Мы уже видели игры в духе Wizardry и Eye of the Beholder (то есть олдскульные dungeon crawler), но на современный лад, без эльфов и орков — например, действие Vaporum разворачивается в мире стимпанка. Авторы Conglomerate 451 пошли ещё дальше — тут у нас далёкое будущее и киберпанк, а управляем мы не одним отрядом, а целым агентством, где такие отряды можно клонировать пачками. Что же из этого вышло?
Wizardry плюс XCOM?
Итак, мы руководим специальным правительственным агентством, которому поручено вернуть контроль над Сектором 451 в городе Конгломерат, где идёт война между корпорациями. Для этого нужно выполнять миссии, победа в которых снижает влияние «корпоратов», а поражения, наоборот, увеличивает или возвращают на прежний уровень.
Многое в этой схеме напоминает об XCOM. На базе агентства мы не только набираем, экипируем и прокачиваем бойцов, но и лечим их в медицинском центре, а также исследуем технологии в научном отделе. Технологий много — есть военные, кибернетические, медицинские и другие. Правда, устроены они достаточно примитивно — открываем новое, снижаем стоимость изучения, повышаем эффективность. Впрочем, тут у нас не Civilization. Есть также кабинет директора, архив и даже киберкладбище, где можно помянуть погибших бойцов.
Война клонов
Как я уже сказал, мы не набираем, а клонируем подопечных разных классов. Солдат, инженер, охотник, генетик, химик, лазутчик — то, какими будут эти и другие специалисты, зависит от игрока. При создании клона мы сами выбираем комплект умений и даже (после соблюдения ряда условий и изучения соответствующих технологий) редактируем ДНК — можно добавлять не обычные, а мутировавшие клетки, которые дают те или иные бонусы.
То есть один и тот же солдат или инженер может обладать разными способностями и мутациями. Добавьте сюда необходимость модифицировать оружие, вставлять в экипировку апгрейды, а в голову, руки-ноги и тело бойцов — киберпротезы и импланты разного уровня качества (опять же приходится изучать технологии для доступа к самым крутым), и вы получите достаточно большое пространство для экспериментов.
К тому же по мере участия в боях клон самостоятельно приобретает какие-то особенности — как положительные, так и отрицательные. Или он получит травму, которую не смогут вылечить в медицинском центре, — после каждого такого ранения есть определённый шанс на то, чтобы полностью избежать последствий.
Впрочем, переоценивать роль тех же мутаций, киберпротезов и апгрейдов экипировки не стоит — никакие способности они кардинально не меняют, а просто добавляют немного процентов к урону, защите, инициативе и так далее (зависит от типа), а некоторые параметры могут немного снижать.
Клонированная скука
Это, впрочем, мелочи — как и простоватое по своей сути технологическое древо. Куда хуже то, что Conglomerate 451 — очень скучная и однообразная игра. Естественно, ни о какой стратегической глубине, сравнимой с тем, что мы видели на глобальной карте в XCOM, и речи быть не может. И это тоже не страшно — понятно, что перед нами «рогалик» с элементами стратегии, а не наоборот.
Другое дело, что при таком раскладе нужно было делать более внятный, постановочный и интригующий сюжет. В «икскомах» его тоже особо не было, но там это с лихвой компенсировалось увлекательными стратегическими упражнениями на глобальной карте и тактическими — на пересечённой местности.
Здесь же все миссии одинаковые (убей их всех, найди предмет или информацию), проходят они в одних и тех же районах, а прокачка бойцов и накопление ресурсов идут так медленно, что возвращаться в одни и те же декорации (процедурная генерация серьёзно их не меняет) надо очень и очень часто.
При этом перемещение и сражения, оформленные в классическом «визардовском» стиле (ходьба по гексам, вид из глаз, каждый из троих членов партии в свой ход использует умения, когда мы кликаем по врагам или союзникам), идут так медленно, а наши подопечные могут так часто мазать, метясь в ту или иную часть тела, что через какое-то время от уныния хочется просто удавиться. Бои вроде бы идут по правилам жанра, но они слишком вялые и скучные — и у врагов, и у нас очень медленно сносятся щиты, копятся боль и интоксикация, прежде чем начнёт падать здоровье. А ведь пример The Bard's Tale IV доказал, что и такую олдскульную боевую механику можно оживлять интересными идеями.
Гринд, гринд и ещё раз гринд
Да, тут есть хакерские мини-игры на взлом некоторых дверей и терминалов (правда, они всегда повторяются). Периодически нам поручают особую секретную миссию, которую нужно выполнить за отведённое время. Или показывают по новостям, как люди собираются на митинги в поддержку идеи, что правительства на самом деле не существует, — это, естественно, беспокоит начальство и вроде бы поддерживает какую-никакую сюжетную интригу. Бывают и случайные события — например, нам сообщают, что в агентство пришли ведьмы с мётлами, готовые за плату проклясть наших врагов. Забавно, хотя выпадает из общего стиля и случается по большим праздникам. С нами ещё постоянно болтает (и иногда что-то сканирует) ИИ, но шутки у неё откровенно неудачные и натянутые.
То есть всё это может слегка оживить происходящее, но не в силах серьёзно снизить общий уровень однообразия. К тому же противники через какое-то время (вся игра разбита на недели) резко и необоснованно становятся сильнее — с виду те же самые и в тех же самых миссиях того же уровня сложности. Это вроде бы хорошо — стимулирует активнее тасовать партию, играть с имплантами/апгрейдами/классами. Но на самом деле особой гибкости тут нет и вас всё равно, как ни крути, ждёт гринд, гринд и ещё раз гринд. Приходится начинать миссии не ближе к главной цели, а на окраинах, чтобы собирать ресурсы и опыт — а это только усиливает однообразие и рутину.
Зря авторы Conglomerate 451 начали играть с механиками XCOM. И зря вообще делали «рогалик». Лучше бы дали нам сюжетную RPG в духе Wizardry, только с современной графикой и в мире киберпанка. То есть пошли бы по пути Legend of Grimrock — вспомните её вторую часть, где были уникальные локации, неожиданные ситуации, загадки и ловушки. А тут вместо этого сплошной гринд и однообразие.
Плюсы: хорошо проработан сеттинг киберпанка; много разных механик и возможностей для прокачки, улучшения и настройки бойцов и их снаряжения.
Минусы: сюжет идёт лишь фоном; очень унылый и однообразный игровой процесс, ориентированный на постоянный гринд; назойливая, повторяющаяся музыка.