14 марта 2007 14.03.07 0 106K

Caesar 4: Прохождение

Несколько советов по народному счастью.

1. Жилые кварталы должны располагаться так, чтобы не примыкать к производственным, техническим (домики префектов и инженеров), «обучающим» (например, школа актеров или колесничих), складами и амбарами, а также военным зданиям. Любой народ далеко не в восторге от такого соседства, поэтому не удивляйтесь тому, что в некоторых домах никто не селится — они, видимо, неудачно размещены. Впрочем, это можно компенсировать зелеными насаждениями и статуями. Но иногда исправление архитектурных недочетов может встать вам слишком дорого.

2. Снабжение водой — самое важное, что только можно придумать. Плебеи будут счастливы и тому, что у них есть хотя бы колодцы, из которых можно напиться. Строительство богатых кварталов правильнее начинать с прокладки акведуков — это дело дорогостоящее, и если сначала соорудить квартал, то потом можно напороться на то, что воды он по какой-либо причине не получит. А это выброшенные деньги. Две главных постройки в этом случае — бассейн для воды и фонтаны. Хотя бани тоже немаловажны. Кроме того, вода необходима для тушения пожаров.

3. Обеспечение граждан продовольствием — не менее необходимое дело, чем проведение повсюду воды. Для этого существует отдельный продовольственный рынок. Плебеям вполне хватает 1 вида пищи, и они будут довольны. Как показывает практика, три зерновые фермы на 1000 населения справляются с этим, но излишков при этом не остается. Всадникам желательны уже два вида пищи. Патрициям же нужно все. При этом всего одного лишнего вида пищи достаточно, чтобы сделать избранный вид населения счастливым (разумеется, на патрициев это правило не действует). Положение спасет то, что на рынках можно запретить продажу того или иного вида пищи, а также то, что можно запретить вход на рынки плебеям. С точки зрения прав человека это выглядит жестоко, но плебеям все равно, что схарчить — дефицитное мясо или обычное для них зерно. Вот пусть и едят то, чего больше, покупая еду на специально отведенных рынках.

4. Снабжение товарами. Для этого отведено целых три рынка — обычных товаров, роскоши и привозных товаров. Обычные товары в виде одежды, оливкового масла, глиняной и стеклянной посуды необходимы любому населению в тех же пропорциях, что и пища (плебеям — 1 и т.д.). Роскошь (мебель, столовые приборы, драгоценности и вино) плебеям не нужна, это необходимо только высшему и среднему классу. Привозные товары, как понятно из их названия, вообще не производятся, и нуждаются в них только патриции. Соответственно потребностям надо расставлять и рынки, патрициям — четыре, а плебеям хватит и двух.

5. Услуги и религия. Если за товарами народ может сбегать и на другой конец города, то у всевозможных услуг есть дальность действия, которую необходимо проверять после установки. Иначе будете удивляться, почему же какая-нибудь патрицианская вилла не расширяется. А дело всего лишь в том, что доктор не принимает больных с чужого участка.

Это интересно: некоторые «радиусы влияния» распространяются не по окружности, как принято везде, а по дорогам. В итоге клиника, задней стенкой примыкающая к вилле патриция, может его не обслуживать только потому, что единственная дорога огибает огромный квартал, застроенный другими домами.

6. Развлечения. Недаром в Риме народ требовал только «хлеба и зрелищ». Можно не мыться, не ходить к врачу, но достаточно всего лишь полчасика посидеть на скамье арены, наблюдая за боем гладиаторов, и больше уже ничего и не надо. Поэтому не жалейте средств на зрелища, и народ будет к вам благосклонен.

Военные действия

К сожалению, серьезных боевых действий мы опять не получили. Но здесь война хотя бы смотрится симпатичней и есть деление на рода войск.

Итак, первыми врага могут встретить бойцы на стенах и башнях. Но! Нужно ли это, и каков эффект от такой встречи? Во-первых, отгородить угол, из которого могут придти варвары, не получится. Нет его, этого самого угла. Варвары, оказывается, не дураки, и самый хитрый пойдет вдоль стены и найдет место ее окончания. Тут-то все они обойдут ваши оборонительные сооружения и окажутся в городе. Где, разумеется, разорят все, что попадется под руку.

Во-вторых, услуги плебса, полезшего на башни, в конечном итоге выходят довольно дорого. Ведь фактически охранники ничего не делают, зато получают за это деньги. А на каждой башне сидит немало народа. Наконец, даже если вы окружили город стеной и не страдаете от недостатка денег на оплату охраны, рано или поздно враги притащат катапульту и просто сделают дырку в стене, уничтожив ненавистную башню. Мало того, что они просто пройдут. Еще и ваши «воины-работяги» разбегутся, ибо места работы больше не существует.

Создавать легионы? Пожалуй, да. Зато с ними уже можно даже штурмовать вражеские государства. Карфаген-то, само собой, должен быть разрушен. Хитрых формаций и способов боя, основанных на мудрой тактике, увы, нет. Побеждает тот, чьих воинов больше и чьи бойцы лучше. Но кое-какие варианты все же есть. Во-первых, есть несколько видов войск. Так, легкая пехота дешевле остальных и сама по себе неплохо справляется с противником. Тяжелая пехота медлительна, но отлично бронирована и очень сильна. Конница быстра и убийственна, но плохо воюет против тяжелой пехоты (та вооружена копьями). Лучники умеют стрелять на значительное расстояние, но слабы в рукопашном бою.

Комбинируя разные роды войск, насылаем их на врага. Только сначала создаем форт (он же казармы легиона), вербовочный пункт и кухню. Тогда нашим воинам будет куда придти и что перекусить. Разумеется, необходимо военное производство, тут уж постарайтесь сделать достаточное количество лат и вооружения. Если не будет хватать легионов — стройте новые. И не забывайте, что один легион хорошо, два уже лучше, а обученные легионы — вообще отлично. Поэтому постройте тренировочный двор, и пусть ваши бойцы повышают свое умение владеть оружием.

Один день в Римской империи

Вы научились почти всему, дело за малым — основать свой собственный город и заставить его процветать. Это все равно не так просто, как кажется на первый взгляд.

Для начала ставим игру на паузу и оцениваем, что же мы получили от этой карты. В первую очередь оценивается положение полезных ископаемых и расположение полей для сельскохозяйственных угодий, а также возможность постройки тех или иных зданий. При этом мы узнаем, где всевозможные руды находятся так, чтобы поселок по их добыче встал подальше от строящегося города. А поля — так, чтобы их можно было построить больше, не ущемив при этом права жилых районов.

Итак, карта изучена, и мы начинаем строительство. Первыми на карту становятся несколько пищевых ферм. Затем размещается квартал плебеев, рынки и колодцы для них. Если есть глина или песок — устанавливаем здания по их добыче и переработке (и склады), после чего запускаем игру. Неподалеку от производства размещаем домики префекта и инженера. Теперь самое время подождать. Как мы помним, поля начинают плодоносить не сразу, так что еще не время для голодных и недовольных. Пусть плебеи сначала произведут хоть сколько-то продовольствия и начнут увеличивать свои дома. Тогда настанет время оценить уровень безработицы и добавить еще некоторое количество рабочих мест.

Однако очень тянуть не стоит. Как только плебеи стали пристраивать свои дома, наступает время и вам заняться увеличением города в размерах. Только на сей раз за счет всадников и патрициев (кстати, вот тут уже точно должны появиться налоговые сборщики). Начинаем с водоснабжения. Поселок патрициев и всадников должен располагаться вокруг уже построенного бассейна. Желательно, чтобы в центре были термы. Тогда народу будет проще воспользоваться ими (а они необходимы). Не забудьте порадовать народ фонтанами, больницами, библиотеками. Около них можно построить развлекательные заведения. Но с этим не стоит торопиться — лишних денег не так уж и много. Зато наступает самое время для торговли, когда пора строить торговые порты и начинать продавать избыток ресурсов в другие города. А вот когда заведутся деньги — активно используйте советников и выявляйте на карте места, в которых есть недостаток тех или иных зданий. Деньги есть — значит, надо их строить. Тут уже советы давать сложно, все зависит от карты местности, условий сценария и доступности тех или иных товаров. Но наверняка вы проявите изобретательность и сделаете жизнь каждого гражданина вашего города достойной.

Удачи, и да не придут по вашу душу легионы императора!

Управление рисками

Кроме советников в игре есть еще более полезная карта игровых рисков. Для ее включения есть кнопка Overlays. При этом, накладывая те или иные фильтры на карту, мы увидим районы, неблагополучные по тому или иному параметру. Так, можно узнать не только насколько хорошо у вас развита индустрия развлечений, но и насколько удачно стоят все цирки, Колизеи и театры, как каждый тип из этих зданий воздействует на граждан Рима. Обязательно сверяйтесь с этой картой перед постройкой водоснабжения (показывается площадь работы бассейнов), а также в случаях, когда есть подозрения, что патрициям чего-то не хватает. Зато, если вы вовремя выявите все проблемы, они не станут для вас позже неприятным сюрпризом. А можно найти действительно все причины для возникновения недовольства. За что «Цезарь» и любим.

Цезарь в цифрах

«Цезарь» — это не только много интересного и настоящая жизнь. Это еще и куча цифр, которые изначально не видны. Итак, в нашем городе:
— 37 сценариев в трех кампаниях и не только;
— 5 богов;
— больше 100 зданий, видов оформления, статуй и парков;
— более 30 видов ресурсов для дальнейшей переработки и торговли;
— более 75 видов жителей, которые обладают собственной анимацией;
— 12 советников;
— 4 вида войск;
— и огромное количество удовольствия от игры!

Автор: Антон "Dash" Лысенко. Материал был ранее опубликован в журнале "Игромания" (www.igromania.ru) . Размещается с разрешения редакции журнала.

1 2 3 4
из 4 страниц
Поддержи Стопгейм!

Caesar 4

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
26 сентября 2006
42
3.6
29 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Читай также