Astérix & Obélix XXL 3: The Crystal Menhir: Обзор
Если вы думали, что об Астериксе и Обеликсе все и думать забыли после фильмов с Жераром Депардьё (Gerard Depardieu), то это совсем не так. Как минимум у себя на родине, во Франции, эта парочка до сих пор популярна — и комиксы с её участием публикуют, и полнометражные мультфильмы снимают. Поэтому неудивительно, что не так давно вышло переиздание Asterix & Obelix XXL 2, а под конец года издательство Microids приготовило продолжение, получившее название Asterix & Obelix XXL 3 — The Crystal Menhir.
Что с ними сделали?
Вот только язык не поворачивается называть эту игру третьей частью серии XXL — она выглядит совсем иначе, чем предшественницы. Это больше не трёхмерное приключение, а экшен с расположенной где-то наверху камерой, которой нельзя управлять. Мелкие Астерикс и Обеликс бегают по коридорным (чаще всего, но не всегда) локациям, дерутся с такими же мелкими римлянами, собирают коллекционные предметы, и за все эти годы они почему-то разучились прыгать.
Игры об этих забавных галлах никогда не были выдающимися, и очень часто в них приходилось долго и муторно сражаться с толпами римлян, чтобы продвинуться по сюжету. В новой части ничего не изменилось — вам по-прежнему нужно мутузить кулаками сотни и тысячи врагов, только здесь этот процесс умудрились сделать ещё более скучным. То вы путешествуете от одной точки к другой и со всеми дерётесь, то вас запирают в пределах большого лагеря и просят делать то же самое.
Суть лагерей заключается в том, чтобы добраться до ценной вещи и забрать её, после чего герои автоматически покинут локацию, получив оценку за свои успехи. Каждый лагерь поделён на несколько участков, между которыми расположены ворота, открываемые с помощью рычагов. Даже если один противник охотится за вами, взаимодействовать с рычагом не позволят, поэтому всех желательно победить. Особое внимание следует уделять солдатам, поднимающим тревогу, — после их сигнала из палаток выбегает ещё больше римлян. А можно сразу сносить постройки несколькими ударами.
Проблема лишь в том, что в случае гибели прохождение всего лагеря необходимо начинать с самого начала, а оно порой занимает много времени. Я проходил игру в одиночку на высокой сложности (ради трофея, конечно же) и постоянно ругался на напарника, управляемого искусственным интеллектом, который практически ничего не делал — только лениво бил кого-то кулаком раз в две секунды. Наверное, сам виноват, раз не позвал живого товарища, но добавляйте тогда онлайн-кооператив, если при игре соло компаньон абсолютно бесполезен.
Самый яркий пример тупости напарника — драки с римлянами-щитоносцами. Предполагается, что игрок должен использовать особый приём (например, апперкот) и выбить щит из рук противника, а затем его можно дубасить. Вот только на эти приёмы тратится энергия, а она не всегда доступна и не регенерируется автоматически. Приходится полагаться на компаньона — «агрить» врага и надеяться, что другой галл будет бить его в спину. Он это делает, но так вяло, что бой затягивается на минуту. Хорошо хоть, потом появляется возможность поджигать оппонентов и поворачивать их задом самостоятельно.
Римские отбивные
Однако даже с напарником здешняя боевая система осточертеет уже ко второму лагерю. В игре всего один тип обычных ударов (активируется нажатием на «Квадрат» на геймпаде) плюс на «Круг» доступны кувырок у Астерикса и удар животом у Обеликса. Упомянутых выше особых приёмов — четыре, но среди них полезна только круговая атака. Зачем использовать апперкот, задевающий лишь одного противника, или бросать несчастного римлянина в других, когда можно несколько секунд подряд кружиться и наносить всем урон? В итоге особый приём, можно считать, тоже только один. Для него нужна энергия, которую восполняешь обычными ударами, так что тупо давить на «Квадрат» приходится слишком часто.
Разработчики попытались сделать игру менее монотонной, разбавив однообразные драки головоломками, но их очень мало. Прохождение будто пытались искусственно растянуть, почти на каждом шагу расставляя римлян, мимо которых в какой-то момент начинаешь пробегать, лишь бы время сэкономить. Удаётся это далеко не всегда, но шансы иногда есть. Когда в экшене стараешься избегать этого самого экшена, с игрой явно что-то не так.
Возможно, разнообразные виды противников помогли бы, но и с этим есть проблемы. Обычные римляне, римляне со щитами, толстые римляне, поднимающие тревогу римляне — почти всех видишь в первых двух лагерях, и дальше ничего не меняется. Отличается лишь окружение — то вы сражаетесь на скользких тропинках, покрытых льдом, то в лагерях появляется больше лучников, стоящих на вышках. Разрушать эти вышки может лишь Обеликс, так что в основном только им и управляешь — умения у него примерно те же, что у Астерикса, а переключаться между ними во время боя не всегда удаётся.
Улучшения, которые приобретаются в магазинах за собранную валюту, тоже не сильно влияют на игровой процесс. Они не расширяют список способностей, а лишь усиливают их. Увеличивают урон от особых приёмов, повышают запас здоровья и энергии, удлиняют комбинацию обычных ударов — на этом всё заканчивается. Однако я не сказал бы, что после апгрейдов враги начали разваливаться намного быстрее, да и веселее не стало.
Минуты отдыха
Куда больше удовольствия получаешь от второстепенных заданий, среди которых бывают забавные поручения. В одном из них надо дотащить бочки из одного места в другое, уворачиваясь от огромных снежных комов. В другом — пинками привести к человеку его заблудившуюся курицу. В третьем — добежать за полторы минуты до безопасной локации, промчавшись мимо кучи ловушек и десятков римлян, которые и из лука стреляют, и копьями уколоть пытаются. Правда, и от этих эпизодов иногда портится впечатление из-за фиксированной камеры — не всегда отчётливо видно, по узенькой дощечке ты идёшь или рядом с ней.
Сюжет, хоть он и абсолютно проходной, может развеселить отсылками ко вселенной и всё такими же забавными именами персонажей, вроде Джинтоникуса и Экономикризиса. История крутится вокруг кристаллического менгира, который поможет сестре Панорамикса защититься от вторжения римлян на её остров, но без трёх важных элементов он не функционирует в полную силу. За ними Астерикс и Обеликс и начинают охотиться, посещая разные локации и спрашивая их обитателей о том, куда им следует отправиться дальше.
Ролики не пропускаешь, но не потому, что они так интересны, а потому, что хочешь заняться хоть чем-то помимо избиения толп противников. Но несколько хороших шуток здесь всё же есть. Вдобавок в XXL 3 не просто переведены субтитры, но даже есть полное русское озвучение. Локализация местами недоделанная (у парочки заданий описания вылезают на французском языке), но в остальном выполнена отлично — тут ещё и надписи на указателях были адаптированы. Жаль лишь, что столько сил было потрачено на посредственную игру.
Asterix & Obelix XXL 3 — The Crystal Menhir могла стать хорошей игрой, исправившей недостатки предшественниц, ведь разработчики наверняка читали критику в сторону переиздания XXL 2. В итоге они не просто всё проигнорировали, но ещё и жанр изменили. Возможно, как кооперативное развлечение на пару вечеров игра сгодится, но даже в совместном режиме она начнёт вызывать зевоту так же быстро, как при игре в одиночку. Никакая это не XXL 3 — название вообще не соответствует содержанию.
Плюсы: забавные диалоги и знакомая атмосфера «Астерикса и Обеликса»; второстепенные задания и головоломки бывают увлекательными; полный перевод на русский язык.
Минусы: не всегда удобная фиксированная камера; утомительные драки, которых чересчур много; отсутствие точек сохранения в лагерях; тупой ИИ-компаньон; отсутствие онлайн-кооператива.
Лучшие комментарии
atomgrib