в неё тряпку, поджечь и "без палева" приклеить к конкретному жуку, который должен этот гостинец послушно отнести мамочке. Нет, бесспорно такие задачки - сильная сторона игры, но вкупе с множеством прочих, кхм, находок игровой процесс активно напрягает, окончательно и бесповоротно лишая нас возможности отдохнуть, расслабиться и получить удовольствие. Конечно, преодолев все трудности и добравшись до финальных титров, можно себя похвалить, облегчённо вздохнуть и, в общем-то, прийти к выводу, что оно того стоило. Но далеко не каждый заставит себя это сделать, а брошенная на середине Alone in the Dark способна лишь заставить пожалеть о потраченном времени и силах.

В противовес всем этим загадкам и искусственным сложностям вроде как должна была работать оригинальная схема взаимодействия с окружающей средой, физика там и всё прочее, существенно облегчающее временами игровые задачи и расширяющее возможности. К примеру, не раз и не два говорилось о дверях, которые теперь можно просто выломать, бросив попытки разыскать ключ. Задумка не новая, но важнее реализация - можно ведь и за счёт хорошо забытого старого красиво выступить. Увы, на деле всё оказалось куда тупее и проще. Будь эта возможность действительно альтернативой возне с ключами и кодами, доступной только тем, кто в поисках оных отыщет где-нибудь в тёмном углу кувалду и догадается её прихватить до двери - претензий бы не было, были бы восторги. Здесь же никаких вариантов в девяти из десяти случаев нет, ключ не надо искать просто потому, что он не предусмотрен вовсе, и единственный вариант открыть дверь - это её выбить лопатой, что валяется где-то неподалёку. Причём, как правило, ещё молоток, фомка и тяжеленный огнетушитель любезно раскиданы и вовсе прямо перед нужной дверью - для самых сообразительных. В таком случае имеет смысл как находку представить концепцию дня открытых дверей, когда всё и везде нараспашку - это было бы как минимум оригинально.

С тем же успехом выступили и покатушки на автомобилях, в условиях центрального парка необходимые ровно настолько же, насколько главному герою - умное лицо. За исключением пары моментов, машины стоят без дела - такие доступные и… такие бесполезные, ибо вокруг туча (отнюдь не разрушаемых) препятствий, деревьев и столбов, а дорог толком нет, только тропинки. Вообще довольно много вещей можно охарактеризовать именно как ненужные. Та же физика, при всём многообразии возможностей, банально не доведена до ума, движок время от времени впадает в ступор, и если вам повезёт в этот момент взаимодействовать с каким-либо объектом, есть шанс увидеть, как алгоритм, прокашлявшись, примется судорожно и очень старательно делать то, что не успел или не смог.

Лично мне довелось столкнуться с этим во время перетаскивания трупа, который вдруг намертво приклеился головой к полу, а ногами к протагонисту, лихо завязавшись с ним в единый узел. Главный герой при этом, не потрудившись даже поинтересоваться, надо ли оно мне, принялся безо всяких тому команд оттаскивать мертвяка, который, в свою очередь, не отлип от пола и растянулся, как резиновый. Dance Macabre завершился вынужденной загрузкой чекпойнта где-то по ту сторону стены, сквозь которую благополучно уплыл герой вместе с нижней частью тела поверженного соперника. Вот один из немногих моментов, когда действительно страшно от неожиданности и неведения: задумано так или это всё же глюк?.. Или другой пример: в самый разгар скоростного заезда по заваленному обломками шоссе задеваешь что-нибудь крайне тяжёлое, а физический моторчик куда-то "отлучился" - представьте себе, насколько эффектно выглядит машина, безо всяких на то причин сбрасывающая с себя бампер, двери, крышу и всё прочее на ровном месте. А это всего лишь алгоритм повреждений опомнился…

***

Казалось бы, беспросветный отстой получается - справедливо недоумевают те, кто не играл, а большие поклонники давно уже захлопнули окно браузера, возмутившись количеству критики. Что ж, оставшихся торжественно заверяю, Alone in the Dark 2008 - отстой далеко не полный. "У последней черты" - это отстой крайне находчивый, оригинальный, запредельно зрелищный и красивый - где-то забавный, где-то впечатляющий, где-то стильный. Подробнее обо всём этом, о достоинствах и о том, ради чего всё же стоило бы попробовать в это сыграть (за исключением очевидной причины, конечно - надо ж спасать Atari, а это уже хороший повод прикупить лицензию) - в нашем не менее зрелищном видеообзоре.

Плюсы: шикарная графика, анимация; стильный дизайн уровней; любопытные задачки; огненная физика; потрясающие спецэффекты.
Минусы: отвратительное управление; сомнительные нововведения; возня с камерой.


Поддержи Стопгейм!

Alone in the Dark (2008)

Платформы
PC | PS2 | PS3 | X360 | WII
Жанры
Дата выхода
20 июня 2008
871
3.7
513 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

мягко говоря не очень хорошое управление спэцэффекты спасибо за обзор
Адекватная статья, адекватная оценка! Я ни за одной игрой так не матерился, то поражаясь гениальностью авторов, то - их глупостью и ленью! Однако, играть интересно...геймплей ранообразен, много смен событий... Только в обзоре совсем не упомянута концовка, которая, на мой взгляд является едва ли не худшей концовкой в мире! Не грустной, а именно худшей! Так обидно становится в конце, что ты сидел, боролся сам с собой, пытаясь пройти очередной уровень, а тебе такую свинью подложили...стыдно должно быть!
я даже до конца не прошел меня камера достала+управление лажа полная! какую игру запороли:(
с одним не соглашусь - насчет ненадобности машин, так как в парке достаточно ровных мест дабы разогнатся и сбить недолугого зомбика, плюс ко всему машини намного ускоряют игровой процес
В игре куча недоработок, гавёный порт на ПК, и плюс к тому на картах ATI серии Ххххх и 2ХХХ игра отказываеться играть - вылеты на рабочий стол, и надоедливый ATI V-Cover - всё недает играть игру, разрабы с ATARI - вообще не зделали некакой патч чтоб это всё исправить, и причём конец игры гавёный!
Да уж критека справедлива..я и вправду намучался суправлением..особенно когда ведеш машину да и вообще..графа супер но и та не спасает стабильная 4
Если бы разработчики избавили нас от недоработок с управлением и от ненужных блужданий по парку в поисках "корней зла", то получился бы Лучший хоррор-2008, но, виидимо, Eden Games действовали по принципу "чего бы ещё в игру впихнуть?", так что получилась всего лишь сборная солянка из инноваций, багов и недоработок... Интересная и затягивающая игра, но к сожалению не культовая
а потенциал был потрясающий... поторопились ее выпускать. в тройке игр года точно была бы
игра очень инновационная, если управления зделать лучше, цены ей не было б.
еще не довелось поиграть
Ужасное неудобное управление от 3-го лица, геймплэй приедается ближе к середине игрыи не правдоподобность локаций делает эту игру неудачным экспериментом. ни рыба ни мясо.
 Согласен с мнением о неудобном управлении. Плюс однообразные враги и нудное прохождение. Непонятно, зачем вставили свободу. Ничего не стимулирует обследование мира
Меня игра испугать не смогла, но нагнетать атмосферу у нее вроде не плохо получается, хотя за частую неа. Но игра мне зашла как ни странно, удивила миллионами мелочей и миллиардами багов и недочетов. Но все равно как бы ни так, игра мне понравилась хоть и не шедевр, но достойна внимания и одного прохождения.
Средненькая игра. +5. Не больше. Слабенький сценарий. Положительная концовка оставляет желать лучшего. Управление не лучшее, но к нему быстро привыкаешь.
Прошел в 2020 году, был удивлен этой игре и ее механикой. Но кривость и баги, меня постоянно доставали и встречали на каждом шагу, как ни странно я ей остался очень доволен.
Игра очень атмосерная, но неудобное управление и камера меня добили и я снес её. :)
Одна из самых моих уважаемых мною игр.! Многие разозолились на упавление на камеру. Ну и что??????? Это же хоррор! Вспомните «сайлент хилл» там управление вобще еще хуже и ничего все играли молча и всё. А тут придираются. Да у «Alone in the dark столько находок геймплейных! Физика вообще вне конкуренции! Игра вышла в 2008 а сейчас уже 2011 и так и до сих пор НИКТО не сделал ничего подобного! А какие здесь спецэффекты! Вобщем игра должна была стать лучшей игрой года 2008но её засудили на мой взгляд
Читай также