Все привыкли, что визуальные новеллы — это горы текста и диалогов, которые мы пролистываем для того, чтобы не только узнать, чем там всё закончится, но и закадрить очередную аниме-девочку. Поэтому всё, что выбивается из подобной тематики, сразу привлекает к себе повышенное внимание. Athanasy в этом смысле особенно яркий пример и редкий случай, когда обещания авторов показать «проработанную вселенную, какой вы ещё не встречали» оказываются очень близки к правде.
Машины Благодати и Любви
Перед нами вроде бы классическая антиутопия. После катастрофы, известной как Фиолетовая Смерть, человеческая цивилизация фактически сосредоточилась в одном большом подземном Городе. Как водится, он разделён на верхний, где живут чиновники различных министерств, и нижний, где люди, скажем так, попроще обитают в своих кластерах, а потом доходят до «финальной сборки» — это даёт им шанс распределиться в одно из министерств, на должность какого-нибудь младшего статистика, что уже считается большой удачей и скачком в карьере.
При этом все работают на благо Города и боготворят Машины Благодати и Любви, которые и поддерживают замкнутую экосистему, обеспечивая всех биополимерной едой и прочими ресурсами. Да, правят власть имущие не корпоративными уставами, а религиозными доктринами.
Есть, конечно, и тайные революционеры из Непротивления, которые хотят выйти на поверхность и увидеть небо. Но на этот случай улицы патрулируют местные держиморды с дубинками: при любом подозрительном поведении быстро доставят на допрос, а оттуда — на «исправление» или в Храм Нежной Смерти.
Поэтому религиозные проповеди тут тесно связаны с доносами, когда сдать ближнего своего можно прямо своим духовникам, которых, что логично, называют исправителями, — им следует регулярно исповедоваться. Неудивительно, что многие, дабы забыться, пьют местный наркотик — сому, хотя большинству максимум доступно водорослевое пиво (тут вообще почти всё водорослевое, даже печенье).
Храм Нежной Смерти и подземелье говорящей плоти
В общем, классическая картина антиутопии. Но есть и странные вещи. Периодически главному герою снится живая плоть — бесконечная масса из костей, кожи, мышц и глаз. И более того, она с ним разговаривает, призывает к себе. И почему люди в этом Городе никогда не болеют, а раны почти мгновенно заживают? Почему живут все максимум лет до 40, а потом их отправляют в Храм Нежной Смерти?
Одна из сюжетных линий уже в начале может привести нас в подземелья под городом, где людей «исправляют» до уровня гротескных уродов с покрытыми гноем клешнями вместо рук и заставляют работать, втыкая клешни в ту самую говорящую плоть. Тот, кто не работает, не ест — а в качестве еды выступают такие же уроды, но уже отработавшие своё (их называют овощами). Кормёжка выглядит так: главный «повар» пожирает овощей, а потом выплёвывает «суп» прямо в пасти остальным работникам.
В качестве надсмотрщиков выступают настоящие демоны с плетьми из костей, готовые растерзать отлынивающих от работы. А в закоулках подземелий можно встретить странное существо, которое почему-то называют лошадью. Если накормить его своей плотью, то лошадь согласится помочь и вот что расскажет о той самой живой плоти, которую все называют Плёнкой: «Она борется, чтобы вырваться, потому что должна, но саботирует сама себя, чтобы сохранить иллюзию тюрьмы, чтобы сохранить ту часть самой себя, которая может создать иллюзию побега от самой себя, потому что на свою беду вездесуща и вечна…»
Что вообще происходит?..
Игра настоящей нелинейности
А происходит настоящий крутой биопанк, заставляющий вспомнить уже не «1984», а книги Гарри Гаррисона (Harry Harrison) и Пола Ди Филиппо (Paul Di Filippo), фильмы «Остров» и «Гаттака», творчество Дэвида Кроненберга (David Cronenberg) и Ганса Гигера (Hans Giger). И после того как ближе к финалу мы узнаем шокирующую правду об одном научном эксперименте, всё, что казалось бредом, соединится в единую, вполне логичную картину.
Но до тех пор главному герою, юноше по имени Джосайя Кавиани, придётся мучительно искать ответы, выбирая, оставаться ли в вере или встать на опасный путь ереси. Ещё до того, как стать чиновником в Министерстве демографии он обнаружил несостыковки в официальных данных, свидетельствующие о том, что Машины Благодати и Любви, возможно, получают ресурсы извне, с поверхности, а значит, там может быть жизнь.
На этом пути Джосайя переживёт личную трагедию, без памяти влюбляется в таинственную незнакомку, узнаёт неприглядную правду про своё начальство и получит возможность присоединиться к местному сопротивлению. Хотя можно и не присоединяться, предавать и вообще выбирать пути, которые на первый взгляд кажутся неправильными.
Athanasy тем и цепляет, что здесь чувствуется реальная нелинейность и уже в самом начале можно, погибнув вроде бы, не увидеть на экране Game Over, а открыть совершенно другой сюжетный путь. Да и в дальнейшем будет много важных развилок. И каждый выбор пропускаешь через себя — настолько затягивает эта история. Я себя как-то поймал на том, что, отойдя на кухню выкурить сигаретку-другую, продолжаю прокручивать варианты действий и даже эмоционально представлять, что я бы сказал на месте Кавиани в такой ситуации, — а со мной такое погружение случается нечасто.
Всё плохо, но интересно
Тщательная проработка мира, качественные диалоги и в принципе тексты, ощущаемая кожей гнетущая атмосфера, создаваемая в том числе специально написанной для игры музыкой, почти безупречная работа художников — всё это и способствует погружению. Да, диалоги местами могут показаться графоманскими (вечный дар и проклятие русских визуальных новелл!), а в сюжете при желании можно найти не то чтобы логические дыры, а, скажем так, странности, но всё остаётся в пределах допустимой погрешности.
Да, кроме вышеперечисленного здесь ничего нет — ни пазлов, ни мини-игр, ни элементов других жанров. Но, как показывает практика, в ВН это зачастую делается для галочки и только отвлекает. А в данном случае отвлекаться от истории и чтения совсем не хочется.
Жаль только, большинство концовок печальные — тем сильнее хотелось нащупать тот путь, который выведет на хорошую. Но не зря авторы пишут на странице Athanasy в Steam про «полный спектр концовок — от плохой до просто ужасной». И про то, что «некоторые задумки сценариста не прошли цензуру как слишком мрачные и жестокие… но большая их часть осталась».
Да, Athanasy — игра мрачная, даже тяжёлая. Но от этого история стала ещё более интересной, цепляющей. В любом случае хочется до титров следить за ней, переживать за судьбы персонажей, решать, как поступить, и переигрывать в поисках хоть какого-то света в этом кошмаре из плоти, крови, предательства и несбывшихся мечт. Одна из лучших визуальных новелл, сделанных в России.
Плюсы: увлекательный сюжет; множество вариантов развития истории; необычный и тщательно проработанный сеттинг; история и диалоги в целом отлично написаны; игра классно выглядит и звучит.
Минусы: есть вопросы к некоторым сюжетным ситуациям; кое-какие тексты страдают от графомании.
Лучшие комментарии
У меня вышел великолепный диалог с Лошадью, наполненный таким смыслом????????
Ура! Наконец вышла долгожданная игра с элементами любимого (хоть и не часто встречающегося) боди-хоррора =)
Хотя, первое прохождение за корпората получилось далёким от самых мясных моментов игры… Зато перепроходить интереснее будет :D
Надо будет почитать (нет, не тамошних святых с замашками сенобитов-юнитологов, а новеллу), хотя основные тропы уже маячат. Источники вдохновения тоже видно — помимо упомянутых в статье тут есть и ДивныйНовыйМир, и ПлановыйПобег, и Сайя, и ДохлоКосмос, и Зерги с Тиранидами где-то рядом ползают, а то и Бибураты. Предсказуемо, но хочу убедиться в своих догадках.
А Лошадь — потому что на нём ездят, видно «седло» на спине и поводья. Наверное, в прежней жизни его звали Сашей, кекеке.