Chris Sawyer's Locomotion: Прохождение
Городские сумасшедшие
Городов на картах много, от крохотных towns до огромных мегаполисов. Но истинным дельцам, в принципе, не жарко и не холодно от того, что вокруг копошатся страдальцы, сменившие чистый сельский воздух на задымленные промышленные центры, правильно? Что-то? Поставлять на мясо, молоко, мебель, возить в трамваях и утилизовать мусор? А на сколько... Да кому интересно таскать зерно этих малограмотных фермеров!
В иных играх города безропотно соглашались сотрудничать с вами на любых условиях, особенно не настаивая, чтобы вы исполняли обязательства качественно и в срок - вы вполне могли не вывозить мусор годами, а жители в ответ безмолвствовали. Сойер пресек эту порочную практику - отныне появились local authorites, по-русски - местные власти.
Кто выбирает депутатов и мэра? Правильно, избиратели. Поэтому и главный бюрократ, и главные пустословы следят за общественным мнением. Как только от них отворачиваются - немедленно вникают, что не понравилось, и стараются ублажить народ. В частности, последний очень обижается, когда некий предприниматель вырубает леса, а вместо них организует паровозные депо.
Когда чаша терпения переполняется, вас вежливо попросят выйти вон - конечно, на вашу священную частную собственность никто не покусится, но, по крайней мере, сносить городские постройки и заменять парк на угольный склад вам уже не позволят. Чтобы этого не случилось, как часы, поставляйте все, что попросят, а заодно не особенно кучкуйтесь в городской черте.
Ваш рейтинг отображается на специальной вкладке характеристики мегаполиса, измеряется он в процентах, а рядом с ним - аналогично для ваших конкурентов. Стремитесь к тому, чтобы к соперникам относились плохо, а к вам - хорошо. Впрочем, это очевидно.
Помимо этого, очень важно правильно выкармливать наших общих леммингов. Чем лучше вы их снабжаете - тем больше иммигрируют в город, оказавшийся под крылышком такого заботливого магната. И наоборот, когда вы не подкармливаете планктон, он разбегается по окрестностям.
Соседняя с рейтинговой вкладка - это график численности населения. Я не зря сравнил его с леммингами - и вы вскоре в этом убедитесь. Замечу, что некоторые сценарии исторически его ограничивают. Почему "исторически"? Например, в средние века холера планомерно истребляла огромные города - и только канализация с ней справилась. И только-только (относительно, конечно) научились возводить небоскребы - а до этого мегаполисы росли только вширь. Ясно?
Что еще я забыл вам рассказать? Ну, город как-то называется (революционно!) и относится к одной из шести групп - это только в русском он обознается неизменным сочетанием 5 звуков, а по-английски - целых три слова. Подсчитывается, сколько около него станций, всех компаний.
Итак, дружите с горожанами, они хорошие, честное слово, только слегка капризные. Зато - очень состоятельные господа...
Уроки седого ростовщика
Возьмем, скажем, "Warcraft". В этой, несомненно, гениальной игре - целых два сырья: золото и древесина. Однако Крис Сойер решил, что количество не всегда означает качество, а поэтому оставил только одну мировую валюту - купюры с президентами США.
Ваша цель, в конечном итоге, бесконечно низменна - накопить доллары, так много, как позволят байты памяти, в которых хранится сумма. А остальное, по сути, только промежуточные звенья в карьере юных олигархов. Ну что же, посмотрим, в каких отношениях игрок с деньгами.
Сначала - приятное. На что мы их тратим? Во-первых, строим станции и корпоративные офисы. Во-вторых, содержим транспорт - полировать до блеска бока локомотива за так никто не станет. В-третьих, покупаем очередные красивые игрушки - настоящие самолетики и машинки.
Затем - трудное. Как заработать энную сумму? Вы перевозите - вам платят, и, в принципе, пассажиры отличаются от лакокрасочных изделий сочетанием букв, картинкой - и рентабельностью, конечно. К сожалению, green кочует из сторонних карманов в ваши только так.
Внимательный читатель, несомненно, замечает замкнутый круг. Выйти из него легко, причем в игре - в добровольно-принудительном порядке. Я подразумеваю банковские кредиты. Обычно считается, что компании взращиваются на наследство, на выигрыш в лотерею, на пожертвования сердобольных инопланетян, в конце концов. В "Locomotion" же с легчайшего уровня сложности игрока приучают к суровой правде - бесплатных пирожных не бывает.
Ставка составляет примерно 10% в год, причем взыскивается немедленно - вы еще не успели ничего приобрести, а капиталы уже утекают сквозь пальцы в тугие банкирские кошельки. В принципе, дозанимайте сколько угодно, только следите, чтобы кредиты окупались - т.е. доход покрывал проценты.
На какие кнопочки жать? Посмотрите на окно общего обзора (Status Window), а в нем переключитесь на финансовую вкладку (Finances tab). Около суммы займа (строчка Loan) стрелочки вверх и вниз. Вот ими и регулируйте, только не увлекайтесь.
А потом... Потом "разделяйте и процветайте". Не всегда побеждает богатейший - скорее выиграет талантливый, но бедный. В качестве примера - российский посол в Турции, который при скудном бюджете на подкупы чиновников (как потратились англичане и французы - вспомнить страшно) направил турок в желаемое Империей русло.
Так что не отчаивайтесь - и обязательно разорите конкурентов. А там, глядишь, сами не заметите, как будете щелкать экспертные карты как орешки.
Математическая прибыль
Исходные коды мастодонтов ранга "Doom III" засекречены так, как не снилось никаким агентам ЦРУ или МОССАДа. Прибыль, пожалуй, посильнее красоты - в смысле, влияет на неокрепшие умы дельцов, как кованый молот на песочный домик. Вам же, как игрокам, позарез понадобились формулы, по которым определяется, сколько же вам заплатят. Увы, когда встречаются интересы электронные и реальные - побеждает очевидное, так что не видать нам их, как своих ушей, мои бедные братцы-кролики. Однако кое-что легко выясняется эмпирическими способами. Посмотрим, что.
К сожалению, не так много, как хотелось бы, но информационный штиль вынуждает высказывать приблизительные правила. Их пять.
Во-первых, подсчитайте, сколько клеточек между одним вашим клиентом и другим. Как? Включите сетку (Grid), на ранних пропагандистских иллюстрациях (когда игру еще не издали) она хорошо видна. В лексиконе разработчиков (читай - Криса Сойера, и я, как вы заметили, часто упоминаю его имя) составные ее части названы "land blocks" (дословно - "ландшафтные блоки"), запомните на всякий случай. В общем, чем дальше - тем дороже.
Во-вторых, чем быстрее - тем весомее заплатит наниматель. Мне показалось, что с пропитанием и пассажирами суммы колеблются как-то резко, на минуту позже - и куда меньше положишь в кошелек. Кроме того, с этой парочкой вы, вероятно, намучаетесь вдоволь - ясно, что хлеб сохнет, яйца тухнут, а опоздавший на свадьбу или на похороны человек не особенно расщедрится, так что будьте бдительны и уделяйте им первостепенное внимание.
В-третьих, на отдельных картах замечены настоящие Клондайки - доллары текут на них хрустящей рекой. Иногда их несколько. Многие игроки соглашаются на негласный договор с соперниками - вы на одних, они на других. Сильнейшая ошибка! Запомните, а лучше - запишите, что к богатейшим кормушкам вы должны подсоседиться обязательно, сколько бы компаний вам ни противостояло. Конкурировать, конкурировать, и еще раз конкурировать. Точка.
В общем, зловредность - одна из выгоднейших политик в этой игре. Постепенно переходите на "хоть чуть-чуть, да откушу".
В-четвертых, следите за очередными изобретениями плодовитых ученых. Постепенно как транспорт, так и покрытие совершенствуются, так что чем быстрее вы переоборудуете маршруты - тем лучше. Я не в смысле, что вы должны впрягаться в банкирскую кабалу и с высунутым языком затеять стройку века, нет. Выбирают кандидатов по вполне ясным критериям.
Сначала меняйте тот транспорт, что дышит на ладан - его и без того пора менять, а тут еще так удачно подвернулись экземпляры, только-только воплотившиеся в реальности. Когда конкурируете на маршрутах, то осмотритесь и выясните, где новинками точно потесните соперника, а затем действуйте. Ясно, что сортируются однотипные случаи по прибыльности. Остальное - в последнюю очередь.
В-пятых, чем старше транспорт, тем он убыточнее. Рано или поздно маршруты с древними драндулетами элементарно перестанут окупаться. Единственный выход - срочно заменить их, если работа приносит высокий доход, или уйти с этого участка и, поднакопив наличности, вернуться. Но, строго говоря, ни того, ни другого грамотный игрок допускать не должен.
В общем, соблюдайте эти пять простых правил, и со временем обратитесь в гуру. Но только не надейтесь, что они - панацея от всех бед, вовсе нет. Это только азы мастерства. Но истинные гроссмейстеры "лично составляют походные карты".
Морган и Рокфеллер в одной уздечке
Во Франции или, скажем, Германии семейное предпринимательство - это костяк экономики и львиная доля бюджета. Значит, малый бизнес сильно развит. Тем не менее, заработать на хлеб с маслом в одиночку, конечно, довольно легко, но на рябчиков в имбирном тесте - никогда. А качественно проложить железную дорогу по смете - как организовать тысячу званых аристократических обедов. Выходит, что на игровой арене коротышки не представлены - пришла пора для по-настоящему сильных корпораций, в число которых входите, между прочим, и вы.
Чтобы подробно рассмотреть конкурентов, приходится немного побегать по разномастным меню. Чтобы открыть окно реестра компаний (Companies List Window), щелкните на портрете владельца на экране общего обзора (Status Menu), затем - на список компаний (Companies List). Насладитесь желанным окошком, а после мы почапаем вперед, благо перед нами целых шесть вкладок.
Распишем их слева направо. Крайняя из них скрывает любопытную информацию. На ней игрок сравнивает себя с остальными компаниями. В принципе, обращать внимание стоит только на PI (Performance Index) и чем соперник ныне занят (столбец Status), но интересны и остальные - сколько стоит корпорация-соперник (в миллионах долларов, иногда доходит до астрономических сумм - один раз в столбец затесался даже миллиард сто двадцать пять миллионов, словом, чтобы прочувствовали значимость) и ее имя (изредка Крис стебался над известными марками). Рядом с PI указан титул этого ИИ, а стрелочка показывает, поднимается показатель или падает.
На следующей вкладке вездесущий PI рассматривается уже подробнее и нагляднее. В частности, типичным экономическим графиком. Справа от него перечислены компании, им присвоили по цвету. Ясно, что разработчики - это не сторонники абстрактного юмора, а вполне компетентные профессионалы, поэтому определить этой табличкой, какая линия кому принадлежит, легче легкого. На всякий случай кривые подсвечиваются, когда на их имя корпорации передвигают указатель мыши.
Еще две вкладки содержат другие графики. В целом, они аналогичны как друг другу, так и первому - табличка компании, линии, цвета и прочая. Я бы предпочел, чтобы на одном экранчике вольготно располагался переключаемый график, не на многих - по одному статичному, но это дело вкуса... В общем, на втором соотносятся объемы грузоперевозок разных компаний, а на третьем ситуация чуть сложнее - он, примерно, как предыдущий, но учитывается и расстояние от одного клиента до другого. Объективнее и чаще востребован.
Затем к нам бодрым шагом подбегает четвертый график на пятой вкладке. Оказывается, алгоритмы игры скрупулезно отмечают, сколько когда стоили компании, а точно отображают эту важную информацию кривые. Честно говоря, я за многие игры почти не заглядывал на этот экран - разве что довольно вспоминал, как и когда разорил конкурентов. Однако кто-то, вероятно, сочтет его полезным.
А вот на седьмой вкладке вы обоснуетесь надолго, и изучать будете не в пример чаще. Великолепный график. Торжественные эпитеты подобраны не случайно - на нем указано, сколько вам перечислят долларов, перевези вы груз за столько-то дней. Конечно, приблизительно, но и так этот экран очень помогает.
По умолчанию принято, что транспортируем мы на десять клеток сто единиц. Особенно присмотритесь к нижней его части - чтобы ноль долларов ноль центов за доставку срочных телеграмм через два с половиной года вас не особенно разочаровал. Что еще? По горизонтальной оси - дни, по вертикальной - сумма, а как работать с координатной плоскостью, вы прекрасно знаете и без меня.
Последняя вкладка - это что-то отдаленно напоминающее пьедестал почета. Сотрудники Книги Рекордов Гиннеса, похоже, сопровождают любой состав, самолет или пароход, чтобы отметить, как быстро он поехал/поплыл/полетел. И указывают в соответствующем окошке, когда поставили рекорд, какая компания обошла соперников, а заодно прилепляют рядом цветное фото директора. Вот только зачем - тайна сия великая есть...
Лучшие комментарии