The Outlast Trials: Обзор кооперативного хоррора
Когда лучше оставаться вне тренда
The Outlast Trials вышла в раннем доступе в мае 2023 года и обозначила (а скорее, закрепила) знаковую тенденцию — один из лучших сюжетных хорроров 2010-х годов превратился в сессионный кооперативный ужастик. Хорошо хоть, это не очередной клон Phasmophobia, которых сегодня полно в Steam. В любом случае встретили The Outlast Trials неоднозначно. Многим геймерам она понравилась, но была и критика. Так, в нашем видеообзоре почти годичной давности игра получила «Проходняк» — преимущественно за однообразие, обилие гринда, отсутствие страха и небольшое количество контента. Спустя 10 месяцев состоялся полноценный релиз. Какие же впечатления игра оставляет в версии 1.0?
Опять эксперименты…
На самом деле, став кооперативным хоррором, The Outlast Trials не утратила ни сюжета, ни связей с прошлыми играми серии, ни возможности одиночного прохождения. Здесь снова появляется знакомая по прошлым играм корпорация «Мёркоф», а игрок по сюжету добровольно становится подопытным кроликом в её, мягко говоря, сомнительных с моральной точки зрения экспериментах. Оказавшись фактически пленником, запертым в огромном комплексе корпорации, он должен проходить серию испытаний, где нужно выжить и выполнить поставленные задачи.
Испытания делятся на основные «программы» (по сути, это сюжетные миссии) и дополнительные задания (так называемые МК-симуляции). На первый взгляд кажется, что все они являются просто изощрённым способом мучить вас и убивать остальных людей, порождением больного воображения — казни стукача, дёрнув рубильник электрического стула; прикончи священника, опять же лично отрезав пилой его ноги; забей судью молотками; преврати извращенца в секс-куклу, а потом сожги его…
Доктор Истерман, стоящий за этим проектом, каждый раз приводит какие-то обоснования, но выглядят они как мешанина из плохо связанных мыслей — то дети хорошие, и их нужно избавить от тирании священников и матерей, то они уже плохие, и их самих нужно отправиться на изощрённую казнь (успокойтесь, убиваем мы тут не детей, а их манекены). Или же это откровенная издёвка в стиле «Наша невинная корпорация не должна страдать за явные преступления, поэтому забей судью».
Но на самом деле за всем стоит попытка сломить персонажа, освободив его от всяких нравственных рамок и связей с привычными для общества постулатами и моделями поведения. «Освободись, избавься от оков, порви с прошлым!» — этими призывами нам постоянно тычут из экранов мониторов. И всё это должно подготовить человека к принятию новой идеологии, к тому, чтобы стать марионеткой и верным агентом на службе «Мёркоф» или тех, кто за ней стоит и ей платит. А кто именно, мы узнаём из секретных документов-улик, которые припрятаны на уровнях. Ну, или можно вспомнить, что писала Джуби о тайных операциях «Мёркоф».
Красота мерзости
В The Outlast Trials действительно есть сюжет — в наличии стартовое и финальное испытания, да и миссии-программы между ними, повторю, вполне напоминают сюжетные. Они проходят в уникальных декорациях, где нам ставят новые задачи, а все уровни отлично проработаны и поражают вниманием к деталям. Хотя местами от этого обилия деталей становится тошно. Художники Red Barrels снова пытаются шокировать нас своей больной фантазией. Ну, или её отсутствием — когда в который раз видишь разодранные, развешанные и разбросанные повсюду части тел, то удивляться уже перестаёшь.
Задания соответствующие. Про отрезание ног и сжигание заживо я уже писал. А ещё тут приходится толкать тележки с куклами детей в огонь; доставать ключи из кишок трупов; добавлять отбеливатели в котёл, чтобы отравить еду для детишек; бросать вырванные сердца в мишени на аттракционах — ну и всё в таком духе.
Да, местами это даже мне, поклоннику Мэрилина Мэнсона, кажется перебором, но ты всё равно продолжаешь восхищаться проработкой уровней, тем, как везде, будь то полицейский участок, церковь, парк развлечений или фабрика игрушек, всё тематически выдержано, как творчески используются манекены. Например, в детском приюте по коридорам ездят куклы, напоминающие стриптизёрш в образе монашек.
Радуют, в смысле пугают, и враги, среди которых, конечно, солируют сексуально озабоченный коп с дубинкой (впрочем, тут как будто все, включая авторов, озабоченные) и Матушка Гусберри — бывшая ведущая детской телепередачи, а ныне страшная бабка с жуткой куклой утки, которой в горло вмонтировано сверло. Этим сверлом она убивает и калечит, а с самим «птенцом» своим же голосом разговаривает, напоминая свихнувшегося чревовещателя. И каждый раз это восхитительные в своей маразматичной болезненности диалоги, которые к тому же уморительно озвучены. Надо слышать, каким голосом Матушка и утка произносят диалоги в духе «Не смейте трогать детей, мы просто пытаемся их разбудить! — Сейчас бы дунуть кокса!».
Игра в прятки и догонялки
И в декорациях, и в противниках полно отсылок к прошлым играм серии. Да и в самом геймплее, конечно. Это по прежнему злой, брутальный и хардкорный хоррор про прятки с монстрами преимущественно в тёмных и закрытых помещениях, где едва ли не бо́льшую часть времени мы проводим с фонариком и в шкафах, бочках, ящиках или под кроватями. Но если враг заметил, как вы прячетесь, то он откроет шкаф или сам залезет под кровать и вытащит вас.
Чаще всего остаётся бежать, но выносливость, как и во второй части, ограниченна. И в целом авторы на этот раз постарались ещё больше усложнить жизнь игроку. Здесь повсюду разбросаны мины, а некоторые укрытия уже заняты местными психами, которые выскакивают, как только вы оказываетесь рядом, и валят вас на землю — вырваться можно только с помощью QTE.
Некоторые двери оказываются закрыты (приходится тратить время и выносливость на удары, чтобы пробиться) или оснащены ловушкой — при открытии в грудь игрока вонзается и валит с ног крест. Осторожно следует открывать и разбросанные повсюду тайники с расходниками (аптечками, батарейками для фонарика и так далее) — там может оказаться ловушка с ядом, который отравляет разум персонажа. После этого ему начинает мерещиться страшный мужик, который может возникать из ниоткуда и кидаться на нас, а на самом деле пробегать мимо.
Если вовремя не принять антидот («дихлофос» на местном жаргоне) и шкала разума совсем опустеет, то вы впадёте в психоз — экран практически превращается в клип группы Prodigy (Breathe или Firestarter — выбираете сами), за вами начинает гоняться местное воплощение Кита Флинта (Keith Flint), и нужно или убежать и переждать, или закинуться противоядием.
В общем, лучше не нарываться, передвигаться тихо и на корточках, не поднимая шума, не попадаясь на глаза и не наступая на стекло, которое выдаёт ваше местоположение. Хотя здесь это максимально непросто. Противников довольно много, они курсируют по своим маршрутам в самых важных местах и появляются в самый неподходящий момент, как раз тогда, когда вы хотите отсидеться, ищете батарейку для фонарика или пытаетесь решить пазл (например, открыть сейф с уликами в суде или настроить радиоволны в приёмнике). А в финале каждого испытания, когда нужно вернуться в транспорт, увозящий нас назад в комплекс «Мёркоф», как раз у выхода обязательно появляется Гусыня, порой и с другими монстрами.
Есть чем ответить
Впрочем, и игрок теперь не выглядит совсем уж беспомощным. Проходя испытания, мы зарабатываем талоны, за которые в комплексе-тюрьме можно приобретать разные усиления, рецепты (дают бонусы вроде регенерации здоровья или возможности скользить в подкате) и инструменты. Последние — это, например, рентген, показывающий врагов через стены, ослепляющая мина, лечебный гель или метательное устройство, поражающее электрическим током и оглушающее врагов.
Многие из этих вещей можно ещё дополнительно улучшать, чтобы, например, рентген показывал не только врагов, но также расходники и ловушки, а бросок оглушающего устройства взрывал мины-ловушки или лечил напарников. Чем выше уровень персонажа, тем более крутые улучшения открываются. А опыт для прокачки мы зарабатываем за успехи в испытаниях, которые определяются итоговым рейтингом.
Какие-то из апгрейдов более полезны, какие-то менее, кто-то принципиально их не использует — пройти испытания можно и без них. Но это не отменяет того факта, что гринд в The Outlast Trials есть — как на апгрейды/устройства/усилители, так и на деньги, за которые мы обустраиваем свою комнатушку, а также покупаем новую одежду и прочую «косметику».
Но особенно гринд нужен для получения «жетонов перерождения» — как только накопим их достаточно, нас допустят к финальному испытанию, игрок совершит своё первое «воскрешение», и ему откроется новая серия испытаний — «Программа Х». Фактически это вариации всё тех же миссий, но с разными усложнениями — больше сильных врагов и ловушек, меньше расходников и всё в таком духе. Когда и в этих испытаниях совершите три возрождения, откроется экстремально сложная «Программа Ультра», приравненная к эндгейму, — там вас ждут опаснейшие враги, враждебное окружение, увеличенное время перезарядки предметов, в инвентаре будет меньше места под расходники, а вы не сможете видеть данные и имена игроков.
Повторение — мать мучения
Все описанные механики позволяют играть в The Outlast Trials одному, почти как в первых двух частях серии, и получать примерно те же чувства напряжения и страха, особенно поначалу. Выживать там действительно непросто, и одна миссия вполне может растянуться на час реального времени. Другое дело, что через какое-то время всё начинает повторяться и сводиться к тому, что вы по кругу играете в прятки и догонялки с одним и тем же врагом, который курсирует вокруг важных точек, где нужно повернуть вентиль, что-то взять или решить пазл. И это начинает надоедать.
В игре по Сети, естественно, с этим легче просто благодаря распределению действий между игроками. Того же врага можно отвлечь одним членом команды, пока другой синхронизирует эти чёртовы радиоволны. Ну и в целом там веселее, бодрее, можно возрождать союзников, помогать им отбиваться от монстров и подсаживать, чтобы запрыгнуть повыше. Поэтому голосовой чат в кооперативе критически важен, хотя все возможности для координации между игроками и вне его тоже предусмотрены.
Но тут встаёт другая проблема — в кооперативе страх и напряжение быстро уступают место смеху и крикам «Лёха, ты чё, пьяный, лестницу не можешь найти?». Многие атмосферные вещи пропускаются, к тому же финальный рейтинг (а значит, и опыт) может просесть из-за некоторых товарищей.
Кроме того, в The Outlast Trials всё-таки маловато контента и в целом есть проблемы с разнообразием. Да, в финальной версии появилась ещё одна яркая миссия. Теперь тут аж пять (а не три!) основных миссий и десяток дополнительных симуляций. Последние — это вариации тех же испытаний, но короткие и с несколько другими заданиями. Например, в основной программе мы толкаем тележку с куклами к месту их уничтожения, а в симуляции ломаем эти куклы и бросаем их головы в машину для измельчания. То есть всё равно часто речь идёт об одном и том же.
И в принципе мы всю дорогу что-то чем-то заполняем — то отбеливателем, то головами кукол, то мусором. Также частенько толкаем тележки или что-то чиним — либо синхронизируем те самые радиоволны (делать это нужно особенно часто), либо смотрим, куда ведут провода/трубы, и находим вентили, которые нужно покрутить, или устройства, которые надо обесточить.
Понятно, что есть симуляции, но всё равно не покидает ощущение, что мы делаем примерно одно и то же. И, видимо, неспроста многие игроки, собравшиеся в одной комнате, предпочитают не бежать к терминалу с выбором миссий и подбором группы, а соревноваться друг с другом в армрестлинге или в шахматах (да, есть и такое!).
Понятно, что вышеописанные вещи, включая однообразие контента, гринд и нивелирование хоррора в кооперативе, во многом свойственны этому жанру. И у The Outlast Trials определённо есть и будет своя аудитория — тем более что планы у авторов большие, и по мере расширения и дополнения контента всё, надеюсь, будет становиться только лучше. К тому же в финальной версии разработчики не только добавили новые миссии и испытания, но и более грамотно скомпоновали все три программы, сделали их более доступными, уменьшив отчасти влияние гринда. Кроме того, перебалансировали в лучшую сторону многие улучшения и устройства и добавили диалогов с NPC в комплексе «Мёркоф». Плюс игра заслуживает всяческих похвал за аудиовизуальное исполнение.
Придуманная авторами для The Outlast Trials концепция выглядит очень интересно. Но меня не покидает ощущение, что игре чего-то не хватает, чтобы повторить успех той же Phasmophobia или Dead by Daylight — в последнем случае не хватает возможности одному игроку охотиться на других. Меня Trials не зацепила надолго ни в "сингле", ни в кооперативе ничем, кроме, пожалуй, возможности поиграть в шахматы с товарищами. А речь, напомню, идёт о хорроре…
Плюсы: проработанный сеттинг; отличный дизайн локаций и монстров; кровавая, брутальная и нездоровая атмосфера; интересная концепция; множество улучшений; детальная кастомизация; возможность поиграть в шахматы или посоревноваться в армрестлинге.
Минусы: мало контента; много гринда; однообразные механики; довольно быстро становится не страшно, особенно в кооперативе.
Лучшие комментарии
Хоррор, как и все другие жанры, создан для конкретной фанбазы.
И фанаты медленных хорроров, по типу Второго Сайлента или П.Т. совсем не оценят Аутласт трайл, она найдет своего фаната, которые любят напряжение пряток и динамику погонь.
Игра не для всех и это хорошо.
Не могу не согласиться с комментарием автора про некое однообразие игры спустя пару часов, но не могу так же выразить недовольство этим или сказать что мне игра этим как-то наскучила, очевидно что после первых двух частей серии к подобному хоррору был готов не каждый игрок, но те механики и тот концепт который привнесли red barrels как в серию, так и в индустрию в целом позволяет испытать тот опыт, которого ещё не было и это очень хорошо. Определённо заслуживает похвалы!
Согласен, эта серия вообще и не расчитана на аудиторию обычных игроков. Вот любителей ужасов, напряженных ситуаций да. Далеко не один раз проходил первую часть, один раз дополнение Whistleblowler, вторая как то мимо меня прошла-надо будет версию на консоли купить авось понравиться. И вот Trials-мне играть в коопе не с кем, возможно возьму для одиночных побегушек, видел на Youtube, вроде весело.
Аналогично. Вот просто 1 в 1 так же делаю.
The Outlast Trials — проходняк , Supernormal — похвально, The Talos Principle 2 — изумительно. Amnesia: The Bunker — проходняк ????
Кирилл Волошин мой любимый автора на стопгейме, продолжай в том же духе! ????
Мне кстати всегда казалось, что данный автор наоборот завышается оценки. И теперь я просто мысленно отнимаю один пункт от итогового вердикта (т.е. если изумительно — то похвально, и т.д.) А уж если дело касается игр про лупоглазых аниме девах, то можно смело вычитать два пункта по итогам. В моём случае данный подход работает почти безошибочно. Такие дела.
P.S. Негатива к аниме в целом и рисованным мамзелькам в частности не испытываю. Просто не большой поклонник данных тем.