15 февраля 2005 15.02.05 1 14K

Starshatter: Прохождение

Вечно движущаяся Вселенная не имеет ни центра, ни окружности, ни верха, ни низа, она однородна, в разных частях ее господствуют одинаковые законы.
Николай Кузанский, немецкий философ (1401-1464)

Велосипед с гидромассажем
Вот уж, право, нет предела человеческой изобретательности. Ну это ж надо было сделать игру так, чтобы начисто спрятать все ее достоинства от большей части не слишком любопытных игроков. С первого взгляда и не поймешь, запустил ты игру или какой-то редактор — нет ни традиционной заставки, ни даже крохотного ролика. Щелк, щелк, и мы уже в главном меню... Эта традиция продолжается и дальше — во всей игре нет ни единой видеовставки, если не считать наполовину скриптовой процедуры взлета из дока. Меню тоже выполнено в лучших традициях аскетизма — простые шрифты, прямоугольные кнопки. Так и кажется, что вернулись мы с вами год эдак в 97...

Но первое впечатление, как ни странно, обманчиво. За непритязательным интерфейсом и сдержанной графикой скрывается достаточно необычный симулятор космических боев. Истинным ценителям жанра вскоре открывается развернутый и вполне нелинейный сценарий, а игровой процесс органично сочетает в себе action и RTS. Тем, кто еще не слишком уверенно держит в руках штурвал, доверят легкий истребитель и направят патрулировать какой-нибудь отдаленный сектор. Пилоты поопытнее получат в свое распоряжение нескольких подчиненных. А настоящие асы, ветераны космической войны и матерые звездные волки взойдут на капитанский мостик огромного крейсера. И именно они, кстати, будут отправлять патрули в какой-нибудь отдаленный сектор на легких истребителях. То есть, обычный космический симулятор а-ля “вид из кабины” по мере игры превращается в стратегию реального времени.

Набор миссий на ранних стадиях вполне традиционный. Очистить сектор от неприятеля, сопроводить ценный шаттл, подбить крейсер. Со времен Tie Fighter добавились только полеты в атмосфере — и на том спасибо. Зато местная физика откровенно радует. Угадайте, что будет, если мы разгонимся и выключим двигатель? Остановимся? Продолжим лететь? Ни то, ни другое. Зависит от настройки. Игра сочетает в себе как аркадный вариант, так и реалистичный — на любой вкус.

Но если копнуть еще глубже, оказывается, что в Starshatter есть своя Вселенная. Да, именно Вселенная, с древней историей, запутанной политикой и вечными конфликтами интересов. Я едва представляю себе объем проделанной создателями работы. Могу сказать только, что он колоссальный. Одна цифра — объем официального руководства по игре составляет более 150 страниц. И это при том, что там нет ни тактических советов, ни прохождения — только скупое изложение фактов.

Другими словами, Starshatter — игра для маньяков. Те, кто относится к жанру космических симуляторов более спокойно, навряд ли оценят ее по достоинству.

Здравствуйте, грабли

Дорогая, а где сахар?
— Посмотри в банке от кофе, на которой написано “соль”
(бородатый анекдот)

Да, “граблей” в игре навалом. Есть пара замечательных багов, но главную проблему составляют далеко не они. Самая частая беда — это возможности, надежно спрятанные от посторонних глаз. Очевидные настройки любезно скрыты в глубинах меню, а важнейшие действия выполняются не иначе, как нажатием пары горячих клавиш. На компакте ноябрьского номера “Лучших компьютерных игр” выложен патч v402, устраняющий некоторые баги в геймплее и искусственном интеллекте.

Для начала я искренне рекомендую пройти все учебные миссии. Как, вы не нашли в игре волшебного слова Tutorial или, на худой конец, Learning mode? Тогда знакомьтесь — вот и первые грабли. Обучающая кампания называется Живой Огонь (Live Fire). Выбираем, нажимаем Accept и... И ничего не происходит. Кампания загрузилась, экран пестрит кнопками, а ничего похожего на Start или OK нет и в помине — очередные грабли к вашим услугам. Щелкните по кнопке Missions и выберите одну из пяти учебных миссий. Вот теперь кнопка Accept действительно запустит игру. Да здравствует эргономика!

Наконец, как вы думаете, что делает кнопка “Save”? Да, сохраняет игру. К счастью, на этом этапе бурная фантазия создателей иссякла. Но на закуску — фирменные грабли: пожизненная гарантия, черенок из красного дерева и титановая насадка... Кнопки Load рядом нет! Да, вот так — есть только Save. А чтобы загрузить игру, будьте добры прогуляться в главное меню. Там выберите Campaign. Дальше найдите кнопку “Saved” в верхнем левом углу — чем плохое место? Осталось отыскать вашу запись и нажать Accept, на этот раз — в правом нижнем углу экрана. Интуитивность торжествует.

Отдельного поклона заслуживает управление. Без горячих клавиш тут никуда, но не надейтесь угадать или подобрать их. Кто бы мог подумать, что клавиша Insert ускоряет время, а Delete — замедляет? Или что клавиша End — это тормоз и задний ход? Нет, метод проб и ошибок здесь отдыхает. Кроме того, функции назначены почти всем существующим в природе клавишам, а их эффект обнаруживается далеко не сразу. Чтобы жизнь утратила последнее сходство с кондитерским шедевром, часть кнопок переключает режимы управления, то есть — меняют эффект от других кнопок. Мало не покажется.

Посему — первый, но далеко не последний совет. Когда вы в тексте случайно встретите слово “грабли” — прочтите этот абзац внимательнее. Вероятнее всего, я как раз рассказываю про очередную неочевидную особенность, знание которой приносит счастье.

Вселенные на любой вкус
Хотя бы из интереса загляните на закладку Gameplay в разделе Options. Здесь настраивается все, начиная от физики мира заканчивая психикой противника. Скажу больше — эта закладка доступна в любой момент игры, даже в процессе боя. Итак, что же можно настроить:

Flight Model. Это и есть та самая физика.

• Standard. Ньютоновская модель, с инерцией и отсутствием силы трения в вакууме. Двигатели дают не скорость, а ускорение, то есть с выключенной тягой корабль продолжает лететь по траектории. Единственная антинаучная вольность, допущенная создателями — ограничение по скорости. Чем выше скорость, тем слабее двигатели ускоряют полет.

• Arcade. Традиционный режим “куда смотрю, туда и лечу”. Никакой инерции. Поставил тягу на максимум — полетел быстро, сбросил газ до нуля — остановился в самое ближайшее время. Так делали космические симуляторы с незапамятных времен, начиная с Elite, продолжая Wing Commander’ами. В атмосфере этот режим дает возможность легко поворачивать в плоскости земли, вместо того, чтобы выполнять вираж с наклоном.

• Relaxed. Гибрид предыдущих вариантов. Все законы физики в норме, вот только вакуум в космосе очень вязкий. Корабль, летящий по инерции, постепенно останавливается от трения об... понятия не имею обо что. В общем, останавливается. Почему этот режим так называется — загадка, лично я не нашел в нем какой-то особой расслабляющей прелести.

Flying Start. Эта настройка действует только на истребители. Если поставить Enabled, каждая миссия будет начинаться уже в космосе. В противном случае предстоит регулярно наблюдать увлекательную заставку старта из дока.

Landings. Позволяет упростить процедуру парковки. Standard — приземление по всей строгости физических законов, Easier — льготный режим без учета скорости.

AI Difficulty. Мера умственной отсталости вражеских пилотов. Колеблется от Rookie (совсем тупые) до Ace (едва тупые). Если враги слишком редко промахиваются, зато слишком часто используют торпеды — вам сюда.

HUD Mode. Расшифровывается как Heads-Up Display. Это внешний вид кабины пилота. Вариантов два: Standard — навороченная панель с кучей индикаторов, Simplified — минимальная необходимая информация. Создатели рекомендуют ставить упрощенную модель вместе с аркадным режимом, или стандартную в режиме ньютоновской физики. Лично я в любых режимах предпочитаю подробную, но это уже дело вкуса.

HUD Color. Цвет индикаторов на приборной панели. Я никогда его не менял и не собираюсь, хотя иногда это может быть полезно. К примеру, черные индикаторы не видны в космосе, а зеленые теряются вблизи земной поверхности. Для оперативного переключения цветов даже клавишу предусмотрели. Кому интересно — Shift+H.

Friendly Fire. Ну неужели так сложно не стрелять по своим? Видимо, в мире эта проблема стоит настолько остро, что в игре предусмотрели почти плавную регулировку повреждений от дружественного огня. Вплоть до полной неуязвимости к оружию со своей стороны. Реалистичный вариант, справедливости ради, тоже есть.

Reference Grid. Удивительно полезная настройка — показывать или не показывать координатную сетку в режиме “вид сверху”. Ни один настоящий космический штурман и дня не проживет, не включив или не выключив разметку на карте.

Gun Sight. Режим показа прицела — Standard или Lead Indicator. Второй вычисляет упреждение стрельбы и показывает координаты, а первый делает это автоматически — достаточно просто навестись на цель и вдавить гашетку.

Миссии и кампании
Задания есть на все случаи жизни. Хочется легкого приятного отдыха — на выбор несколько симпатичных миссий на кораблях всех видов. А если хочется глубоко вникнуть в тонкую ткань мира Starshatter, постичь самую суть трудных будней космического флота — к вашим услугам пять кампаний.

• Операция “Живой огонь” (Operation Live Fire)
Тренировочная кампания, тем не менее, тесно увязана в сюжет. Третий флот Альянса проводит военные учения в звездной системе Янус (Janus) с целью поднять квалификацию летного состава. Учения состоят из пяти отдельных миссий: летная практика, маневры в атмосфере, поражение наземных целей, управление космическим крейсером и командование авианосцем. Каждая миссия сопровождается подробным инструктажем, который вскоре пригодится в ходе боевых вылетов.

• Операция “Плато” (Operation Highland)
Независимой системе Солус (Solus) угрожает полное разрушение в результате затянувшейся гражданской войны. Дантарские сепаратисты, контролирующие большую часть военного флота системы, стремятся заручиться поддержкой гегемонов. Тем временем, правительство системы официально обращается к командованию терелианского Альянса за военной поддержкой. Альянс берет на себя обязательства по устранению блокады и эвакуации мирных жителей. Вы, как один из пилотов Альянса, участвуете в стабилизации военной обстановки.

• Операция “Сияющая крепость” (Operation Shining Fortress)
Операция по защите системы Солус не сошла Альянсу с рук. В войну вовлечена вся Империя гегемонов. Их военный флот начал вторжение, проникая вглубь звездных систем союзников. Звездные эскадры из Лориса и Колчева атаковали стратегически важные объекты на Янусе и Боровене. Четвертый и пятый военные флоты Альянса силятся сдержать агрессию, пока идет эвакуация мирного населения и готовится контратака.

• Операция “Огненная буря” (Operation Firestorm)
Война принимает неожиданный оборот в свете новых подробностей, всплывших на поверхность. Объединенные силы Альянса переломили ход войны, уверенно оттеснив гегемонов и перейдя в наступление. В войну втягиваются все новые силы, а военный флот союзников атакует врага уже на его территории. Кажется, что победа не за горами.

• Операция “Сумерки” (Operation Nightfall)
Пока военный флот продвигается вглубь территории неприятеля, приближаясь к самому сердцу мараканской системы, среди мирных жителей планет Альянса растет тревога. Судя по всему, война затягивается, и военное положение прочно входит в повседневную жизнь. Будь проклят тот день, когда Альянс ввязался в конфликт! Будто черная тень нависла над благополучием некогда процветающей системы. Тучи сгущаются, закрывая свет далеких звезд...

Летная школа
Давайте разберемся, как же управлять этой штуковиной, которую только с изрядной долей воображения можно назвать космическим кораблем. Первые попытки наверняка закончатся неудачей. Так будет до тех пор, пока вы не освоитесь с десятком-другим горячих клавиш, расположенных по всей клавиатуре. Дальше — легче.

Подготовка к миссии
Непосредственно перед стартом вы можете выбрать комплект боевого снаряжения. Это касается только истребителей, что вполне логично. Склады авианосца битком набиты самыми разными торпедами — выбирай любые. А вот откуда взять сменный запас крейсеру, если он в этом космосе один, как перст? Что есть, тем и довольствуется.

Итак, боезапас. Истребитель может нести на борту шесть торпед. Но крепежные механизмы там, по всей вероятности, установлены разные. К примеру, мест для тяжелых корабельных торпед всего четыре, а два крайних крепления придется занять чем-то полегче.

Чтобы не морочить себе голову, выбирая подходящую “фаршировку”, на выбор есть десяток готовых боекомплектов. Один для боев с легкими истребителями, другой — для наземных операций и так далее. В зависимости от сути предстоящей миссии, игра сама устанавливает подходящий, с ее точки зрения, комплект. Но не запрещает изменить арсенал, что радует.

Готовясь вступить в бой с тяжелым крейсером, советую иметь в виду следующее. Практически всегда его сопровождает эскорт мелких боевых кораблей — просто так не подберешься. Пару раз я принципиально брал на такие миссии только легкие торпеды и занимался отстрелом истребителей противника. Тем временем мои подопечные успешно разделывались с главной целью, не отвлекаясь на назойливые эскорты. Можно, напротив, самому атаковать тяжелый корабль, доверив свой тыл верным товарищам. На мой взгляд, первый вариант как-то спокойнее.

Таблица 1. Горячие клавиши

(Тут должна была быть таблица, но вывести её не удалось)

1 2 3
из 3 страниц
Поддержи Стопгейм!

Starshatter

Платформа
PC
Жанры
Дата выхода
1 июля 2004
2
3.0
3 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Ужас!!! С корявой графикой, с «зелеными портфельчиками» подбора предметов, с ляпами на оружии, с этими страшными мордами наемников, с отсутствием обвеса на оружии и прочим можно было бы смириться если бы был пошаговый режим боя. А так лучше в бригаду Е5 поиграть или в 7,62.
Читай также