Обычно в играх про выживание причиной глобальной катастрофы и последующего постапокалипсиса становятся ядерные взрывы, нашествие зомби или ещё какой-нибудь дряни, стихийные бедствия, вызванные чем-нибудь инфернальным, вроде столкновения планет или недружеского визита инопланетян. А вот в Survive the Blackout всё куда прозаичнее — по сюжету три месяца назад практически на всей планете случился тотальный «блэкаут», отключение электричества, из-за чего тут же произошли технологические катастрофы, перебои и мир погрузился во тьму и хаос.
Свет в конце тоннеля
Однако вскоре, конечно, появилась и мистика — люди начали видеть где-то на горизонте загадочный Свет неизвестного происхождения и подумали, что именно в нём кроется спасение. Естественно, нашёлся и пророк — Доктор, заявивший о том, что он знает путь к Свету. Сам Доктор в нём, видимо, был не очень уверен, потому что однажды покончил с собой, повесившись на придорожном столбе. Однако его сторонники решили довести дело эскулапа до конца и отправились искать Свет.
Перед каждым заходом (а их, как вы догадываетесь, будет немало) мы выбираем лидера отряда, а сама игра уже случайно определяет ещё двух напарников. Выбор небогатый — всего доступно шесть человек, причём девочка Аня лидером быть не может по определению. Так что каждый раз вы будете выступать примерно одним и тем же отрядом.
Зато каждый из этой шестёрки действительно неплохо проработан — у всех есть биография, характер и уникальные навыки, которые пригодятся во время похода. Так, острая на язык Сара, одетая в мотоциклетную куртку, — отличная разведчица-скаут, которая относится к классу «Выживальщик». Приехавший в поисках лучшей жизни с Украины в Америку (а действие разворачивается именно в Штатах) Борис является самым сильным — это не мешает ему оставаться «Идеалистом», даже несмотря на потерю семью во время «блэкаута». «Одиночка» Джек, бывший модный, а затем военный фотограф, отлично разбирается в людях. А такой же, как и Сара, «Выживальщик» Алекс — в машинах и вообще технике.
Кто не работает, тот не ест. Кто работает — тоже
Во время случайных событий, из которых и состоит вся Survive the Blackout, постоянно возникают реплики и возможности, предусмотренные для конкретного персонажа или класса. При этом в рамках одного и того же класса у каждого персонажа есть ещё индивидуальные черты характера — например, у Бориса это «Папа-мишка», что даёт ему невероятную силу. По мере прохождения и успешного выполнения тех или иных действий ваши подопечные будут открывать новые черты вроде регенерации здоровья.
Помимо жизненной силы среди основных характеристик у каждого есть сытость, боевой дух и усталость. Постепенно их уровень, понятно, меняется к худшему, поэтому наша задача — находить ресурсы и распределять их во время остановки на ночлег в лагере, который мы вольны разбить в любой момент.
Однако фраза «управление ресурсами» из официального описания Survive the Blackout звучит слишком громко — как правило, у нас есть с горем пополам раздобытые пара пачек еды, аптечек, энергетиков, которые мы просто даём тем, кто дышит на ладан. Ещё крупно повезет, если найдём куртку, нож, одеяло или другие полезные предметы, которыми можно экипировать персонажа, чтобы он получал перманентные бонусы.
Боевой дух — единственный параметр, на который мы влияем не только употреблением чего-либо (чаще всего — газировки), но и своими поступками и словами. Помогли бабушке, и у всех настроение улучшилось. Ограбили одинокого старика, который шёл с палочкой по дороге, или грабанули двух подростков, прятавшихся от вас, — и у всех на душе кошки скребут.
Простые истории и непростой выбор
Именно подобные человеческие истории и ситуации — лучшее, что есть в Survive the Blackout. Вышеописанные случаи — самые простые. Ещё вы можете встретить плачущего около дома ребёнка, который жалуется, что папаша сожрал последнюю порцию еды в доме. Решайте сами — пройти мимо или попробовать вразумить отца семейства, зайдя в дом, где также находятся его уставшая, обозлённая жена и ещё один ребёнок. Но даже если пройдёте мимо, в этом доме разыграется кровавая семейная трагедия — предотвратить её лично у меня так и не получилось.
Или вы найдёте жилище одинокой бабули. Можно попробовать ограбить её или, наоборот, предложить помощь, за что старушка напоит всех вкусным чаем (а это крайне благоприятно скажется на отряде). Однажды мне встретился грустный пёс, который явно звал за собой. Можно с ним подружиться, погладить, он радостно завиляет хвостом и приведёт нас к своему раненому хозяину. И тут возникла дилемма — оторвать от сердца свою последнюю аптечку, бросить умирать или поискать в его пожитках лекарства. Я решил поискать, потратил время, человек умер, а собачка обиделась и отказалась идти с нами, оставшись выть на луну у тела хозяина…
Особенно всё это интересно, когда в отряде находится Аня: приходится решать, что полезнее — говорить ребёнку, что всё будет хорошо, или не врать; грабить у неё на глазах других детей или нет и так далее. Серьёзная моральная нагрузка!
Осталась одна Аня
Беда в том, что эти и другие ситуации постоянно повторяются — вскоре вы будете знать их наизусть. Рандом, конечно, присутствует, но больше проявляется (и разочаровывает) во время обыска домов, магазинов и зданий — очень повезёт, если случайно что-то найдёте. Во время одного захода может выйти так, что вам постоянно выпадают еда и аптечки, но чаще всего это не так. А между тем с каждым обшаренным столом и открытой дверью уровень опасности увеличивается. И есть риск нарваться на кого-нибудь.
Да и без этого на группу постоянно нападают разные бандиты, голодные собаки или неожиданно выскакивающие хозяева вроде бы пустых домов, которые мы обыскиваем. Во время таких стычек включается таймер: нужно быстро решить, что делать — попытаться оказать сопротивление, напасть самим, пуститься наутёк или спрятаться. В некоторых ситуациях, когда, например, нас преследуют волки, приходится даже решать, кто пожертвует собой, отвлекая голодных зверей на себя. Таймер разрешают и отключить, но особо легче от этого не становится — отряд довольно быстро превращается в группу истекающих кровью, уставших, голодных и печальных людей.
Мы хороним одного, другого, потом остаётся одна Аня, Сара, Джек и так далее — неудивительно, что кто-то из них может в итоге покончить с собой. Поэтому пройти весь путь по ключевым сюжетным точкам, когда мы находим лагеря, открываем новые локации (нужно ещё выбирать, куда идти) и движемся дальше, получается далеко не с первого раза.
Учитывая, что ассортимент героев, случайных событий и наших возможностей повлиять на выживаемость группы весьма ограничен, ресурсов почти всегда мало и приходится полагаться на безжалостный рандом, а не на какие-то интересные механики, — всё это достаточно быстро наскучивает.
В итоге Survive the Blackout банально не хватает контента. Это набор местами интересных текстовых квестов, способных заставить задуматься о своих поступках, но не полноценная игра про выживание.
Плюсы: и мир, и персонажи хорошо прописаны; интересные текстовые квесты; много ситуаций непростого морального выбора; аутентичное музыкальное сопровождение.
Минусы: случайные события частенько повторяются; мало персонажей на выбор; очень поверхностная механика выживания; рандом совсем уж лютует; мало контента.
Лучшие комментарии