Мы видели немало игр, рисующих антиутопический мир в духе романа «1984» Джорджа Оруэлла (George Orwell), — можно вспомнить Papers, Please, дилогию Beholder, Orwell: Keeping an Eye On You и другие. Но в отличие от них, в «пиксельном» платформере Ministry of Broadcast, завоевавшем кучу наград ещё до выхода, нам показывают не то, как человек, маленький винтик в большой машине, принимает непростые моральные решения, мучается совестью и где-то даже пытается бороться с режимом, а то, как он добровольно играет по его правилам. Причём играет в буквальном смысле — принимая участие в правительственном телешоу. В этом смысле Ministry of Broadcast — самая, пожалуй, мрачная и фаталистская из списка, но и самая юморная. Правда, юмор тут чёрный…
Я в телевизоре!
Действие разворачивается в стране, где Большой Брат следит за всеми, а человеческие права не имеют никакого значения. Недавно здесь построили огромную Стену, которая разделила страну надвое, отрезав многих людей от их родных и близких. Одна из немногих возможностей увидеть семью снова — участвовать в правительственном телешоу «Стена», которое вроде бы позволяет выбраться на другую сторону и получить свободу.
Рыжеволосый главный герой хочет снова встретиться со своей женой и поэтому решает принять участие в программе. Он приезжает в лагерь, местами похожий на тюрьму, где живут участники шоу. Организаторы поселяют протагониста в бараке с одним из таких же, как он. И каждый день мы выходим оттуда, чтобы пройти очередной этап испытаний в эфире, а затем вернуться, ответить на вопросы и пойти спать в барак. Причём каждый раз одни и те же охранники спрашивают пропуск, хотя давно знают рыжего в лицо. «Но это же я, ребят, вы что, меня не узнаёте?» — «Отвечайте на вопрос. Где ваш пропуск?»
Последний антигерой
Впрочем, абсурдность и бюрократизм — не самое страшное. Куда страшнее, что наш герой вынужден подставлять и даже убивать других, чтобы пройти очередное испытание. Всю игру он ждёт, когда же и какую роль в программе ему присвоят: кто-то отыгрывает полицейских, кто-то — оппозиционеров с плакатами, которые на выборах хотят голосовать не за синих, а за условных красных. И не подозревает наш подопечный, что свою роль он уже выбрал, когда согласился играть по правилам режима, наивно полагая, что участие в шоу действительно даст ему свободу.
Естественно, финал оказывается весьма печальным, а выбор концовок — не слишком богатым и радостным. Кому-то наш герой пытается помогать, кого-то использует, спуская собак или бросая жертв с обрыва на копья, торчащие в полу, чтобы по их телам пробежать дальше. Но даже те, кому он помогает, в итоге всё равно точно так же преследуют только свои цели. И вся мораль этой истории буквально кричит о том, что люди превращаются в животных ради выгоды.
Разбавляется всё это чёрным юмором, попытками пробить четвёртую стену («А можно я нажму F, чтобы пропустить наш диалог?») и циничной болтовнёй вороны, которая является и во сне, и наяву — и всегда прилетает с очередным злобным комментарием к месту гибели главгероя. Причём во сне в какой-то момент рыжий представляет себя Джеймсом Бондом и даже начинает палить по врагам из пальца. Вроде бы смешно, но, учитывая общую атмосферу и посыл игры, улыбаться совсем не хочется.
Остаться в живых
Если в том, что касается истории и атмосферы, авторы Ministry of Broadcast явно ориентировались на роман «1984» и игры в том же духе, то среди геймплейных вдохновителей они называют оригинальную Prince of Persia 1989 года и Oddworld: Abe’s Exoddus.
Это достаточно сложный, местами почти хардкорный платформер, где главным образом тестируются ловкость и скорость реакции. Ловушки, собаки, охранники с автоматами наперевес, падающие сосульки, стаи пираний, большие крокодилы, струи огня или газа, разряды электричества — опасностей много, поэтому умирать приходится часто и самыми разными способами. Но чаще всего мы погибаем от падений с большой высоты.
Победа любой ценой
Особых гаджетов и даже оружия (ну, кроме своих пальцев) у нас при этом нет. Всю дорогу мы бегаем и прыгаем да активируем рычаги, чтобы поднять или опустить платформу. Едва ли не главными помощниками становятся ящики, которые нужно не только передвигать, чтобы забраться повыше, но и использовать как щит от струй огня.
Но это не значит, что игра однообразна. Да и как может быть скучным и однообразным платформер, в котором периодически нужно скидывать мирных граждан на колья, чтобы пробежать по их окровавленным телам? Есть и свои находки — по льду надо перемещаться аккуратно и медленно, чтобы герой не поскользнулся, а под сосульками лучше не бегать, иначе они упадут.
Следи за движениями
Авторы постоянно подбрасывают новые ситуации. То мы в полной темноте быстро следуем за вороном, который освещает очертания платформ, куда нужно прыгать, то так же быстро перемещаемся по движущейся платформе, уклоняясь от электрических разрядов, то играем в салочки с пираньями. Вообще, тут много упражнений на время — например, успеть выбраться из заполненных радиацией комнат, пока рыжий не отбросил коньки. Или на скорость прыгать и карабкаться вверх, пытаясь опередить претендента, комфортно едущего на лифте.
Единственная проблема — в инертности и чрезмерной отзывчивости, чувствительности управления. Приходится очень чётко и вовремя нажимать кнопки движения и прыжка, иначе наш подопечный так и норовит сделать лишнее движение, которое может стоить ему жизни.
Ministry of Broadcast можно поставить в один ряд с Papers, Please и Beholder. Но при этом, ориентируясь на литературную и игровую классику, авторы сумели рассказать уникальную и очень поучительную историю. К тому же это по-своему нетривиальный и весьма непростой платформер, где куда страшнее не попадать в ловушки, а делать те ужасные вещи, которые помогают до этих самых ловушек добраться.
Плюсы: интересный сюжет; атмосфера, сотканная из антиутопии, абсурда и чёрного юмора; увлекательный и непростой геймплей, где постоянно случается что-то новое; много разных и интересных уровней; стильная картинка; мрачная музыка.
Минусы: некоторые проблемы с управлением; подолгу нужно проходить многие препятствия, пытаясь понять, чего от нас хотят авторы.
Лучшие комментарии