Ловить призраков снова становится модно: в следующем году выйдет новый фильм об охотниках за привидениями, в этом мы получили ремастер старенькой Ghostbusters: The Video Game и очаровательную Luigi’s Mansion 3. Вот и независимые разработчики из шотландской студии Ant Workshop решили присоединиться к торжеству. В их Dead End Job мы играем за эксперта по паранормальным явлениям, который посвящает ловле призраков каждый рабочий день.
Ничего страшного
Во вселенной игры люди совсем не могут за себя постоять — куда бы герой ни отправился, везде кого-то держат в заложниках привидения. Офисы, парки, рестораны — всегда как минимум один человек оказывается в беде. Спасти бедолаг не так уж трудно — нужно просто зачистить комнаты, в которых они находятся, и после этого можно разворачиваться и заходить в лифт, завершая тем самым очередной уровень и получая честно заработанные деньги.
Локации генерируются случайным образом, но это всегда связанные друг с другом комнаты, выходы из которых отмечены на мини-карте. Привидения встречаются на каждом шагу — как только вы заходите в помещение, на полу (или земле) появляются круги, и через пару секунд из них вылезают призраки. Персонаж вооружён плазменной пушкой, с помощью которой стреляет по врагам, а потом он использует пылесос и собирает оглушённых противников. Когда всех удаётся одолеть, игра сообщает о полной зачистке комнаты.
В этом вся суть Dead End Job — вы берёте заказ, отправляетесь куда-то, засасываете призраков, спасаете людей и заканчиваете рабочий день. Геймплей никак не меняется, разве что врагов становится больше, среди них попадаются боссы с кучей «жизней», привидения оказываются агрессивнее, а у вас в запасе всего три сердечка — после третьего ранения герой погибает. Однообразие замечаешь очень быстро, и подолгу бегать по уровням становится скучновато. Да и проходить их с перерывами, отводя на игру по часу в день, тоже тоскливо.
Без подвалов и без мух
Dead End Job пытается частично копировать геймплей The Binding of Isaac, но не сильно наказывает игрока за неудачи. Поэтому в случае смерти здесь теряешь не весь заработанный прогресс, а лишь все полученные улучшения. Персонаж становится таким же, каким был в самом начале прохождения, но по-прежнему может посещать разблокированные зоны, хотя выходить оттуда победителем ему будет труднее, чем со всеми апгрейдами. Так что желательно не лезть сразу обратно, а хоть немного прокачаться на стартовых локациях.
Улучшения выдаются за поимку привидений, после победы над несколькими десятками врагов на выбор предлагают три бонуса. Во всех случаях решение я принимал за долю секунды — большинство апгрейдов были бесполезны. Зато остальные бонусы действительно оказывались крутыми: тут и отскакивающие от стен снаряды плазменной пушки, и более быстрая стрельба, и улучшенный пылесос, который втягивает больше объектов. Изменения были заметны сразу же, это не какие-то незначительные модификации.
В то же время на игровой процесс это влияло не так сильно, как хотелось бы. Да, пушка медленнее перегревалась, и стрелять без остановки можно было дольше — но геймплей оставался тот же. Да, наносимый персонажем урон повысился — но ему всё так же приходилось зачищать комнаты от привидений. Разнообразие попытались внести с помощью одноразовых предметов вроде бомбочек, моментально уничтожающих призраков, и всяких смешных гаджетов (один из них заставляет привидений танцевать в пределах небольшого кольца), но их для начала нужно найти. Зато аптечки (вернее, еду), восстанавливающие здоровье, выдают достаточно часто.
Эти вещи либо просто лежат на земле, либо выпадают из разрушенных объектов. Всякие столы, шкафы, принтеры и многое другое повреждаются при попадании ваших снарядов, а некоторые элементы декора могут даже взорваться и нанести урон как персонажу, так и призракам. Иногда из уничтоженных объектов выпадают деньги, но если поначалу стараешься разрушать всё подряд ради лишних купюр, то вскоре на это перестаёшь тратить время — слишком занудный это процесс, лучше собрать то, что уже успело вывалиться на землю в процессе перестрелки с противниками.
Да и толку от денег здесь нет — с их помощью вы просто разблокируете новые локации, но не можете ничего приобрести. Ни новых видов оружия, ни каких-то обликов, которые были бы бесполезны, но хоть как-то разбавили бы рутину, — только галерея эскизов есть. Зато интересно выглядит справочник, напоминающий своеобразный «покедекс», — все пойманные призраки заносятся в специальный альбом, где можно прочесть их описания и увидеть количество побеждённых особей.
Туда же записываются найденные предметы, вот только не указано, что именно они делают. Если с едой всё понятно, то с частью вещей разобраться не так просто. Какие-то ускоряют героя, какие-то моментально дают ему крупную сумму денег, но что делают всякие бронзовые медали, ключи и прочий хлам, разобраться удастся далеко не сразу. Хотя в этом смысле Dead End Job вновь напоминает The Binding of Isaac, так что серьёзным недостатком это не назовёшь. Правда, в «Айзеке» геймплей был куда более интересным и увлекательным, потому и такое дизайнерское решение не вызывало вопросов.
Одно расстройство
Попытки разработчиков шутить тоже нельзя назвать чем-то большим, чем просто попытками. В перерывах между забегами игроку показывают коротенькие ролики с участием персонажей — то главный герой приходит к своему боссу, то общается с коллегами по работе. Мало того что переключение реплик происходит криво и игра то не реагирует на нажатия, то убирает «облачка» с репликами через полсекунды после их появления, так ещё и хохмы не вызывают никаких эмоций. А визуальный стиль, который вроде как навеян мультсериалом «Рен и Стимпи», просто неприятен — герои уродливые и излишне карикатурные.
Многие неудачные игры спасает кооперативный режим, и он тут присутствует, хоть и лишь локальный. Вот только второй игрок практически ничего не делает. Вместо того чтобы помогать товарищу, он заливает пол замедляющей врагов гадостью… по которой почти никто не ходит, поскольку призраки в основном летающие. Наносить врагам урон компаньон не может, подбирать и использовать предметы тоже — в общем, он скорее моральную поддержку оказывает, нежели упрощает процесс. Если бы тут позволяли бегать вдвоём и расстреливать противников в два раза быстрее, игра стала бы не самым плохим развлечением на пару вечеров, но увы.
Вообще, Dead End Job порой напоминает не консольную игру, а мобильную. В неё трудно долго играть, зато потратить полчаса на зачистку пары этажей — самое то. Управление очень простое, даже есть автоприцеливание с автоматической стрельбой при наклоне правого стика (абсолютный кошмар для обладателей «дрифтующих» «джойконов» на Switch, учитывая механику перегрева), хотя работает оно не всегда корректно — очень часто персонаж стреляет мимо и предпочитает фокусироваться на стенах, а не на призраках. Я это тестировал на совершенно новом геймпаде — проблема осталась даже с ним.
Повторить успех The Binding of Isaac пытались многие, но добиться этого чрезвычайно сложно. Вряд ли создатели Dead End Job ставили перед собой такую цель — они просто предложили похожую игру, но вместо пауков и всякой нечисти добавили сюда привидений. Веселее от этого не стало — тут и собственных идей маловато, и скопированные у источника вдохновения элементы работают не так идеально. Лучше вернуться в «Айзека» или ловить привидений в Luigi’s Mansion 3, а в Dead End Job, хоть она и напоминает смесь из обеих игр, ловить нечего.
Плюсы: несколько уникальных локаций со своими врагами; улучшения, выдаваемые за сбор привидений, влияют на игровой процесс.
Минусы: однообразный геймплей, не получающий никакого развития; большинство улучшений абсолютно бесполезны; бестолковый кооперативный режим; плоский юмор; неприятный визуальный стиль.