24 марта 2021 24.03.21 6 17K

Mundaun: Обзор

Играл на Sony PlayStation 4

Инди-игры иногда сравнивают с артхаусными фильмами – они тоже сделаны небольшой группой энтузиастов, желающих реализовать свои необычные идеи с ограниченным бюджетом. Однако у некоторых слово «артхаус» ассоциируется прежде всего со странным кино – с таким, которое не сразу будет понятно, где полно символизма и скрытых смыслов, которое сложно рекомендовать обычному зрителю. В игровой индустрии таких примеров заметно меньше, но Mundaun под это описание подходит идеально.

 

Сам себе разработчик

Это очередная игра, которая была почти полностью сделана одним человеком (за исключением звука), и здесь хорошо заметен авторский почерк. Все текстуры в Mundaun были вручную нарисованы карандашами на бумаге, благодаря чему сложился уникальный визуальный стиль. Это не игра, цветовую палитру которой перекрасили в чёрно-белую, – она такой задумывалась изначально.

Красивые виды тут тоже есть.
Красивые виды тут тоже есть.

Одно это уже делает атмосферу необычной, но здесь присутствует ещё пара интересных решений. В Mundaun доступен лишь один вариант озвучивания – на романшском языке. На нём говорят всего несколько десятков тысяч людей во всём мире, и почти все они живут в одной области в Швейцарии. В «Красной книге языков» ЮНЕСКО романшский входит в список языков, находящихся на грани исчезновения. И то, что персонажи в игре говорят на реальном, но почти никому не известном языке, делает приключение ещё более атмосферным.

Ну а сама локация Мундаун тоже не выдумана – так называется гора в одном из курортных регионов Швейцарии, где размещена горнолыжная зона. Разработчик отлично знает эти места и попытался перенести некоторые элементы из реальности в игру – здесь схожая архитектура невысоких зданий, часовня с изображениями святых на стенах и потолке, подъёмники, ведущие к вершине горы. О процессе создания игры и источниках вдохновения был снят занимательный ролик – его и до, и после прохождения интересно посмотреть.

 

Жуткий, но обволакивающий мир

Mundaun представляет собой хоррор, и пугает он не скримерами (хотя один, к сожалению, есть), а необычной атмосферой. Это слово повторяется в тексте слишком часто, но это главное, на чём здесь всё держится. В игре одновременно и жутковато, и интересно, что ждёт тебя за следующим углом. Хочется увидеть, какая локация следующая, что внутри очередного домика, какие картины висят там на стенах и какие записки кто-то оставил. Здесь бывает некомфортно, даже когда ничего вроде бы не происходит, – просто скрип половиц или дуновение ветра заставляют немного нервничать.

Хоть бы он не поворачивался…
Хоть бы он не поворачивался…

В то же время у экрана удерживает и сюжет. Именно из-за истории Mundaun кажется настоящим артхаусом. Завязка довольно проста: внук приезжает на место гибели дедушки, который вроде как умер во время пожара в сарае, но герой быстро начинает понимать, что что-то здесь не так. Местный святой отец подозрительно уходит от разговора, обстоятельства смерти необычны, да и проститься с родственником не удаётся – на кладбище просто вырыта яма, а гроба нет. Всё самое интересное начинается дальше, когда тебе не терпится выяснить, что ещё было в голове разработчика и какие абсурдные идеи он воплотил в жизнь.

История остаётся приземлённой, но ситуации, в которые попадает герой (и персонажей, с которыми он общается), иначе как странными не назовёшь. Сюжет очень сильно увлекает и не разочаровывает, между ним и атмосферой игры появляется настолько тесная связь, что диву даёшься. Вплоть до финала (а концовок тут две) Mundaun не выдыхается на протяжении всех шести часов.

Заходить не хочется, но придётся.
Заходить не хочется, но придётся.

Один в поле не воин

А вот к геймплею могут возникнуть вопросы. Ничего нового Mundaun не предлагает, сочетая в себе элементы, которые мы видели во множестве подобных игр. Есть инвентарь, куда складываются найденные предметы, и можно применять их в тех или иных ситуациях. Есть монстры, появляющиеся в основном ночью, – их дизайн основан на малоизвестном швейцарском фольклоре. Но если во многих хоррорах персонаж беспомощен и вынужден прятаться в шкафах, то тут можно дать чудищам отпор – заколоть их вилами, переехать на машине или вообще застрелить, когда получишь винтовку.

Работает всё это кривовато. Боевая система будто бы намеренно сделана плохо, чтобы вступать в конфликты ни с кем не хотелось (за прохождение без убийств даже «ачивку» дают). Некоторые коллекционные предметы улучшают характеристики – к примеру, после нахождения инструкций по использованию винтовки прицел будет меньше дрожать (но это не сильно помогает). Стоит отметить, что ситуаций, в которых необходимо кого-то победить, тут практически нет – есть шанс или пропустить монстра вперёд, или пробежать мимо. Героя может на секунду парализовать страх, но к гибели это приводит редко, особенно если вы улучшили соответствующие параметры.

А вот поджигать ожившие соломенные чучела не дают.

Одна из главных проблем игры – не всегда корректная реакция на попытки взаимодействовать с предметом. Вы можете направить прицел на объект, и ничего не произойдёт – нужно отойти или взглянуть чуть под другим углом, и тогда всё получится. Особенно это раздражает, когда пытаешься открыть один из двух ящиков в комоде или одно окно, рядом с которым ещё два, – даже если вы смотрите на нужный объект и нажимаете на кнопку, желаемого результата будете добиваться не всегда.

Кроме того, в паре моментов игра даёт не слишком чёткие инструкции, вынуждая бродить по локации в попытках продвинуться дальше. Чаще всё предельно ясно – в дневнике написана следующая задача, а на пути иногда появляются подсказки вроде чёрно-белых фигур, указывающих верную дорогу. Но порой ничего такого нет, а локации тут большие – три региона, связанные друг с другом туннелями. Да и передвигается персонаж не слишком быстро (особенно по снегу, если не найти снегоступы). С другой стороны, эти прогулки помогают наткнуться на секреты – небольшие постройки, где можно сварить кофе для увеличения здоровья, или спрятанные ключи, на удивление подходящие к большинству тайников с замками.

Персонажи нарисованы и анимированы не лучшим образом, но в окружение вписываются прекрасно.
Персонажи нарисованы и анимированы не лучшим образом, но в окружение вписываются прекрасно.

В целом же игра работает – нельзя сказать, что геймплей здесь плохой, просто иногда что-то приходится прощать. Да, инвентарь не самый удобный, и не всегда понятно, что ты только что взял. Да, без игровых условностей не обошлось – когда подбираешь коробок спичек, на самом деле он символизирует собой лишь одну спичку и исчезает после использования. Да, некоторые элементы, вроде возможности поджигать сено, вовсе не нужны. Но когда понимаешь, как тут всё устроено (а происходит это довольно быстро) и соглашаешься со всеми правилами, на эти недочёты обращаешь всё меньше внимания.

Mundaun – одна из тех игр, при прохождении которых получаешь большое удовольствие, но не знаешь, можно ли их рекомендовать всем. Безусловно, это во многом уникальный проект – такой атмосферы и манеры повествования днём с огнём не сыщешь. Не всё здесь сделано идеально, но со временем закрываешь глаза на недочёты, чтобы посмотреть, какие сюрпризы преподнесёт это удивительное сочетание нестандартных идей и шаблонных геймплейных элементов. В итоге о потраченном времени не жалеешь и радуешься тому, что не оставил такую жемчужину без внимания.

Плюсы: необычный визуальный стиль, благодаря которому достигается уникальная атмосфера; интригующий сюжет; локации интересно исследовать; отличное звуковое оформление.

Минусы: кривизна некоторых геймплейных элементов; в паре сцен можно застрять, не зная, что делать дальше.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Mundaun

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанр
Дата выхода
16 марта 2021
66
3.8
20 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Я как-то следил за разработкой игры, а потом полностью забыл о ней. Приятный сюрприз.

У нас шеф разговаривает на ретороманском. Очень специфический язык, совершенно не похожий на швейцарские диалекты. Он сочетает в себе немного всего из округи и даже латынь. По телевизору вечером есть ровно 2-3 передачи на нём, в основном новости. Язык действительно умирает, но надобности в нём как таковой нет. В стране и так есть 3 оффициальных языка и ещё с двадцаток диалектов. На 9 миллионов человек это и так перебор. =)

вообще приятно что такие проекты находят, и публикуют на таких сайтах для масс)

Однозначно пойду покупать и проходить
Симулятор ходьбы с атмосферой сайлент хил

Визуальный стиль, конечно, интересный, но не устают ли от него глаза спустя некоторое время? Тот же «Betrayer» в оригинальной чёрно-бело-красной палитре я не осилил и вернул цвета через час игры.

Игра затянула на долго. Атмосферненько.
Поджог сена нужен для убийства монстров. Агришь на себя толпу, поджигаешь сено, монстры проходят по горящему сену и мрут толпой как мухи.

Читай также