Nobody Saves the World: Обзор
Амбициозный экшен от создателей Guacamelee!
Коллектив DrinkBox Studios прежде всего известен по играм серии Guacamelee! — одним из лучших метроидваний 2010-х. Но зацикливаться на приключениях лучадора авторам явно не хочется, поэтому периодически они ударяются в эксперименты. Пять с лишним лет назад они выпустили Severed, экшен, в котором сражения происходят исключительно с использованием сенсорного экрана. А после Guacamelee! 2 занялись амбициозной экшен-RPG с видом сверху Nobody Saves the World, в которой есть почти два десятка играбельных персонажей.
На все руки (и лапы, и крылья) мастер
Главный герой — тот самый Никто, вынесенный в название игры. Он просыпается в крошечной хижине и не помнит, как он там оказался. Спустя пару минут Никто узнаёт об исчезновении Нострамагуса, величайшего волшебника, а ещё через несколько мгновений становится главным подозреваемым. К счастью, он успевает прихватить палочку Нострамагуса и сбегает из плена, отправляясь в долгое путешествие по большой карте. Главной целью протагониста становится спасение мира от Напасти — заразы, уничтожить которую можно лишь осколками самоцвета, охраняемыми появившимися из ниоткуда монстрами.
Сам по себе Никто полностью оправдывает своё имя (вернее, его отсутствие) — кроме жалких пинков он ничего не умеет. Зато с помощью палочки он может обращаться кем угодно, меняя формы и обретая способности. Сначала он превращается в крысу — благодаря размерам та может проникать в узкие коридоры, а также больно кусается и отравляет врагов. Потом — в вооружённого мечом воина, который наносит больше урона при низком запасе здоровья. Или в лучницу, чьи заряженные стрелы пролетают сквозь противников.
У каждой формы есть задания, число которых растёт по мере прохождения сюжета. Все они связаны со способностями: рань 50 врагов таким-то умением, пробеги столько-то метров с помощью ускоряющего навыка и так далее. Эти мини-квесты повышают уровни форм, благодаря чему разблокируются не только новые играбельные существа, но и умения. Нельзя сказать, что из этого важнее, поскольку интерес вызывает и то, и другое. Формы различаются многими параметрами: одна подходит для ближнего боя, другая оставляет после себя замедляющую слизь, третья быстро двигается, четвёртая в воде плавает. А новые способности позволяют эффективнее справляться с противниками, и задания подталкивают опробовать всё без исключения.
При этом разработчикам удалось сделать почти каждую форму интересной. Когда я проходил игру, каждый новый персонаж становился моим любимчиком, даже если поначалу отношение к нему было негативным. К примеру, лошадь — чтобы ударить врага, нужно развернуться к нему спиной и лягнуть. Звучит неудобно (проще взять обычного рыцаря), но есть и плюсы — лошадь отталкивает цели, и те получают дополнительный урон, если врежутся в стену или в других противников. А со временем она обучается галопу и может забегать в толпу, нанося урон всем задетым монстрам.
Другой пример — силач. Он медленно передвигается, а его атака выглядит очень странно — он бросает в выбранную сторону штангу, то есть ранит врагов не сразу после нажатия на кнопку. Но со временем силач становится очень опасным персонажем: накапливает силу, увеличивая урон от стандартных атак, а также раскручивается и бьёт кулаками всех, кто оказывается рядом.
Быстрее, выше, сильнее
Способности можно (и нужно) улучшать, благодаря чему они становятся ещё более сокрушительными. Одни быстрее восстанавливаются, другие наносят больше урона или требуют меньше маны. То же происходит с пассивными навыками, которые тоже у всех абсолютно разные. Кто-то восстанавливает ману, разрушая объекты на локациях, а чьи-то атаки накладывают на цели статусы: отравляют, замедляют, оглушают и так далее.
Самое интересное начинается спустя несколько часов, когда Никто узнаёт о возможности перекидывать способности между формами. Тут Nobody Saves the World раскрывается полностью, поскольку множество полезных умений позволено давать кому угодно. Лучница способна выпускать дождь из стрел — дайте этот навык лошади. Зомби заражает цели, а после смерти те превращаются в оживших мертвецов — парой нажатий перекиньте эту способность черепахе. Всё работает как часы, никаких ограничений нет — прокачивайте формы и разблокируйте бесчисленное множество комбинаций из активных и пассивных навыков, часть которых доступна ещё и в местных магазинах.
Такая свобода позволяет создавать мощные билды — даже если какой-то персонаж слабее остальных, его умения могут быть чрезвычайно полезными. К примеру, яйцо абсолютно беспомощное, пока из него кое-кто не вылупится. Но на первых уровнях оно получает навык, который излечивает персонажа при зажатой кнопке, что иногда очень полезно. А если способность и так ценная, её всё равно можно сделать ещё круче. У монаха есть навык «Святой свет» — при активации все цели на экране получают урон в течение нескольких секунд. А если добавить «пассивку», с которой каждая ваша атака отравляет врага? А если докинуть ещё одну, которая оглушает? Экспериментировать можно бесконечно.
У вас очень много времени на то, чтобы испробовать всё, поскольку игра далеко не короткая. Приславший мне копию издатель сообщал о 20 часах на прохождение, но я потратил заметно больше, изучая каждую локацию в поисках секретов и выполняя множество побочных заданий. Игра поделена на регионы, соединённые дорожками, на которых встречаются монстры. А дорожки эти могут привести либо к пещере, либо к небольшому поселению, либо к одному из нескольких десятков подземелий. Всё создано вручную и не меняется при повторном прохождении, кроме подземелий, которые каждый раз генерируются по новой.
При этом условия в них остаются одинаковыми. Где-то враги крепче или, наоборот, погибают с одного удара. Где-то из противников и разбитых бочек не выпадает еда, восстанавливающая здоровье. Плюс ко всему в подземельях встречаются враги, требующие применять против них атаки указанных стихий, иначе они вообще не будут получать урон. Поэтому каждая локация требует предварительной подготовки: и «пассивки» важно подобрать, и активные навыки, чтобы не усложнять себе задачу.
За пределами «данжей» тоже полно развлечений. В городках встречаются гильдии, представители которых дают пачку заданий. Это могут быть забавные испытания вроде расстрела всех мишеней за указанное время, гонок в образе лошади или всяких аркадных мини-игр. Какие-то персонажи просят вас исследовать мир и искать дельфинов или инопланетян, которые на карте не указаны. Развлечения встречаются и просто так, без выданных заранее квестов, — к примеру, арены, на которых вас запирают и вынуждают драться с волнами врагов. Не говоря уже об увеличивающих запас маны феях, путь к которым не всегда очевиден.
Глаза разбегаются
Иными словами, контента в Nobody Saves the World очень много. Однако ко второй половине игры это становится скорее недостатком. В частности, процесс прокачки форм немного утомляет. Да, интересно, что умеет некромант или монах, которые разблокируются одними из последних, но «гриндить» убийства способностями ради ранних лёгких заданий уже не так увлекательно, как было в начале. Впоследствии, когда к обычным квестам добавляются изощрённые, требующие перекидывать определённые способности и использовать их, процесс становится ещё более муторным.
Большое количество квестов, подземелий и прочего тоже восхищает всё меньше. Дело в том, что доступ к сюжетным испытаниям заблокирован до тех пор, пока вы не накопите достаточное количество специальной валюты. Её выдают и за выполнение заданий форм, и за обычные квесты, а также её можно купить у торговца. Но делать последнее бессмысленно, поскольку вам и так придётся зарабатывать валюту честным путём, чтобы повысить уровень персонажа. Когда я посещал сюжетные подземелья героем с уровнем ниже рекомендованного, проходить их было заметно тяжелее, чем когда я делал это прокачанным.
Ну а последняя моя претензия связана с переключением между формами. Здесь есть кнопка быстрой смены персонажа — зажимая её, вы вызываете колесо выбора. Но почему-то игра в это время не ставится на паузу. А поскольку расположение форм в колесе меняется, за секунду обнаружить там нужного персонажа не удаётся. Плюс в колесе уместились лишь восемь форм — если нужна какая-то другая, приходится открывать меню, переходить на вкладку с древом форм и там выбирать желаемого героя. Ситуации, когда переключиться необходимо как можно скорее, возникают не так уж часто, но всё же с неудобствами сталкиваешься.
Однако всё описанное в последних абзацах не отменяет того, что Nobody Saves the World удалась — и как забавный экшен с прекрасным визуальным стилем, и как интересный эксперимент. Идея обучения одних классов персонажей способностям других не нова — в JRPG она встречается часто, ещё со времен Final Fantasy Tactics. Но всё равно приятно видеть, когда всё работает как надо и задумка реализована полностью. Не уверен, что игра останется в памяти до конца года, да и до самой высокой оценки она немного не дотягивает. В то же время коллектив DrinkBox отлично справился с задачей, а уж появление такой игры в Game Pass, да ещё и в день релиза, — прекрасный подарок.
Плюсы: отличная идея с возможностью перекидывать способности всем персонажам здорово реализована; все формы, в которые превращается герой, по-своему хороши; большое количество контента: и побочных заданий, и подземелий, и других развлечений; выделяющийся визуальный стиль; юмор в духе Guacamelee!
Минусы: прокачивать с нуля новые формы в какой-то момент надоедает, хоть это и не занимает слишком много времени; во второй половине игры от обилия контента начинаешь уставать; переключение между формами можно было сделать удобнее.
Лучшие комментарии
Классная статья, спасибо!