Экзотика, подобная Raji: An Ancient Epic, появляется не так часто, как хотелось бы. Это игра, созданная индийской студией и полностью посвящённая древнеиндийской мифологии. Архитектура, музыка, атмосфера – всё воссоздано людьми, которые отлично разбираются в выбранной теме. С игровым процессом, конечно, не всё идеально, но достоинств у игры заметно больше, чем недостатков.
За себя и за Голу
Главная героиня – девушка Раджи, которая вместе с братом Голу выступает на карнавале в честь праздника Ракшабандхана. В какой-то момент на город нападают демоны и крадут брата, вынуждая Раджи оставить работу и отправиться на спасение родственника. На помощь приходят древнеиндийские боги, в том числе воительница Дурга – она дарует девушке тришулу (индийский трезубец), которая была благословлена Тримурти, троицей главных в индуизме богов: Брахмой, Вишну и Шивой.
Уже можно представить, как много здесь отсылок к мифологии, но в игре полно и других деталей. Какие-то из них незначительны – к примеру, во время карнавала Раджи надевает на запястье брата браслет в соответствии с древними традициями индийцев. А также называет его bhai – в английской версии не раз встречаются слова на языке хинди. Дальше – больше: часто упоминается демон Махишасура, принимающий облик буйвола, а на стенах изображены фрески с историями о Рудре, Гаруде и других мифических героях – взаимодействуешь с ними и слушаешь истории.
Больше всего впечатляет то, как разработчики воссоздали индийскую архитектуру. Монастыри и другие религиозные сооружения с красивыми барельефами, украшенные скульптурами стены, колонны, величественные статуи, святилища – всё выглядит отлично. Даже интерфейс оформлен в стиле индийских орнаментов. Иногда создатели перебарщивают с размерами локаций, из-за чего при попытке пойти в другую сторону натыкаешься на пустую область и тупик, но в некоторых случаях секреты там всё же попадаются.
Принц, но не Персии
Геймплейно Raji представляет собой линейное приключение: то с платформы на платформу прыгаешь, то сражаешься, то решаешь несложные головоломки. Никаких ответвлений не встретится, да и коллекционных предметов тоже, так что после финала заняться будет нечем и повторно проходить игру желания нет. Зато она не такая короткая, как многие другие инди-релизы, – финал увидите спустя семь или восемь часов.
Платформенные эпизоды незамысловатые, но и не ограничиваются одними лишь прыжками. До нападения демонов Раджи выступала в цирке, так что умеет она многое: и перескакивает через пропасти, и карабкается по стенам, и отпрыгивает от уступов, и даже бегает по стенам, словно принц Персии. Вообще, ассоциации с Prince of Persia возникают постоянно, особенно с первыми двумя – камера здесь двигается самостоятельно и иногда показывает происходящее с видом сбоку, заставляя вспомнить классические платформеры почившей студии Broderbund.
С драками всё немного сложнее – они иногда кажутся лишними. Сами по себе битвы не так плохи – в них Раджи показывает ещё более впечатляющие чудеса акробатики и использует против врагов разные умения. Она совершает слабые и сильные удары, может отскакивать в сторону в случае опасности, хватается за узенькие колонны и крутится, нанося урон противникам. А если арена это позволяет, девушка способна пробежать вверх по стене, отпрыгнуть от неё и исполнить простой или мощный приём.
Пока не сталкиваешься ни с какими недочётами, скакать по арене, уворачиваться от атак и избивать противников достаточно весело. У героини ограниченный запас здоровья, а лечиться она может лишь добиваниями – когда у оппонента осталось совсем мало «жизней», нажатием одной кнопки Раджи стильно отправит его на тот свет и исцелится. Проблема в том, что в некоторых моментах девушку на небольшом участке окружают полдюжины врагов, после чего разом подбегают к ней и «стаггерят». Убежать она не может, отскочить и нанести урон тоже.
Таких эпизодов не так уж много, но несовершенство боевой системы (и, наверное, управления) они демонстрируют. Легче становится во второй половине игры, когда в инвентаре появляются меч со щитом, – можно просто удерживать блок и атаковать после того, как противники завершили свои комбо. Часто спасает и лук, позволяющий расправляться с противниками издалека. Вот только прицеливание происходит тем же левым стиком, которым управляешь героиней, – странное решение, учитывая, что правый стик в игре не задействован.
Боги не помогли
Ещё одним недоработанным элементом кажется прокачка. Упомянутые выше секреты – очки, которые тратятся на покупку улучшений. Со временем ваш лук станет наэлектризовывать демонов, а меч начнёт их поджигать – какие выберете улучшения, так и будет. Однако в меню с апгрейдами трудно разобраться – к примеру, один из них позволяет бить током соседних противников, и в этот навык можно вложить три очка. Что эти очки делают – увеличивают шанс срабатывания эффекта или делают его мощнее? А в разделе огненных навыков есть огненный шарик, который отскакивает от недругов, но я его после покупки так и не увидел.
Впрочем, даже с учётом этих недостатков Raji трудно назвать плохой или проходной игрой. Авторам удалось сделать приключение достаточно разнообразным, чтобы связанные с боевой системой недочёты не сильно раздражали. Тут и пазлы есть, и даже платформенные эпизоды различаются – то по колоннам прыгаешь, то создаёшь листья кувшинок, то карабкаешься по столбам и скачешь с одного на другой. И всё это происходит в красивейших декорациях под музыку, исполненную на традиционных индийских инструментах вроде мриданги, танпуры и ситара.
А вот справиться с оптимизацией коллективу не удалось – подтормаживания случаются часто. Во время боёв у меня их не было, зато «тормоза» начинались при посещении новой локации. Когда камера отъезжала, дабы показать красивые виды, fps тоже проседали. Разработчики уверяют, что патчи уже в пути, да и постоянным эксклюзивом Switch игра не будет – на других платформах ситуация наверняка окажется лучше с самого начала.
Хотелось бы видеть больше игр вроде Raji: An Ancient Epic – чтобы и тематика была необычная, и декорации впечатляли, и после стольких отсылок к мифологии возникало желание залезть в «Википедию» и на вечер пропасть там, читая тонну интересных историй. Геймплей здесь ничем не удивляет – это стандартный платформер с щепоткой головоломок и кривоватой боевой системой. Но благодаря тому, в какую обёртку он завёрнут и с какой любовью к собственной культуре разработчики реализовывали свои идеи, игра точно заслуживает внимания.
Плюсы: отлично воссозданная атмосфера Древней Индии с многочисленными упоминаниями богов, соответствующей архитектурой и хорошей музыкой; простенькие, но понятные и достаточно разнообразные платформенные эпизоды; большое количество приёмов в боях и разные виды оружия.
Минусы: кривоватая боевая система, которая становится лучше только после получения меча со щитом; не совсем понятная система прокачки; местами плохая оптимизация на Switch (обещают исправить патчами).
Лучшие комментарии
Интересно как подойдут авторы Beyond Good and Evil в городе «Ганеша»
Как выйдет в стиме, думаю возьму.