14 марта 2007 14.03.07 0 107K

Caesar 4: Прохождение

Рынки и склады

Чтобы радоваться жизни, граждане должны где-то отовариваться. Для этого существуют 4 рынка. Первый, продовольственный, стоит 125 денариев и продает только хлеб, овощи или мясо. Нужен везде, поэтому его приходится строить наиболее часто. Рынок основных товаров распространяет оливковое масло, стеклянную и глиняную посуду и одежду. Стоит 175 денариев. Также нужен везде, уж без него — никуда. Столовые приборы, мебель, драгоценности и вино продаются только на рынке роскоши, который обойдется вам в 225 денариев и в плебейских кварталах не нужен. Рынок привозных товаров стоит 300 денариев и торгует только тем, что можно привезти из других стран, а именно специями, слоновой костью, янтарем, благовониями, медом, мехами, папирусом, шелком, солью, духами, косметикой (настоящий Lancome из Цизальпийской Галлии!) и малопонятной вещью под названием silphium (видимо, смолистое зонтичное, употреблявшееся в Древнем Риме как лекарство). Правда, такому изобилию привозных товаров радоваться не стоит — больше 6 таких ресурсов на одной карте одновременно быть не может. Зато некоторые из них можно не только покупать, но и продавать, наживаясь на перепродаже. Первые два рынка можно сделать закрытыми для плебеев, а на всех без исключения рынках можно запрещать продавать те или иные товары. При этом товар на выбранном рынке не будет продаваться, даже если в «подсобке» находятся залежи этого вида ресурса. Чем больше рынок, тем больше населения занято на нем в торговле — от 18 до 39 плебеев (видимо, для дорогих товаров требуются охранники).

Кроме рынков существуют склады и амбары. Склады стоят 75 денариев и имеют 8 складских мест под товары (на каждом — не более 4 единиц товара). На самом деле склады — одно из наилучших средств от безработицы. Хотя хорошо бы, чтобы на них было что складывать. Склады позволяют гибко манипулировать ресурсами, можно настраивать их, позволяя, чтобы на конкретный склад поступал только один вид ресурсов или же все, но в каком-либо максимальном количестве. Если склад около порта настроить на прием только шелка и специй, не более чем по 16 единиц каждого, то, если шелка неожиданно не завезут, все лишние специи придется тащить на другой склад. За такую точность отвечает клавиша Orders при выборе склада. Амбары похожи на склады во всем, кроме того, что стоят 80 денариев, требуют меньшего числа рабочих (18 против 22) и распоряжаются всего 3 видами продуктов.

Тут же стоит сказать про перемещения ресурсов. На склад их везут исключительно работники склада. А вот для работы их забирают возчики из предприятий, причем они могут не дожидаться, когда же необходимое доберется именно до склада. То же самое относится к возчикам из рынков — они везут товары оттуда, где они есть. Лишь бы было что везти.

Медицина

Медицина в местных римских городах предусматривает как «предупредительные», так и лечебные здания. К первым относятся брадобрей (30 денариев) и термы (70). Честно говоря, они не только предупреждают появление болезней, но и радуют население своим наличием. Брадобреи легко доступны и требуют всего 12 всадников. Работающие там люди ловко прореживают неопрятные прически горожан, изводя вшей, разносчиков многих заболеваний. К сожалению, при небольших затратах и эффект от них маловат. Термы справляются с работой обеззараживания населения куда лучше, но и работников в них уже 38, а также требуется подача воды в расположенный неподалеку бассейн. Но, построив их в нужном месте, вы можете быть спокойны — просто так заболевания не возникнут, а жители города не будут отравлять жизнь изнеженных патрициев запахом пота. Немытые и нестриженные граждане распространяют вокруг себя смрад, что заметно по зеленому дымку над домиками, в которых они проживают.

Приблизительно те же правила характерны для частной клиники и больницы. В первой лечат 22 всадника, во втором — уже 60. Меняются только дальность, качество воздействия и количество народа, которое может получить лечение. Медицинские учреждения очень серьезно влияют не только на излечение уже имеющихся болезней, но и на счастье населения. Впрочем, так оно и в реальной жизни — пойдет какая-нибудь древнеримская старушка к доктору, пожалуется на убивающую ее хворь (от скуки), тот пропишет ей целебный настой из куриного помета, и они разойдутся довольные друг другом. Первая вроде как делами занята, а второй вроде бы исцелил больного. Вот такое оно, счастье.

Религия

Местный пантеон состоит из пяти богов, и каждому из них можно построить храм или святилище. Святилище помельче и требует всего 50 денариев, храм обойдется уже в 150 денариев и глыбу мрамора, зато и эффект от него побольше. Кроме того что народ будет счастлив тем, что можно где-нибудь помолиться и принести жертвы, вы получите еще и эффекты от милости тех или иных богов. Причем эффектов здесь аж 2 вида. Во-первых, в зависимости от того, сколько народа, населяющего ваш город, поклоняется конкретному богу, он может проявить свою благосклонность тремя способами (в зависимости от того, насколько он удовлетворен оказанным ему почетом). Во-вторых, два наиболее почитаемых в городе бога будут оказывать городу большее или меньшее внимание. Так что насчет богов стоит задуматься, поклоняясь конкретным персонам, можно значительно облегчить себе жизнь в тех или иных миссиях.

Это интересно: узнать что-либо на тему богов оказалось невозможным. Но периодически советник все же извещает, что боги намерены прогневаться за непочтительность. В чем это выражается — не ясно, но все же порадуйте их святилищем, жалко, что ли? Да и всего-то 15 всадников нужны на работы.

Юпитер. Может уменьшать отрицательные эффекты, влияющие на ваш рейтинг в Риме; повышает налоговые сборы; ускоряет увеличение жилых домов. Малая благосклонность проявится в снижении преступности, при большом расположении бога преступность полностью исчезнет.

Марс. Ускоряет работу фабрик вооружения и брони; увеличивает боевые способности солдат; ускоряет приход рекрутов к вам на службу. Малая благосклонность проявится в получении опыта одной из когорт, при большой опыт получат все когорты.

Церера. Ускоряет рост винограда и оливок; увеличивает количество добываемых шерсти и мяса; ускоряет рост зерна и овощей. В прочих благах не замечена.

Меркурий. Перевозчики перетаскивают больше ресурсов за одну поездку; экспорт приносит больший доход; снижает цену открытия торговых путей. Малая благосклонность проявится в появлении в сокровищнице небольшой суммы денег за каждый открытый торговый путь, большая выразится в большей сумме.

Вакх. Вино производится быстрее; увеличивает позитивное влияние от зданий, действующих таким образом; жители всех домов становятся более счастливыми, чем были раньше. Меньшая благосклонность проявляется в том, что все патриции получают больше роскоши и привозных товаров, чем имели раньше. При большей благосклонности такая же благодать в виде роскоши сваливается еще и на всадников.

Обучение

Тут все просто — есть у вас библиотеки или школы, значит, будет прирост культурного рейтинга. Школа требует 40 денариев и 18 всадников и умеренно влияет на культуру местного населения. Библиотека обходится в 250 и 45, но эффект от нее на порядок больше. Вот и все, для чего они нужны.

Развлечения

Народ любит развлекаться. Это приносит ему счастье. И для этого существуют аж несколько заведений. Но следует учесть, что они делятся на две категории — непосредственно развлекательные центры и обучающие школы. Первые крайне благожелательно воспринимаются населением, которое счастливо жить поблизости (хотя лично я не понимаю счастья жить рядом с Колизеем, особенно в ночи решающих матчей между гладиаторскими командами из Капуи и Брендизиума). А вот гильдии всевозможных будущих гладиаторов или актеров население раздражают, поэтому стоит строить их где-нибудь на отшибе во избежание проблем с заселением.

Первым у вас появится зрительный зал (odeum), который стоит всего 75 денариев, зато на его арене начинающие музыканты и поэты запросто развлекают публику, которая между делом заходит на это безобразие. Театр обойдется в кругленькую сумму в 300 денариев и требует для работы профессиональных актеров. Представления в нем идут пореже, зато имеют большой эффект. Арена стоит 200 денариев, и на ней гладиаторы сражаются между собой. А вот Колизей не только больше размером, он и стоит 500 денариев, требует для своей работы тренированных гладиаторов и диких зверей. Заодно повышает ваш престиж в Риме (наверное, приезжают тамошние болельщики и ценители этого искусства). Наконец, цирк — это место состязания колесничих. Он обойдется вам в 1000 денариев. Заранее подумайте, где вы найдете аж 99 всадников для его работы. Больше одного цирка построить невозможно. Но зато эффект от него впечатляющ.

Все гильдии (а их всего 4 — актеров, гладиаторов, тренировки зверей и колесничих) стоят по 60 денариев, их не стоит размещать рядом с жилыми постройками. В конце концов, в любом городе найдется достаточно места, чтобы выстроить эти здания без значительного ущерба для населения.

Водоснабжение

Сюда входит вся система снабжения города водой. Первыми вам понадобятся колодцы. Стоят они дешево, однако отлично справляются с доставкой воды плебеям и совершенно не зависят от наличия развитой системы снабжения.

Это важно: колодцы необходимо размещать везде. Ибо они используются не только для питья, но и для тушения пожаров. А пожар в рабочем квартале, далеком от жилых, станет настоящим стихийным бедствием со многими разрушениями и финансовыми проблемами.

А вот для среднего класса необходимо построить уже целую сеть водоснабжения. Начинается она с насосной станции (pump house), которая размещается на берегу реки или озера и качает оттуда воду. Стоит это удовольствие 40 денариев. От нее тянется акведук стоимостью в 3 денария за каждую секцию (а секции очень малы), целый же длинный водопровод может вылиться в сотни монет. Заканчивается акведук на бассейне, стоящем 80 денариев. А уж он имеет некоторую территорию, которую снабжает водой. На этой территории могут быть размещены термы и фонтаны (15 денариев). Последние очень радуют народ в плане питьевой воды. Хотя, опять же, на мой взгляд, колодцы явно почище будут.

Здесь же есть мосты (200-500) и судоходные мосты (720-1500), стоимость которых меняется в зависимости от протяженности. Судоходные мосты, что логично, отличаются тем, что под ними могут пройти торговые суда.

Правительство

Первые три здания не любят, поэтому ставить их стоит подальше от заселенных районов. Но они необходимы, поэтому должны быть всегда. Кроме того, размах деятельности служителей закона довольно велик, и даже одно здание может обслуживать весь город. Большее количество нужно лишь для увеличения служителей и, соответственно, ускорения прибытия их к месту происшествия. Офис префекта стоит 30 денариев. Префект занимается тушением пожаров и искоренением преступности. Местные преступники в основном промышляют поджигательством, поэтому большое число префектов способствует тому, что поджогов просто не будет. Тем более что новоявленные «геростраты» сначала весьма продолжительное время приплясывают на улицах с факелом, а только потом выбирают мишень для своих противоправных действий.

Инженеры (25 денариев) занимаются профилактикой обрушения зданий. Если в городе нет инженеров, то здания ветшают, и через некоторое время у вас будет значительное количество совершенно бесполезных развалин. Кроме того, счастливые жители периодически желают расширить свой дом, дабы это самое счастье разделить с еще большим числом пришельцев в город. Но запланировать расширение — это одно. А вот случится оно только тогда, когда придет инженер и утвердит проект. Полезное заведение.

Наконец, сборщики налогов (35 денариев) занимаются тем, что собственно собирают налоги с рынков и вилл аристократов. Разумеется, лишних денег не бывает, поэтому строим и их.

Губернатор (то есть вы) может обладать одним из трех зданий. Тут логика проста — чем больше здание, тем выше ваш престиж в Риме. Но не стоит увлекаться и строить здание не по рангу — престиж зарвавшегося губернатора падает.

Кроме этого есть базилика (400 денариев) и форум (200). Первая повышает счастье патрициев, которые периодически наведываются туда управлять городом. На форуме толкутся исключительно безработные плебеи и всадники. Именно там они пытаются влиять на судьбу города. Конечно, каким-то правам они рады, но при слишком большом скоплении запросто поднимают восстание.

1 2 3 4
из 4 страниц
Поддержи Стопгейм!

Caesar 4

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
26 сентября 2006
55
3.6
37 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Читай также