Shadow Ops: Red Mercury: Прохождение
Что мне нравится в Голливуде, так это то, что здесь можно добиться успеха, зная по-английски всего два слова: «бесподобно» и «отвратительно».
Вики Баум
Мало какая игра встречает столько противоречивых мнений, сколько их выпало на долю Shadow Ops. C одной стороны сыплются упреки и разгромные критические очерки, с другой - высокие оценки и похвалы. Оно и понятно. Действительно, некоторые стороны игры сделаны на высочайшем уровне, другие - позорно оставлены без внимания. Тут уже все зависит от личных пристрастий каждого. Стараясь держаться в стороне от этого водоворота страстей, попробуем взглянуть на игру более объективно.
Что такое «хорошо» и что такое «плохо»
О графике в игре не могу сказать почти ничего плохого, даже наоборот. Она красивая и зрелищная. Очень славно удался туман - он не распадается на слои, как это происходит во многих играх. Текстуры подобраны почти идеально и с отличной детализацией - царапины на стене можно разглядывать, даже подойдя к ней почти вплотную. Великолепно выглядят солнечные лучи, пробивающиеся сквозь листву, а также небольшие искрящиеся заводи и водопады. То здесь, то там пролетают птицы и бабочки, растения шевелятся на ветру. Одним словом, ребята постарались. Единственное, что заставляет временами морщиться, - взрывы. Создается впечатление, что они заглянули сюда из раннего Quake и засиделись ненароком. Блеклые, невыразительные клубы какой-то полупрозрачной субстанции и одинокий источник света - вот все, на что вы можете рассчитывать. На фоне прочего графического великолепия остается только пожать плечами.
Звуковая атмосфера сделана с умом. Это вполне честный трехмерный звук, различающий не только «слева-справа», но и «сзади-спереди». Разумно используется сабвуфер, озвучивая в основном взрывы и гул мощных двигателей. Стекло бьется, снег скрипит, тлеющая древесина звонко потрескивает. Этим, конечно, уже никого не удивишь, но и ругаться не приходится.
Дизайн уровней может стать темой для многочасовых споров. В принципе, обстановка подобрана со вкусом - голых стен и пустынных равнин нет и в помине. Тропический лес, многоэтажные деревянные конструкции, развалины зданий, железнодорожная станция - всюду чувствуется кропотливая работа создателей. Но тем, кто ценит запутанные лабиринты, лучше сразу отложить диск в сторону - заблудиться тут ровным счетом негде. При всем многообразии форм и обилии антуража путь всегда только один. Плюс к тому - одно простое правило. Нам всегда надо туда, откуда лезут вражеские солдаты. Чем больше их встречается по дороге, тем ближе мы подобрались к заветной цели. Хорошо это или плохо - не знаю. Это так.
Но вот что точно никого не порадует - возможность сохранения. А если уж быть совсем точным - ее отсутствие. До тех пор, пока мы не добрались до конца уровня, все достижения безвозвратно теряются при выходе или гибели главного героя. Пытаясь сохранить лицо и сделать вид, что так оно специально задумано, разработчики даже придумали особый уровень сложности. Там смерть героя возвращает игрока не в начало миссии, а в самое начало кампании. Интересно, найдется хоть один маньяк, который возьмется проходить игру в таком режиме? Впрочем, мы-то с вами отлично знаем, из какого места тут растут ноги... Из того же, что и руки тех «специалистов», что не потрудились по-человечески перенести игру с приставки на PC-платформу. Кривые «консольные традиции» уже до того засели в печенках, что скоро будет иметь смысл повышать игре оценку за один только нормальный Savegame. Надо ведь и честь знать!
Второе печальное обстоятельство - Shadow Ops пропитан скриптами до последнего завалящего байта. Когда вы проходите миссию в первый раз, это почти не чувствуется, но на второй-третий расположение противников хорошо запоминается. Сейчас зайдем за ящик - выскочат двое, после их смерти откроется дверь, и оттуда выбегут еще трое... А невозможность сохранения как раз и заставляет проходить миссию по нескольку раз. Наконец, промежуточные ролики, без которых невозможно вникнуть в игровой сюжет, местами сделаны коряво. Еще в 95-м году такой уровень прорисовки персонажей считался бы высоким, но сейчас уже, право, неловко корчить угловатые рты и поправлять волосы в форме пластиковой шляпы.
Это интересно: на диске с игрой лежит подборка интервью с создателями и избранные моменты работы студии. В кадре: звукозапись, работа с 3d-моделями и даже настоящее оружие в руках разработчиков из Zombie Studios.
Вот так и получается, что игра уверенно сочетает безукоризненность с явными недоделками. Тем не менее я прошел ее с удовольствием. Игровой процесс постоянно держит в напряжении, а каждый уровень постоянно преподносит сюрпризы. Нет ни одного затяжного эпизода - сплошное действие. Некоторые моменты, вроде русских надписей на стенах и реплик вражеских солдат, заставляют улыбнуться - но это отдельный разговор. Создатели, наверное, до сих пор пребывают в неведении, что же там такого смешного... Увидите.
Арсенал
Без хорошего ружья в этом безумном мире ни шагу ступить нельзя. Соблюдая некий баланс между реалистичностью и геймплеем, создатели остановились на четырех видах оружия, доступных для одновременного ношения. В зависимости от миссии этот набор будет меняться.
Не обошлось и без удачных новшеств. Ну, или не новшеств, а таких деталей, которые далеко не везде встретишь. Во-первых, снайперский режим можно включать вне зависимости от того, что именно вы держите в руках. Разница лишь в том, что винтовка даст десятикратное увеличение, а пистолет можно только выставить перед собой для более прицельной стрельбы. Ходить в режиме прицеливания нельзя, зато клавиши «вправо-влево» позволяют выглянуть из-за угла и снова спрятаться. Это удобно.
Вторая полезная инновация - ближний бой. Но не ждите увидеть здесь полный набор приемов киокушин или крав мага израэли - все намного банальнее. Если враг подошел вплотную, его можно огреть по лбу хоть рукоятью пистолета, хоть трубой гранатомета. Летальность стопроцентная.
Поражаемые зоны обсчитываются почти честно. Попадание в голову из любого оружия - мгновенная смерть, а солдат с простреленной ногой начинает прихрамывать.
Гранаты есть двух видов - ослепляющие и осколочные. И те, и другие можно кидать по навесной траектории или катать по полу - в зависимости от расстояния до противника. Пользуясь ослепляющими гранатами, бывает полезно отвернуться на пару секунд, пока догорит запал. Иначе увидите такое... Впрочем, вы это обязательно увидите.
Пистолеты Традиционная «единичка» - самое простое и, казалось бы, самое безвредное оружие. Однако по опыту четыре пистолетные пули не слабее, чем три автоматные. Вот только кучность боя пистолет дает чуть меньшую, да и скорострельность ниже, чем у штурмовой винтовки. А в остальном - полноценное оружие, с которым не стыдно ходить.
Пистолет с глушителем Тоже оружие. Ничем особенным не примечательно, так как на выстрелы враги все равно обычно не реагируют. Просто учтите - если вам достался такой пистолет, значит, предстоит скрытная миссия, где не стоит поднимать шума. Такая, кстати, в игре всего одна.
Пистолет-пулемет Супер-единичка. Стреляет очередями, обычно снабжается неплохим боекомплектом, плюс 20 зарядов в обойме - милое дело. Кучность средняя, но в узких коридорах пойдет, а под пиво - так тем более.
Штурмовые винтовки Так и хочется написать - «орудие пролетариата». Штурмовые винтовки могли бы отлично продаваться под слоганом «оружие на каждый день» - их вам предстоит держать в руках чаще всего. Сочетают в себе отличную скорострельность, хорошую кучность боя и просто замечательный объем обоймы. Некоторые модели комплектуются примитивной оптикой, но от нее как раз толку мало. Без возможности приблизить изображение прицел не особенно помогает - стрельба «на глазок» дает не худшие результаты.
Снайперские винтовки Приз зрительских симпатий, выбор редакции, лучшее оружие, когда-либо изобретенное человеком. В отличие от ряда игр, убойная сила снайперской винтовки в Shadow Ops сохраняется даже при выключенном прицеле. Тем более что она невелика. Зато десятикратное увеличение и абсолютная, не побоюсь этого слова, точность, делают ее незаменимой во многих местах. Один меткий выстрел между глаз - и можно смело переключаться на другую цель. Существует как в обычном исполнении, так и с глушителем.
Автоматы В принципе, эту категорию можно было бы отнести к пистолетам-пулеметам, если бы создатели поставили их на первую позицию в списке цифровых клавиш. Все то же самое, только чуть мощнее. Стреляют очередями, комплектуются большим запасом патронов и норовят изрешетить все, кроме противника, если стрелять издалека. Отдача дает о себе знать.
Дробовик Стрельба из дробовика - отличный способ потратить патроны, чтобы капитально изувечить стену за спиной врага. Разработчики, видимо, слишком буквально подошли к понятию «низкая кучность» и здорово перестарались. Если в упор он убивает наповал с первого выстрела, то уже в пяти шагах шансы уменьшаются почти до нуля. Даже не думайте вести с ним позиционную войну, дробовик - оружие исключительно ближнего боя.
Пулемет Внушительная конструкция с лентой. Стреляет громко и убойно, а о прицельном режиме можно забыть. Ничем не хуже штурмовых винтовок, хотя по эстетике конкурирует с инвалидным креслом.
Гранатомет Единственное средство против БТР и вертолетов. Это только в видеоролике Фрэнк геройски подбил вертолет из пистолета - в игре такой номер не пройдет. Несмотря на нечеловеческий соблазн, никогда не стреляйте из гранатомета по солдатам. Набор гранат всегда ограничен. Потратите хоть одну зря - и броневик останется только грызть зубами. Это невкусно. И бесполезно.
Ракетница Появляется только в одной миссии. Никакой бронетехники там нет и в помине, поэтому назначение этой увесистой бандуры остается загадкой. Я честно экономил ракеты до самого конца миссии и прошел ее без труда, так никого и не одарив ракетой.
Многозарядный гранатомет Здесь тоже можно честно вешать табличку «наш выбор». Это портативный гранатомет, стреляющий взрывчатыми зарядами по навесной траектории. Дальность боя хорошая, а гранаты взрываются от соприкосновения с землей, не отскакивая в стороны. Радиус поражения - как у обычной гранаты. Эффект превосходит все ожидания.
Действующие лица
Фрэнк Хэйден (Frank Hayden)
Капитан вооруженных сил США, отряд «Дельта». Наилучшие рекомендации командования, прекрасная выучка и физическая форма - словом, боец что надо. Именно на его долю выпало бегать в ответ на ваше прикосновение к клавишам и вздрагивать от каждого движения мыши.
Кейт Дэниелс (Kate Daniels)
Эта решительная коротко стриженная блондинка - агент ЦРУ, руководит операцией по поиску и обезвреживанию Красного Меркурия. Как выясняется впоследствии, руководит она не только и не столько этой операцией, за что и пострадает со временем...
Юрий Андропов(Jury Andropov)
А чем не имя для агента русской разведки? Диву даешься, глядя на плоды богатой фантазии западных разработчиков. В True Crime главного злодея звали Иван Грозный, теперь вот Юрий Владимирович пожаловал... Видимо, американские игровые концерны вскладчину купили одну книжку по истории России, и теперь наперебой таскают из нее звучные русские имена.
Владимир Стоянович, он же Злой Влади (Vladimir Stoyanovich AKA Vlady The Vicious)
Злой русский террорист. Правда, как оказалось, далеко не самый злой и даже не совсем русский. Именно за ним мы будем гоняться в течение полутора десятков миссий, но смерть настигнет его без нашего участия.
Галина (Galena)
В прошлом - тоже боец отряда «Дельта», переметнувшийся на сторону террористов. Знает толк в бомбах и смазливых капитанах, спасающих человечество от русской угрозы. Пользуется взаимностью, причины которой так и остались для меня тайной за семью печатями.
Красный Меркурий (Red Mercury)
Русская ядерная бомба нового поколения. Если верить Кейт, ее мощность составляет 20 Хиросим, то есть около 302 килотонн. Неслабо для легкого чемоданчика. С названием, правда, вышла неопределенность... Вообще говоря, «red mercury» - это скорее «красная ртуть», нежели какой-то там меркурий. Однако русские ученые в игре называли бомбу именно так - «Красный Меркурий». Что ж, будем им верить.
Охота за Красным Меркурием
Не успел Фрэнк вернуться с очередного задания по борьбе с боевиками, сбившими самолет где-то в районе Конго, как ему на голову свалилось очередное «счастье». Даже два: в виде агента ЦРУ и русского разведчика. Те оперативно вводят его в курс дела. Так, мол, и так - русский бандит и диверсант Влади хочет раздобыть Красный Меркурий... Да, кстати, вы знаете, что такое Красный Меркурий? Фрэнк без запинки отвечает - конечно! Это ведь сверхсекретная русская ядерная бомба - что за детские вопросы, помилуйте! Каждый капитан вооруженных сил США перед сном просматривает список секретных разработок - на то они и секретные...
Цели определены, задачи поставлены. Надо добыть бомбу раньше, чем до нее доберется коварный террорист. А по возможности - сделать так, чтобы он уже ни до чего больше не добрался. Будет погоня, стрельба, любовь и предательство - все как в лучших домах Лондона и Жмеринки. Впрочем, обо всем по порядку...
Лучшие комментарии
Первонахство — грех.
Трейлер многообещающий, буду копить, работать, чтобы купить ПС 3, а потом бомжевать и попрошайничать на игры, которые стоят по 1000р.
Naughty dog когда-нибудь делала шутеры от первого лица? Нет? Правда что ли? И вообще, мне кажется, что нас ждет хардкорный шутер, где патронов — кот наплакал, НО не клон resident evil, ну, и может добавят элементы «скалалазки» аля uncharted 3.
Вывод: не все трейлеры сделаны на движке игры.