Caesar 4: Прохождение
Улучшения
Включают в себя всевозможные статуи, сады и площади. Все это увеличивает счастье жителей. Но если сады и статуи требуют некоторого места (неплохих денег, а иногда и мрамора), то площадями можно заменить дороги, и счастье народа от вашей догадливости резко возрастет. Особенно полезно строить площади около домов патрициев — им много что нужно для счастья.
Военное дело
Включает в себя три типа построек, и все это необходимо для правильного развития армии. К первому типу относятся оборонительные сооружения. Для начала строятся стены по 3 денария за сегмент. А вот башни (200 денариев) и городские ворота (150) — это уже вполне нормальное рабочее место, куда требуются соответственно по 38 и 45 представителей плебса. Зато у вашего города будет надежная охрана, ведь сидящие на башнях стрелки и вверенные им баллисты не дадут врагу расшалиться.
Хорошо, когда есть защита. Но далеко не всегда она спасает. Да еще и из-за ошибок игры случаются проблемы, когда противник лихо преодолевает, казалось бы, неприступные стены. Поэтому армия необходима. Тем более что армия тут профессиональная, из наемников, которые не восстают. Для того чтобы нанять армию, требуется возвести один из видов фортов. Форты для легкой пехоты и лучников стоят по 600 денариев. Форты для тяжелой пехоты и кавалерии обойдутся по 750. В каждом форте соберется когорта из 20 бойцов, которая и будет защищать вас, если вдруг пожалуют варвары или прочая напасть. Жители города, кстати, армию тоже очень не любят. Поэтому все военные постройки должны быть построены подальше от жилых кварталов.
Это интересно: все легионы имеют свое имя (вполне реальное) и номер. Причем номера идут не подряд, а как случайно выпадет. Иногда волей случайности получается несколько легионов с одним названием.
Вот вы построили форт и надеетесь, что сейчас у вас будет полно бойцов. А зря. Необходимы еще 3 постройки. Первая, вербовочный пункт, стоит 260 денариев, и именно туда приносят оружие и броню. Здесь же его выдают новым солдатам, после чего те отправляются в казармы проходить службу. Все время солдат занято службой, поэтому им некогда даже готовить себе пищу. Этим занимается кухня, которая накапливает запасы продовольствия. Именно оттуда еда доставляется в форты. Стоит это удовольствие 100 денариев. Наконец, мало обладать когортами солдат, надо еще, чтобы они натренировались и стали настоящими убийцами. Для этого и нужен тренировочный двор, где воины поднимают свои боевые навыки.
Советники
Предположим, что вы, на первый взгляд, со всем уже справляетесь. Однако это не повод не обращать внимания на советников. Тем более что тут можно найти бездну полезнейшей информации. И всего-то надо — нажать на кнопку advisors и посмотреть, что же хорошего нам расскажут.
Первый советник, по общим вопросам (chief), быстро расскажет об общем положении дел по всем основным вопросам. Если в какой-то сфере происходит что-то необычное (скорее, даже вредное), то сообщение по этой теме будет выделено красным. Если такой цвет присутствует — надо отмечать тему и узнавать подробности у более конкретных советников.
Советник по труду (labor) поведает об имеющихся рабочих местах для плебса и всадников, а также о наличии рабочих рук. Идеально точного совпадения достигнуть никогда не удается, но наилучшее сочетание, когда у вас имеется легкий недостаток рабочих рук или легкая безработица (что чуть хуже). Если рабочих рук недостает, то можно отрегулировать приоритеты направления граждан на работы. Отрегулировав рабочие потоки в пользу добычи ресурсов, вы всегда будете иметь полные фермы. Здесь же можно отрегулировать величину зарплаты рабочим. Обычно народ радуется ее увеличению, но не стоит расшвыриваться деньгами, для урегулирования настроения есть и другие способы.
Советник по экономике (finance) поведает вам, насколько хороши ваши дела в этой сфере, расскажет обо всех доходах и расходах. Здесь можно регулировать налоги на имущество (платят патриции) и доход (платят рынки).
Имперский советник (empire) поведает о рейтинге в Риме, расскажет о заказах из Рима, вашей зарплате и возможности поднять рейтинг при помощи подарков Риму (естественно, такие подарки можно сделать только за счет своих собственных сбережений). Также здесь можно менять зарплату себе, любимому, и на скопленные средства устраивать празднования в честь богов. Так, для жертвы Юпитеру требуется зерно и храм Юпитера; для парада в честь Марса — одежда, тренировочный двор и сколько-то денариев, это повысит боевой дух войск. Фестиваль в честь Меркурия потребует золота и наличия рынка привозных товаров, но результатом будет временное удвоение прибыли от налога с доходов. Для праздника в честь Цереры потребуется мясо и цирк, зато счастье плебса и всадников значительно возрастет. Вакханалии пройдут в доме губернатора, если у вас будут лишние денарии и вино, однако сразу возрастет счастье патрициев. Расценки на праздники меняются от игры к игре и зависят от размеров города, поэтому точных цифр и не привожу.
Ваши достижения (rating) позволят узнать, насколько вы достигли успеха по основным целям миссии.
Советник по имуществу (resource) подскажет, каково количество зданий, вырабатывающих тот или иной вид ресурсов, и сколько этих ресурсов находится на складах/рынках. Он же проинформирует о текущих ценах на отдельные виды товаров (только о тех товарах, которые можно купить или продать, если что-то не производится, то и информации не будет). И здесь же можно наладить торговлю, определив, сколько того или иного ресурса в год вы собираетесь продать или купить.
Миграционный советник (population) расскажет вам о том, каково отношение народа к вашему городу, есть ли желающие жить здесь или, наоборот, уехать. Причем информация предоставляется по каждому из классов.
Советники по образованию, религии, здоровью и развлечению уточнят, сколько в городе зданий соответствующего типа, каково их влияние и нужно ли что-то еще. Наконец, военный советник с армейской лаконичностью поведает обо всех имеющихся легионах и о том, сколько они слопали за последнее время.
Не могу сказать, что жизнь без советников в принципе невозможна, но, поверьте мне, с ними намного проще. Главное — вовремя узнавать информацию и правильно ей пользоваться.
Торговля и способы заработка денег
Каковы основные способы получения денег? Первый из них — продавать что-то собственному населению на рынках. Но деньги от этого поступают в конце месяца, и их еще надо собирать при помощи налоговых сборщиков. Они же собирают налоги с имущества аристократии. Есть даже стратегии игры, основанные на большом количестве аристократов, которые активно платят налоги. Проблема в том, что аристократы требуют большого количества благ, а это значит, что для того, чтобы они платили налоги, требуется немалое число обслуги. Поэтому ценность метода сильно падает.
Наконец, еще одним способом стать богатым и получить средства на развитие становится торговля. И она здесь существует не потому, что это весело, а для того, чтобы в ваших карманах наконец-то начали звенеть монеты. Итак, как же начать торговать и стать богатым?
Во-первых, надо нажать на кнопку Empire , и тогда вы увидите все города, желающие торговать теми или иными видами ресурсов. Большинство желает как продавать, так и покупать, показывая при этом, сколько единиц того или иного ресурса в год они желали бы видеть в качестве предмета торговли. Торговля не абсолютна, больше 3-4 видов ресурсов от одного города участвовать не может. Поэтому самое время выбрать, чем же мы будем торговать. Приоритеты следует отдавать непродовольственным товарам, оптовым потребителям и покупателям конечных продуктов. Зачем продавать шерсть, если можно гораздо дороже продавать одежду? Исходя из этого, выбираем наиболее полезного партнера и оплачиваем установление торгового маршрута.
Это интересно: иногда привозные товары не только продаются, но и покупаются. Тут можно сыграть на разнице цен, покупая в одних городах и продавая в другие. Главное — правильно отрегулировать торговые потоки, чтобы лишнее добро не залеживалось на ваших складах.
Вторым пунктом станет строительство торговой станции. Это будет порт или сухопутный торговый маршрут. Обращаемся в меню складов и рынков, и там появляется выбранный нами торговый маршрут. Строим «факторию» и определяем для нее, будем ли мы торговать каждым конкретным видом ресурсов (их может быть несколько, а нас будет волновать торговля только одним видом) и в каком количестве. Разница сухопутных и морских маршрутов в том, что корабль захватывает 12 единиц ресурсов, а караван — всего 8. В это же время при торговом представительстве имеется временный склад на 8 мест, по 6 единиц товара на место. Отсюда очевидно, что сухопутный караван несколько менее выгоден.
Третьим пунктом станет строительство большого количества обычных складов поблизости от торговых портов или караванных маршрутов и настройка их на прием/продажу товаров. Зато так проще будет сориентироваться, что где лежит и нужно ли нам что-либо, ранее считавшееся крайне дефицитной вещью.
Правильно настроенная торговля быстро снимает все денежные проблемы и позволяет отстраивать город далее по своему усмотрению.
Сделаем народ довольным
Итак, что же нужно, чтобы наполнить счастьем лица людей вашего города? Ведь счастье — это основное мерило того, будут они селиться в ваших домах или нет. Известно же, что у вас три типа жителей, чьи потребности (и чья необходимость) несколько различны.
Плебеи в основном работают на производстве, складах, рынках, инженерных работах, воюют и охраняют общественный порядок. Потребности их невысоки, но это самая многочисленная прослойка населения, поэтому если им чего-то не хватает, то это, как правило, серьезная проблема, которую надо было решать как можно быстрее. Всадники (equites) занимаются не менее важными работами, но их нужно гораздо меньше. Таланты всадников проявляются в медицине, религии, сборе налогов, увеселении прочего населения. Обычно им нужно несколько улучшенное снабжение, большее число ресурсов, фонтаны вместо колодцев, медицинские заведения и бани. Патриции нигде не работают, требуют наилучшего и своим счастьем определяют благосостояние города. За это они еще платят налоги, что не может не радовать.
Лучшие комментарии