Как известно, в японских или стилизованных под них играх есть пунктик насчёт еды – практически в каждой персонажи могут покупать продукты и питаться, получая за это бонусы к характеристикам. Авторы Sakuna: Of Rice and Ruin пошли ещё дальше – их проект сделан по принципу «Кто не работает, тот не ест». То есть здесь нужно самому добывать мясо и возделывать рисовые поля, удобряя их навозом, который остался после того, как персонажи в очередной раз поели. И вполне логично, что этим занимается богиня урожая. Хотя и не очень хочет…
Бросай пить, ты же девочка!
Не пугайтесь, несмотря на упражнения с навозом, Sakuna: Of Rice and Ruin – игра очень яркая и интересная. Этакая помесь экшена и симулятора фермы. А сама титульная богиня урожая Сакуна настолько очаровательна, насколько может быть очаровательной раза в три более капризная версия героини мультика «Маша и Медведь». Вот представьте, стоит такая Сакуна-Маша перед измученным медведем и канючит, переходя уже почти на истерику: «Поиграй со мной, поиграй со мной!» Только в данном случае она бы ещё обязательно добавила: «Ведь я же богиня, как ты смеешь отказывать небожительнице?!»
Да, эта маленькая и крайне забавная девчушка – дочь бога войны и богини плодородия. Она пока ещё, конечно, принцесса, но уже должна выполнять определённые обязанности. А вместо этого предпочитает развлекаться, наедаться до отвала на божественных пирах и там же… напиваться. После чего в таком состоянии может запросто избивать и сбрасывать с моста могущественных самураев.
После очередного такого дебоша терпение у богов лопнуло, и Сакуну отправили не просто в мир смертных, а на удалённый и почти заброшенный остров, приказав трудиться и избавляться от демонов, чтобы заслужить прощение. А главное, нужно заботиться о группе людей, которые с голодухи пробрались в мир богов и свистнули оттуда рис. Собственно, во многом из-за них Сакуна и подняла шум, попытавшись их догнать. И вот теперь по иронии судьбы именно вместе с ними её сослали на остров.
Естественно, капризной принцессе божественных кровей всё это, мягко говоря, не нравится. И с этим связано много забавных ситуаций. То и дело мы слышим крики Сакуны «Да как вы смеете так разговаривать с богиней?!». Она воротит нос от простой еды и однажды даже пытается удрать в гордом одиночестве с острова, чтобы «поспать, наконец, в своей тёплой постельке». Но заплутав без карты в темноте, с криками отчаяния и скорби возвращается обратно.
К тому же не все из людей, оказавшихся вместе с ней на острове, испытывают должный пиетет перед принцессой. Например, такой же юный мальчишка, который в итоге станет местным кузнецом, поначалу обращается к ней примерно так: «Эй ты, богиня или Будда, я уж забыл…»
Но деваться некуда – нужно сотрудничать, чтобы выжить. Поэтому сразу распределяются обязанности. Смертные остаются в деревне, где готовят еду и экипировку, а Сакуна бегает по окрестным пещерам, добывает для всего этого ресурсы, сражается, исследует и выполняет сюжетные поручения. Естественно, в итоге все начинают теплеть, переживать и заботиться друг о друге. Хотя с этой неугомонной богиней ни в чём до конца нельзя быть уверенным – от неё и в целом от ситуации то и дело ждёшь сюрпризов. И дожидаешься.
Богини тоже едят… и какают
Впрочем, у юной богини есть обязанности и в деревне. Именно она засеивает рисовые поля и следит за ними. Делать это нужно с началом нового времени года – на главы-сезоны и разбито сюжетное прохождение.
И каждый раз нужно ручками сначала бросать семена, потом периодически вырывать сорняки, регулировать уровень воды (если идёт дождь, лучше его снизить, если палит солнце – наоборот), удобрять почву тем самым навозом, потом лично косить и собирать стебли, сушить их, относить в дом, там просеивать, получая непосредственно рис.
Получается настоящий, подробный и весьма непростой симулятор возделывания и сбора риса. Настолько подробный, что на состав навоза для удобрений влияет диета наших персонажей.
И всё влияет на качество урожая, которое оценивается по разным параметрам, включая вкус и аромат. А от этого, в свою очередь, зависит то, насколько повысятся характеристики героини с началом нового сюжетного отрезка. Вот такой простой и логичный принцип прокачки персонажа – насколько хорошо ты поработал и поел то, что сам посадил или добыл, настолько и стал сильнее.
Кроме того, параметры Сакуны временно улучшаются после совместных обедов, для которых богиня сама выбирает меню – первой, второе, десерт и компот. Рацион определяет и то, какой именно бонус мы получим. При этом, чтобы блюда в принципе были, нужно регулярно приносить ингредиенты местной поварихе. Если еда нравится, то персонажи довольно чавкают, если нет – морщатся и фыркают. Ну а местный мальчик-кузнец за собранные нами материалы изготовит новое оружие.
На голодный желудок не повоюешь
На этом фоне занятия Сакуны за пределами деревни кажутся более знакомыми и простыми, но и тут есть свои нюансы. Мы выбираем на карте новую локацию и отправляемся зачищать её, сражаться как с рядовыми врагами, так и с боссами. Богиня при этом высоко прыгает, использует особые навыки и комбо и даже цепляется своим шарфом за противников и предметы окружения, чтобы быстро переместиться к ним.
Она ловко и подолгу избивает животинку в воздухе и смачно кидается противниками друг в друга. Или точным ударом отправляет в них камни – это также помогает проломить каменные преграды, мешающие пройти. Жаль только, что периодически управление кажется не очень удобным, а поведение героини в бою – не всегда отзывчивым.
Навыки принцессы улучшаются сами, по мере использования. Сами собой открываются и новые – нужно только решить, какое умение экипировать. Точно так же прокачивается оружие – чем больше врагов им убили, тем быстрее наступит момент, когда можно будет раскрыть силу конкретной вещи, чтобы получить бонусы вроде повышенного урона.
На уровнях Сакуна собирает ресурсы и ищет сундуки с чем-нибудь особо ценным. Естественным ограничением тут служит время, которое ни на секунду не останавливается. Наступает ночь, те же самые зайчики и птички становятся в разы сильнее, а желудок маленькой богини начинает предательски урчать – приходится возвращаться в деревню. А там сорняки новые выросли, рисовое поле залито дождём, новую порцию удобрений надо вытащить из туалета… Всё время в делах Сакуна, нет бедной, но гордой (и вспыльчивой) принцессе покоя.
Sakuna: Of Rice and Ruin получилась яркой, дотошной (местами даже слишком) и увлекательной помесью экшена и симулятора фермы. Да ещё и познавательной – я впервые узнал, как вообще растёт рис и как его собирают. Конечно, необходимость снова и снова гриндить ресурсы и пропалывать поля может утомить. Но авторы пытаются не затягивать с такими моментами – обязательно что-то случается, маленькая богиня опять возмущается, хлопает дверьми, и сюжет, испуганно оглядываясь на неё, движется дальше. Именно образ Сакуны влюбляет в игру, заставляя снова и снова выносить навоз, сажать рис и мутузить врагов. Интересно же, что она выкинет дальше.
Плюсы: необычный сюжет; яркая героиня; увлекательный игровой процесс на стыке экшена, платформера и симулятора фермы; симпатичная графика; приятная музыка и озвучка.
Минусы: проблемы с оптимизацией и управлением на PC; не всем понравится постоянно корячиться в огороде и гриндить ресурсы (хотя в данном случае это законы жанра).
Лучшие комментарии
кажется, этол игра из кикстартера или раннего доступа. Выглядит интересно.
Список годных азиатских игр стремительно пополняется
Занёс в список интересных игр, надо и правда ознакомиться. Выглядит прикольно.