Hearts of Iron 2: Doomsday: Прохождение
Стратегическая игра требует самоконтроля и неторопливой продуманности действий: приходится загнать вглубь праведное желание выхватить топор и крошить всех налево и направо во благо человечества. Надо кропотливо копаться в разнообразных программах развития, научных разработках, персонажах и многочисленных таблицах: цен, связей, характеристик. Ох, не царское это дело... Но постепенно игра стала все больше занимать мои мысли, подхватила меня, как река, и уверенно влилась в море, имя которому «мое свободное время». Способная захватить стратегия — птица редкая, и радует, что хоть и изредка, но все же встречаешь такие на пути. Поэтому спешу выразить благодарность шведской фирме «Парадокс» и пророку ее в России фирме «Снежок» (Snowball), выпустившим занимательнейшую штуковину — «День Победы II».
Это баг: установив игру, сразу надо запустить патч, иначе году к сороковому полетят все сохраненки и будет очень обидно.
Все началось с того, что я получил скромные подъемные в виде страны: размер, форма и название новой виртуальной родины — на мой выбор. Имеется почти 40 вариантов: около 30 второстепенных стран и шесть основных: Советский Союз, Германия, США, Великобритания, Япония, Италия. Выбирайте и владейте, время есть! Времена не выбирают, но в данном случае и этот выбор имелся: целых четыре варианта. Начать можно с 1936, 1937, 1939 или 1941 годов. Рассчитана игра до 1970 года, а дальше — конец: что выросло — то выросло.
Это интересно: некоторым любителям игры ее временные рамки показались слишком узкими: на форуме Snowball выложена программа, позволяющая начать играть с 1930 года.
У каждой страны свои преимущества и свои недостатки. Свои ресурсы, которых всегда не хватает, своя история. Начальные условия игры — это довольно близкое подобие тех, в которых творили историю Сталин, Гитлер, Муссолини, Черчилль, Рузвельт или, если игрок не ищет легких путей, кто-нибудь менее известный, например, греческий король Георг II или король Норвегии Хокон VII. Кто именно — зависит от выбранной страны. Цель — превзойти главу государства времен Второй Мировой и выпестовать из облюбованного государства сверхдержаву. В режиме very easy такой результат гарантирован любому! А при большей сложности, чтобы благодарные виртуальные сограждане установили в честь своего вождя мавзолей напротив Главного Универмага или хотя бы бюст на малой родине героя, вождю придется потрудиться. Работать — и немало — придется и головой, и руками. Итак, цели ясны, задачи определены, за дело, товарищи!
Это замечательно: реальная история отражена в игре весьма точно: соблюдены и основополагающие события, и персоналии, и вехи науки, и этапы развития вооружения.
Экономика
...И был великий эконом, То есть умел судить о том, Как государство богатеет И чем живет, и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет. А. С. Пушкин
Основа всего — экономика. Страны разделены на регионы, в некоторых областях — хорошо с ресурсами, а в некоторых — не очень. В регионах есть сложившиеся инфраструктуры, а если повезло, то еще и заводы. Заводы можно строить, а инфраструктуру развивать. Делать это необходимо, но важно не слишком увлечься, а то придется встречать врага хлебом-солью, а не противотанковой гранатой. Ибо нельзя делать одновременно все: количество объектов, которые можно создать в стране, ограничено промышленным потенциалом. Либо новый завод, либо танковая дивизия. Каждое промышленное предприятие — это солидный плюс и к промышленному потенциалу, и к денежному бюджету, но новопостроенный завод окупается примерно в течение пяти лет. Поэтому горячие головы предпочитают не заморачиваться строительством и сразу ввязываются в схватку — а там как получится. Изредка получается. Помимо развития инфраструктуры и строительства заводов можно строить наземные укрепления, радарные станции, батареи ПВО и атомные реакторы. Надо ли это делать — вопрос спорный. Об этом поговорим ниже. Очень симпатично устроена финансовая часть экономической системы. Игрок регулирует распределение денежных потоков: это можно делать вручную, а можно перепоручать «автомату». Когда все спокойно, выгодно делать это самолично, подстраивая приоритеты финансирования под текущие задачи. Но когда Родина в опасности и враг наседает со всех сторон, бог с ними, с этими копейками, автомат и сам справится. «Райком закрыт, все ушли на фронт».
Внешняя политика
Жили-были два соседа, Два соседа — людоеда. Б. Заходер
Политика — тоже не самое сложное в этом мире. Есть только три военно-политических блока: Коминтерн — социалистическая часть мира, т. е. СССР с сателлитами; Ось — фашистские и профашистские страны: Германия, а позже Италия и Япония; наконец, союзники — демократическая часть мира: Великобритания, США и Австралия. Менее значимые страны, если их никто не завоюет, рано или поздно добровольно присоединяются к какому-то из этих блоков, причем случайным образом.
Отношения с соседями измеряются в баллах — от –200 до 200. Чем меньше баллов, тем более агрессивно настроено против вас другое государство и тем меньше шансов с ним о чем-нибудь договориться. На количество баллов можно повлиять, но подчас ссора выгоднее, чем еженедельные финансовые вливания в пропаганду чуждого соседям образа жизни. Очень облегчает жизнь установление в зоне своих интересов «марионеточного режима». Для его достижения потребуется поработать армией и флотом. Но, потрудившись, раз и навсегда избавляешься от бесконечных партизанских движений и обременительных забот о процветании аннексированных территорий. Есть и другие плюсы. Каждая страна-марионетка — это неплохая прибавка к пенсии: часть национального валового дохода инвестируется сателлитом в нашу экономику (а попробовал бы он не инвестировать!). Научный потенциал марионетки также расширяет возможности родной науки.
На заметку: марионеточный режим, если есть свободные средства (много!), можно установить и бескровным путем: прикупить себе по случаю политический переворот в понравившемся государстве. Отсюда вывод: политика политикой, а на контрразведку деньги выделяй, иначе есть риск самому закончить игру сателлитом.
Это важно: следует внимательно отнестись к назначениям министров: их способности должны соответствовать текущим задачам. Например, в мирное время министром разведки не должен быть специалист по армейским соединениям: промышленный шпионаж важнее. А когда у государства нет оккупированных территорий, то ни к чему министр внутренних дел, отличающийся талантом подавлять народное недовольство на оных. Так что, выбирая кандидата на должность, надо внимательно изучить его досье.
Внутренняя политика
Народ с одной понятен стороны, С другой же стороны он непонятен. И все зависит от того, с какой зайдешь ты стороны — С той, что понятен он, иль с той, что непонятен. Д. Пригов
Вся внутренняя политика сводится к борьбе с недовольством народа. Здесь все средства хороши. Можно варьировать политический строй: в распоряжении вождя широкая шкала от тоталитаризма до демократии. Можно увеличить выпуск товаров народного потребления: народу это почему-то нравится. И, наконец, хит сезона: создание профессиональной армии. Это весьма действенная, но крайняя мера: народ счастлив, барышни млеют, рождаемость растет, но казна пуста! Поэтому сие дорогостоящее лекарство надо давать в ограниченных дозах — пусть профессиональной будет лишь часть армии.
Это интересно: казалось бы, к политическим средствам манипулирования массами должны были относиться и действия с духовными ценностями: культурой и религией. Но такой возможности в игре нет. То ли разработчики забыли про эту сторону жизни, то ли, наоборот, относились к ней настолько серьезно, что не решились доверить игрокам.
Большая наука
Наука есть лучший способ удовлетворения любопытства отдельных лиц за счет государства. Академик А. Арцимович
Наука в «Дне Победы II» стоит на плечах экономики: чем больше промышленный потенциал, тем больше исследований можно вести одновременно. Максимально возможное количество исследуемых направлений — пять. Экономить на делах научных не стоит: это приводит к чахлой армии, устаревшему производству и безнадежно недоразвитому сельскому хозяйству. Тем не менее забегать вперед батьки в пекло тоже нельзя: правила не позволяют. Если изобретение в игре по дате сильно опережает аналогичное из реальной истории, то начисляются штрафы, из-за которых развитие этой технологии сильно замедляется. Поэтому обгон реальной истории можно позволить себе только когда очень-очень хочется. Если же личных причин для чрезмерного внимания к данной области нет, то выгодней приостановиться и временно занять стек другой актуальной задачей, более подходящей по срокам.
Для каждого из предпочтительных направлений надо выбрать научную группу. Самое важное — учесть тематику, специализацию и научный потенциал группы (от 1 до 9). Первые инвестиции лучше всего сделать в развитие «орудий труда» научных работников (Промышленность. Криптография). Это ветка, которая начинается с изучения арифмометров (счетно-табулирующих машин), а заканчивается созданием мощнейших компьютеров. Компьютеризация заметно ускоряет исследования во всех областях.
В то же время необходимо максимально быстро пройти путь от базовых станков до конвейеров (Промышленность. Производство), чтобы изготовление стрелкового оружия, авиа- и автотехники происходило не поштучно. Без этого в затяжной войне не выстоять. Кроме того, нельзя забывать о крестьянах. Сельское население в «Дне Победы» выступает в роли людского ресурса для военных действий. Поэтому, чтобы во время войны не было дефицита «пушечного мяса», необходим хотя бы средний уровень сельского хозяйства (Промышленность. Сельское хозяйство).
В военно-прикладных науках (Пехота, Бронетехника, Авиация, Флот, Наземные доктрины, Доктрины ВМФ, Доктрины ВВС) следует исходить из реалий геополитического положения страны и направлять все силы на ударный вид войск. Например, Японии или Великобритании развитый флот жизненно необходим. Но если моя родина СССР, то флот для меня как для козы баян. Евразию ведь с его помощью не завоюешь. То ли дело Т-34 — дешево и сердито. Вражеские поползновения со стороны океанов пресекаются морской авиацией и подводными лодками — вот их все же придется прокачать. А году к 43, когда на повестке дня встанет вопрос Великобритании и США, — что ж, водный «транспорт» придуман еще до нас. Смело вперед, с русским «авось» через моря-океаны, главное — доплыть!!! А крылья Родины нас прикроют: авиацию, слава богу, советская наука и лично товарищ Сталин из виду никогда не упускали. Так что оставим развитие флота островным империям. Советской науке полезней весь пыл обратить на военные доктрины. Неоднократно замечено, что вооруженный правильной идеологией летчик, пусть даже на устаревшем самолете, легко справится с идейно незрелым на новейшем истребителе.
Это важно: ниже в порядке предпочтения перечислены ветки развития науки и промышленности, с которых выгодно начать, играя за СССР или крупную европейскую страну:
- Промышленность. Криптография (до Компьютер — появляется после окончания этой ветки)
- Промышленность. Производство: Экспериментальный конвейер (все пять конвейеров)
- Промышленность. Сельское хозяйство (до С /Х производство)
- Пехота. Пехота: Моторизованная (до Улучшенная), затем Снабжение попеременно с Пехота: Механизированная (до Улучшенная)
- Наземные доктрины. Массированный бой (до конца, кроме Партизанская война) попеременно с ПВМ сист. госп. (до конца)
- Бронетехника. Легкие танки: Улучшенные: Средние танки (до Улучшенные), попеременно с Стационарная ПВО: Бригады ПВО (до Улучшенные), попеременно с Противотанковая артиллерия (до Улучшенная), попеременно с Полевая артиллерия (до Улучшенная)
- Доктрины ВВС: Разрушение поля боя (до Иниц . асов-бомбард. и Иниц . асов-истреб.)
- Авиация: Тактические бомбардировщики (до Усовершенствованные) попеременно с Штурмовики (до Усовершенствованные), попеременно с Перехватчики (до Усовершенствованные), попеременно с Морские бомбардировщики (до Усовершенствованные)
Это важно: оказалось, что почти нет смысла в развитии ядерной физики. К тому времени, когда достигается уровень, нужный для производства атомных реакторов и атомной бомбы, в них уже нет нужды. Не нужны ни энергия, ни оружие массового уничтожения: ресурсов на захваченных территориях и так немерено, а сытая, хорошо вооруженная, имеющая огромный боевой опыт армия порвет любого по первому «зеленому свистку».
Это обидно: странен взгляд шведов на научный потенциал советских ученых. Конечно, понятно, почему И. В. Курчатов, сделавший атомную бомбу по украденным у американцев чертежам, заслужил только четыре балла из девяти возможных. Но почему С. П. Королев, который создал первый искусственный спутник и отправил в космос первых собак и первого человека, имеет научный потенциал «пять»? Такой же, как у КБ Сталинградского тракторного завода, зверски разрушенного немцами?
Это тоже обидно: создатели игры пренебрежительно отнеслись к гордости страны Советов — авиации. Интересно, как в КБ с научным потенциалом «пять» из «девяти» изобретали и делали самолеты, по технико-тактическим данным лет на десять опережавшие свое время?
Лучшие комментарии