25 октября 2020 25.10.20 3 4806

Олдскулы свело: обзор бесплатных ретроигр от SEGA

День рождения – удивительный праздник, который каждый предпочитает проводить по-своему. Пока одни относятся к нему как к обычной дате на календаре или мрачноватому поводу задуматься о собственной смертности, для других это предлог устроить разнузданную вечеринку, да такую, что о ней годами будут слагать легенды. С крупными компаниями та же песня – и SEGA, как выяснилось, из числа изобретательных кутил.

В честь 60-летнего юбилея корпорация устроила фанатам на редкость богатую развлекательную программу: тут и глобальная распродажа с соблазнительными скидками, и Sonic the Hedgehog 2 даром, а ещё бесплатные DLC к Total War: Shogun 2 и Company of Heroes 2 с цветастой мелочёвкой в нагрузку. Щедро! По-хорошему, одного этого хватило бы за глаза, но имениннику всего мало, поэтому в качестве особого бонуса в Steam ненадолго выпустили четыре уникальные (так сказать) игры – Armor of Heroes, Endless Zone, Streets of Kamurocho и Golden Axed: A Cancelled Prototype. Что это за неведомы зверушки и заслуживают ли они права на жизнь?

 

Броня крепка?

Первый подарок – минималистский танковый экшен Armor of Heroes. Преимущественно компактные и очаровательно квадратные карты, вид сверху, разрушаемое окружение и очевидный дух ретро… Стоп, неужто на PC подвезли 3D-ремейк той самой Battle City? Ах, если бы! С классикой Dendy новинку роднит лишь тематика.

На самом деле это довольно дешёвый (не в смысле цены, а в смысле ценности) мультиплеерный боевик, созданный на базе RTS-цикла Company of Heroes. Геймплей его максимально бесхитростен: четыре человека (или несколько людей с парой ботов) садятся в кабины стальных монстров на гусеничном ходу и начинают друг друга всячески бомбить. Как водится, побеждает тот, кто наберёт больше всего очков – или просто-напросто останется в живых, в зависимости от выбранного режима.

Звучит примитивно, но, как и везде, в Armor of Heroes есть любопытные нюансы. Например, вместо единой модели танков на выбор доступны три вида бронетехники. Первый, Firefly, очень быстр и манёвренен, но с защитой у него откровенно не задалось: достаточно пары удачных попаданий, чтобы отправить его на респаун. Cromwell покрепче будет, однако за лишние пластины приходится платить небольшой потерей скорости. Наконец, Churchill – махина, компенсирующая свою медлительность аж двумя слоями брони. Сущие мелочи, конечно, зато они вносят толику разнообразия в похожие друг на друга битвы.

Любопытно поступили и с экшеном: вопреки всем законам физики и логики, выстрелы рикошетят от стен и построек. Удобно – и в то же время очень опасно. Помните состязание из старенькой Crash Bash? Схожие правила и те же «Чёрт возьми, ну как же так?!» после особо обидных промахов. К счастью, снаряды можно сбить в воздухе, что придаёт жару дуэлям один на один.

Неплохая картинка, занятные механики, какой-никакой намёк на глубину – так и тянет назвать Armor of Heroes приятным развлечением на пару вечеров в дружной компании. Но, увы, даже с учётом пары находок боевик сложно рекомендовать от чистого сердца. И дело вовсе не в какой-то там кривизне: с технической точки зрения творение The Eccentric Ape не вызывает вопросов, особенно по меркам заваленного копеечным трешем Steam. Проблема куда банальнее: играть в Armor не очень-то весело.

У каждого доступного режима есть три уровня сложности – Arcade (танки и статус брони подсвечены цветами команд), Tactical (все танки подсвечены белым) и Hardcore (никакой подсветки, доставайте очки и лупы).
У каждого доступного режима есть три уровня сложности – Arcade (танки и статус брони подсвечены цветами команд), Tactical (все танки подсвечены белым) и Hardcore (никакой подсветки, доставайте очки и лупы).

Виной всему управление – оно чудовищное. Поскольку контролировать приходится одновременно танк и его башню (которые, как и положено, могут крутиться в разные стороны), а мышь поддерживается только в меню, каждый раунд быстро превращается в длительную и тщетную битву с кнопками, даже если настроить их по своему усмотрению. В таких ситуациях на помощь обычно приходит геймпад, но куда там: хотя аналоговые стики более-менее неплохо справляются с движением, повороты бронемашине даются плохо, а прицеливание слишком чувствительное и неточное. Идеала нет.

В каком-нибудь симуляторе подобное легко бы компенсировалось невысокой скоростью происходящего – танки медленные, но опасные. Однако динамика поединков сравнительно высокая, двигаться надо постоянно и чётко, поэтому после пары матчей пальцы устают как после часа за фортепиано.

Из четырёх доступных локаций две можно назвать хорошими, одну – неплохой, а одну – просто странной и ненужной. На кой чёрт городить гигантские доки, когда весь смак местных войнушек – в битвах на тесных картах с кучей построек и рикошетом?
Из четырёх доступных локаций две можно назвать хорошими, одну – неплохой, а одну – просто странной и ненужной. На кой чёрт городить гигантские доки, когда весь смак местных войнушек – в битвах на тесных картах с кучей построек и рикошетом?

Говорят, дарёному коню в зубы не смотрят, но недостатки Armor of Heroes сложно игнорировать и оправдывать отсутствием ценника. В теории очень забавный компанейский ретроэкшен с неплохим оформлением, но на практике он в лучшем случае посредственен – и это если не прикапываться к мелочам вроде плохо различимых препятствий на некоторых картах и откровенно непродуманного режиму Hardcore. Спасибо, SEGA, но, ей-богу, лучше бы обошлись ремейком «Танчиков».

Классику звездолётом не испортишь

Следом на очереди Endless Zone – очевидная вариация на тему Fantasy Zone, исполненная в декорациях (т. е. ассетах) космического эпоса Endless Space 2. И поскольку сделали мини-игру всё те же умельцы из The Eccentric Ape, велик соблазн сразу списать её в утиль. Но не стоит торопиться с выводами: научно-фантастический ремейк выдался безыдейным, но в то же время вполне себе неплохим.

Новинка в целом идентична стародавнему экшену с аркадных автоматов. Управляя небольшим кораблём, геймер должен уничтожить 10 вражеских сфер, а потом одолеть босса, чтобы попасть в следующую зону, – и так четыре раза до победного конца. Уровни «скролятся» бесконечно в обе стороны, и, пока бравый пилот пытается разобраться с главными противниками, экран потихоньку заполняется гадами помельче. Одно прямое попадание равносильно смерти, а после потери всех жизней всё путешествие придётся начинать с самого начала. Хардкор!

Хоть у приключения и есть формальная завязка (что-то там робот, что-то там подстава), роли в происходящем сюжет не играет.
Хоть у приключения и есть формальная завязка (что-то там робот, что-то там подстава), роли в происходящем сюжет не играет.

К счастью, прорываться сквозь полчища злодеев приходится не совсем в одиночку. Время от времени откуда-то сверху прилетает магазин, в котором можно затариться оружием, проапгрейдить корабль и купить себе пару-тройку лишних 1UP. Если знать, во что вложить выпадающие из противников деньги, добраться до финала (и увидеть неожиданно мыльный арт в качестве концовки) можно за 15–20 минут.

Несмотря на очевидную простоту, по меркам жанра геймплей Endless Zone сложно в чём-то упрекнуть: врагов много, экшен бодрый, музыка ненавязчивая (в отличие от оригинала, к слову), а управление на редкость отзывчивое даже на клавиатуре, не говоря уж о геймпаде. Да, ничего крышесносного в формулу не завезли, но клон вышел в целом презентабельный – хотя и не без пары мелких шероховатостей.

Оружие и улучшенные движки отображаются на корабле – мелочь, а приятно.
Оружие и улучшенные движки отображаются на корабле – мелочь, а приятно.

Так, звездолёт, в отличие от пода из оригинальных Fantasy Zone, непривычно длинный и широкий – он очень легко врезается в чужие корабли, особенно когда их на экране становится слишком много. Плюс в паре зон (во второй, например) вражеские снаряды по цвету сливаются с окружением, что приводит к очень обидным смертям. И неплохо было бы как-то изложить правила для неофитов: судя по отзывам в Steam, кое-какие тонкости (вроде наличия магазина и бесконечных апгрейдов ракет в нём) остались для народа загадкой. Тем не менее Endless Zone – пример на удивление толкового переосмысления классики. Не безукоризненного, не гениального, однако вполне жизнеспособного и увлекательного.

Новый облик Акселя Стоуна

Из всех объявленных в честь юбилея SEGA игр, пожалуй, самым логичным был анонс Streets of Kamurocho – кроссовера легендарной Streets of Rage и криминальной драмы Yakuza. Казалось бы, союз, заключённый на небесах, ведь у сериалов так много общего: драки, неоновые огни, тысячи бандитов всех сортов и мастей… Запороть столь гениальную в своей простоте идею сложно, но Empty Clip Studios и The Eccentric Ape это удалось.

После победы над боссом уровень начинается заново – меняется лишь количество противников на экране.
После победы над боссом уровень начинается заново – меняется лишь количество противников на экране.

Как так? Да легко. Новинка – просто-напросто рескин. Не уникальное мини-приключение с механиками старенького боевика с автоматов и Sega Mega Drive, как можно было подумать, а буквально первый уровень Streets of Rage 2, с теми же самыми (слегка перерисованными) врагами, предметами и даже боссами. Разница лишь в том, что вместо Акселя Стоуна тумаки раздаёт Кадзума Кирю, здоровье героям восстанавливают энергетики, а фоном для мордобоя выступают различные достопримечательности Камуро-тё. Хитрая отсылка или ленивый плагиат?

И всё бы можно было простить, если бы SoK удержала планку оригинала. Но, разумеется, авторы не смогли скопировать первоисточник во всей его ретро-красе. Помните, что исходный beat ‘em up славился кучей персонажей с уникальными суперприёмами, характеристиками и комбинациями атак? Так вот, в Streets of Kamurocho что Кадзума, что Мадзима, что Итибан (секретный герой, гость из грядущей Yakuza: Like a Dragon) используют комбо и звуковые эффекты Акселя. Да, даже Grand Upper.

Ругаться можно долго и на всё подряд: на странный расчёт повреждений (оригинал был честнее), на неровный визуальный стиль, на откровенно недоделанную анимацию ударов и ходьбы. На растраченный попусту потенциал, в конце концов. Но какой, впрочем, смысл, если суть и так ясна: авторы решили, что всем за глаза хватит фансервиса, поэтому можно не напрягаться.

Даже художников хвалить тянет лишь с натяжкой: модели неплохи, кое-какие детали, вроде пепельниц в баре, восхищают, но в целом спрайты грубоваты, а с перспективой кто-то откровенно перемудрил.
Даже художников хвалить тянет лишь с натяжкой: модели неплохи, кое-какие детали, вроде пепельниц в баре, восхищают, но в целом спрайты грубоваты, а с перспективой кто-то откровенно перемудрил.

От такого рода новинок, понятно, нельзя ждать чего-то особенного – это просто сделанная на коленке в кратчайшие сроки безделушка. Однако даже по меркам бесплатных релизов Streets of Kamurocho неприятно удивляет: в той же Endless Zone хотя бы были боссы с уникальными повадками и визуальные находки, чувствовался чей-то труд, полёт фантазии. А тут что? Только MIDI-версии знакомых музыкальных тем да летающие то тут, то там салфетки. Словом, разочарование. Или халтура.

Мал золотник

Танки, звездолёты, гангстеры – что дальше? Фэнтезийный боевик с печальной судьбой – Golden Axed: A Cancelled Prototype. Разработанный в стенах SEGA Studios Australia прототип долгие годы прозябал в архивах (читай: на серверах) знаменитой корпорации, и в честь юбилея его решили выпустить из заточения. Как выяснилось, не зря.

Управление на клавиатуре почему-то настроено лишь частично: какой-то интерн забыл назначить кнопки для сильной и слабой атак.
Управление на клавиатуре почему-то настроено лишь частично: какой-то интерн забыл назначить кнопки для сильной и слабой атак.

Подобно своим именитым предшественникам, Golden Axed – классический экшен, в котором геймер (или несколько геймеров, если подключить пару джойпадов) идут слева направо, косят орды злодеев и в целом ведут себя как Конан-варвар и его друзья. Во всяком случае, такова была исходная задумка: поскольку это всего лишь демоверсия, контента в ней кот наплакал. Четыре экрана да один персонаж (воин) – две недели разработки, и этим всё сказано. Тем не менее тизер даёт весьма чёткое представление о несостоявшемся проекте… и огорчает похлеще иных голливудских драм.

Играть в A Cancelled Prototype больно. Но не потому, что боевик плох или забагован, – напротив. Он чудо как хорош, если не сказать больше: экшен в нём смачен, стиль вполне в духе классики, а мир, даром что пустоват, поражает уместными деталями. Кто бы мог подумать, что в сыром прототипе для внутреннего пользования можно будет насаживать злодеев на острые, как пики, статуи или, подобно царю Леониду, скидывать мерзавцев в пропасть?

Стоит кликнуть на «Старт», как наследие Golden Axe оживает, радует, дарит надежду – и умирает пять минут спустя. Что поделать, это был всего-навсего прототип давно выброшенного на помойку проекта. Тизер потенциального мини-шедевра, созданный в чудовищных условиях и загубленный бездарным менеджментом много лет назад. На словах Golden Axed: A Cancelled Prototype – подарок, но по факту – горькое напоминание о реалиях индустрии, после знакомства с которым кошки ещё долго будут скрести на душе.

Халява, сэр

Итак, четыре бесплатных релиза, из которых один слаб, один неплох, один ленив и ещё один способен вызвать приступ депрессии. Набор, как ни крути, вполне достойный за свою цену – даже с учётом того, что из всех игр лишь Golden Axed несёт в себе художественную и историческую ценность. Жаль, конечно, что SEGA опубликовала такие любопытные вещи лишь на пару дней и урвать их сумел не каждый, но что поделать: если эти 60 лет чему-то геймеров и научили, так это простой истине – умом авторов Соника не понять.


Поддержи Стопгейм!

Лучшие комментарии

Довольно обидно за «Golden Axed: A Cancelled Prototype».

Хочется верить, что после столь тёплого приёма SEGA позовёт его авторов доделать проект.

Читай также