Отмечая выход Blair Witch, мы продолжаем вспоминать добрым или не очень словом известные игры по фильмам ужасов. Первую часть материала можно найти здесь.
Bram Stoker’s Dracula, 1993 год
Фильм «Дракула Брэма Стокера» от Френсиса Форда Копполы (Francis Ford Coppola), основанный на культовом романе Брэма Стокера (Bram Stoker), собрал звёздный состав актёров, включая Вайнону Райдер (Winona Ryder), Киану Ривза (Keanu Reeves), Гэри Олдмена (Gary Oldman) и Энтони Хопкинса (Anthony Hopkins). А после премьеры осенью 1992 года он ещё получил кучу «Оскаров» и «Сатурнов», в том числе как лучший фильм ужасов года. По рассказанной в картине истории о противостоянии Ван Хельсинга и знаменитого вампира в 1993 году вышла игра Bram Stoker’s Dracula.
Она появилась на разных платформах — и в зависимости от версии менялся и геймплей. Например, версии для 16-битных консолей — это платформеры, а на PC вышел шутер от первого лица. По сюжету мы играем за юриста Джонатана Харкера, пленённого Дракулой. Сбежав из заточения, Джон преследует вампира в Лондоне. К слову, версия для PC от Psygnosis старается максимально следовать именно тексту романа Стокера. По ходу действия мы сражаемся с невестами Дракулы, его кучером, огнедышащим драконом, а также с самим графом Владом Цепешем. Драться приходится в разных формах (доступны летучая мышь, молодой Дракула, волк), а новым оружием нас снабжает Абрахам Ван Хельсинг.
Серия Evil Dead, 2000-й, 2003-й и 2005 годы
Культовая, хотя и попадавшая в своё время под огонь критики и цензуры картина Сэма Рейми (Sam Raimi) «Зловещие мертвецы» стартовала в 1981 году, затем последовали два продолжения и два ремейка. История о том, как пятеро молодых людей нашли в заброшенной хижине «Некрономикон» и вызвали демонов, которые начали в них вселяться, давно уже разобрана на цитаты. Она стала источником вдохновения для других режиссёров, музыкантов и, конечно, разработчиков видеоигр.
Всего по франшизе вышло три игры. В 2000-м на PlayStation, а через год на PC появился хоррор Evil Dead: Hail to the King, напоминавший Resident Evil (даже сохраняться можно было только с помощью магнитофонной бобины). Эш, неизменный главный герой «Зловещих мертвецов», спустя восемь лет после событий фильма «Армия тьмы» снова начинает ощущать присутствие зла и в итоге отправляется аж в средневековый Дамаск, чтобы встретиться с создателем «Некрономикона». А главным его врагом становится тёмная сторона героя — Плохой Эш.
Интересно, что Эш и Плохой Эш были озвучены самим Брюсом Кэмпбеллом (Bruce Campbell), исполнявшим роль в фильмах, но как раз игру критиковали за монотонное и невыразительное озвучивание. А хвалили за обилие чёрного юмора — под шуточки Эша даже выделили отдельную кнопку. А ещё тут можно бить бензопилой даже в незаведённом состоянии.
События Hail to the King продолжаются в Evil Dead: A Fistful of Boomstick, вышедшей в 2003 году на Xbox и PlayStation 2. По механике это была уже экшн/адвенчура, где много внимания уделено общению и квестовым элементам. Также появилась магия, позволяющая Эшу, помимо всего прочего, подчинять себе врагов. Ну а если подчинить не получилось, то можно смачно убить. Благо Эш способен одновременно нести два вида оружия: в одной руке, например, обрез или лопата, а во второй — бензопила, гарпун или огнемёт. Озвучивал героя снова сам Брюс Кэмпбелл.
Наконец, в 2005-м году на Xbox и PlayStation 2 запустился экшн Evil Dead: Regeneration, основанный на событиях «Зловещих мертвецов 2», но предлагающий их альтернативную версию — Эш, озвученный опять же Кэмпбеллом, здесь попадает в психушку. По механике это смесь из hack and slash и beat ’em up, где на уровнях нужно сражаться сначала с рядовыми врагами, а потом с боссами. «Фишка» в том, что у Эша тут есть смешной карлик-помощник Сэм, который умеет не только драться, но и пролезать в недоступные нам места — отправить его туда можно прицельным пинком. Сам же Эш способен периодически превращаться в демона и наносить удвоенный урон.
The Thing, 2002 год
Хоррор Джона Карпентера (John Carpenter) «Нечто» про инопланетную тварь, убивающую и подчиняющую себе полярников на научно-исследовательской станции, вышел в 1982 году одновременно с «Инопланетянином» Стивена Спилберга (Steven Spielberg) и оказался в его тени. Но после появления картины на видео и телевидении она приобрела культовый статус. Как сейчас помню, это был самый горячий хит отечественных видеосалонов наряду с «Эммануэль», «Полицейской академией» и «Терминатором».
К 20-летию фильма, в 2002 году, Universal Interactive выпустила survival horror The Thing, который развивал основную тему картины — паранойю, когда ты не знаешь, кто из оказавшихся рядом людей заражён монстром, а кто ещё нет. Здесь в подчинении у игрока, который по сюжету прибыл во главе отряда спасения на руины полярной станции, находятся несколько специалистов — медик, солдат и инженер. Все они обладают чертами личности, уровнем доверия и психологической устойчивости.
И за этими показателями нужно внимательно следить — если играть плохо, бесцельно палить куда-то, попадать по своим или насильно, угрожая оружием, заставлять что-то делать (а есть тут и такая возможность!), то доверие падает; и наоборот, если лихо убивать врагов, вовремя лечить своих и выдавать им мощное оружие, то доверие повышается. Если же персонаж вам не доверяет, то он может напасть на главного героя. Кроме того, из-за стресса, лицезрения ужасных сцен и так далее бойцы отряда могут запаниковать, начать стрелять по своим и даже покончить с собой.
Наконец, кто-то из ваших подчинённых может оказаться заражён инопланетной тварью. Но кто именно? И как это определить? Есть вариант воспользоваться анализатором крови, но чаще всего это ничего не даёт — в большинстве ситуаций NPC обращается в нечто строго по скриптам, то есть в предусмотренные сюжетом моменты. Но от этого градус напряжения и паранойи только выше. The Thing получила отличные отзывы, и одно время планировался выход сиквела, но этого, к сожалению, так и не случилось.
Land of the Dead: Road to Fiddler's Green, 2005 год
Как известно, Джордж Ромеро (George Romero) с 1968 года снимал фильмы про зомби — первой картиной была классическая «Ночь живых мертвецов», потом с большими перерывами вышли «Рассвет мертвецов» и «День мертвецов». А в 2005 году, через 20 лет после третьей части, появилась картина «Земля мёртвых» — у неё был самый крупный бюджет, пошедший в том числе на компьютерную графику и приглашение таких звёзд, как Деннис Хоппер (Dennis Hopper) и Джон Легуизамо (John Leguizamo).
В этой картине, как и потом в «Ходячих мертвецах», прослеживалась мысль о том, что в условиях зомби-апокалипсиса основная угроза исходит не от живых мертвецов, а от самих людей. А вот в Land of the Dead: Road to Fiddler's Green того же 2005 года (она вышла на PC и Xbox) никакой особой мысли не было. В роли фермера Джека мы просто на протяжении всей игры уничтожаем толпы зомбаков, используя холодное и огнестрельное оружие (причём первое эффективнее второго). И по геймплею, и чисто внешне выглядит всё это достаточно уныло.
Jaws Unleashed, 2006 год
Триллер «Челюсти» Стивена Спилберга, попавший на большие экраны в 1975 году, стал очень важным для всей киноиндустрии. История о нападениях на людей большой белой акулы рождалась тяжело — созданная специально для съёмок механическая модель монстра по кличке Брюс постоянно выходила из строя, поэтому авторам приходилось всячески изворачиваться, где-то снимая настоящих акул, а где-то стараясь больше не показывать, а намекать, сообщая о приближении акулы зловещей музыкой — в стиле триллеров Хичкока (Alfred Hitchcock).
Все мучения в итоге оправдались. Считается, что именно «Челюсти» стали прототипом современных летних блокбастеров, сформировав вместе со «Звёздными войнами» бизнес-модель Голливуда, которая ориентирована на высокие кассовые сборы фильмов, выходящих летом в тысячах кинотеатров и вдобавок при массированной рекламной поддержке. Кстати, до «Звёздных войн» именно «Челюсти» были самым кассовым фильмом в истории — при бюджете 9 миллионов долларов картина собрала в прокате 470 миллионов.
В 2006 году вышла игра по мотивам — Jaws Unleashed. Это была такая своеобразная подводная GTA, только не с очередным уголовником, а с акулой в главной роли. Можно свободно плавать, жрать, убивать и крушить всё вокруг. За всё это (а также за поиск сундуков с сокровищами и прохождение уровней) выдаются очки, на которые нашу белую акулу-убийцу можно прокачивать, делая её быстрее, сильнее, здоровее, точнее. А ещё нужно уменьшать её зависимость от голода — это второй важнейший (наряду со здоровьем) показатель: если акула голодна, то она теряет очки жизни. Жрать ей приходится постоянно — подойдут и люди, и дельфины, и даже касатки. Когда заполняются показатели лобовой атаки и удара хвостом, акула также способна проводить особые приёмы.
Несмотря на проблемы с камерой, завышенную сложность и баги, Jaws Unleashed отлично продавалась — явно сказались успех фильма и свежесть геймплея, позволявшего фактически управлять «теми самыми челюстями».
Saw: The Videogame, 2009 год
Именно серия ужастиков «Пила» является на сегодня самой коммерчески успешной хоррор-франшизой всех времён — общие сборы восьми фильмов составили 977 087 766 долларов. По этому поводу в 2010 году серию занесли в Книгу рекордов Гиннесса.
А началось всё с того, что студенты киношколы в Мельбурне Джеймс Ван (James Wan) и Ли Уоннелл (Leigh Whannell) в качестве зачётной работы написали сценарий к фильму «Пила» и в 2003 году сняли по нему короткометражку. Руководитель студентов под впечатлением от увиденного отправил эпизод в Голливуд, откуда через несколько месяцев Вану и Уоннеллу пришло предложение снять полноценный фильм по их сценарию. При этом дебютантам позволили делать именно то, что они хотели бы увидеть.
В итоге фильм «Пила: Игра на выживание», вышедший в 2004 году, собрал более 100 миллионов долларов в прокате (а бюджет составлял 1.2 миллиона), что тут же позволило принять решение о выпуске сиквела и последующих продолжений.
В 2009 году Konami выпустила на PC, PlayStation 3 и Xbox 360 игру Saw: The Video Game, которая фактически является полноценной частью франшизы — во всяком случае, история тут своя. Хотя в ней, естественно, снова фигурирует Конструктор, главный злодей, который подвергает своих несчастных жертв смертельным испытаниям. В данном случае он издевается над детективом Дэвидом Теппом, оказавшемся в психлечебнице. Причём озвучивал Конструктора сам Тобин Белл (Tobin Bell), игравший его и в лентах.
Сюжет игры заполнил пробел между первым и вторым эпизодами кино, и в этом (а также в голосе Белла и отсылках к фильмам) заключается главный плюс Saw: The Video Game. За всё остальное хоррор в основном критиковали.
Еще более прохладный приём ждал вторую часть — Saw 2: Flesh and Blood, которая от StopGame.Ru получила чёрную метку «Мусора». Сейчас, как известно, готовится перезапуск франшизы — новая «Пила» выйдет в мае следующего года. Будем верить, что по ней появятся куда более интересные игры.
Alien: Isolation, 2014 год
Фильм Ридли Скотта (Ridley Scott) «Чужой», вышедший в 1979 году, — это, конечно, предмет культа, целая эпоха и революция для всего жанра фантастического кино. Не зря он (и лично Ганс Гигер — Hans Giger) получил «Оскара» за визуальные эффекты — главным образом, конечно, за создание Чужого, пожирающего членов экипажа космического корабля «Ностромо». Многочисленные продолжения, сиквелы, приквелы, в том числе «Прометей» того же Скотта и сиквел к нему, кроссовер «Чужой против Хищника», комиксы, книги, игрушки и «мерч», видеоигры по мотивам — вы и сами прекрасно знаете, насколько это важная, крупная и крутая франшиза.
Но вот игра, которая реально передавала бы дух именно оригинального фильма, где меньше экшена, чем в «Чужих» (сиквел 1986 года от Джеймса Кэмерона — James Cameron), а больше напряжения и первобытного ужаса, вышла только одна — Alien: Isolation. Это survival horror, выпущенный Creative Assembly и SEGA в 2014 году.
По сюжету через 15 лет после потери связи с «Ностромо» Аманда, дочь Эллен Рипли, по-прежнему не теряет надежды узнать о судьбе матери. И однажды отправляется на списанную торговую станцию «Севастополь», чтобы найти чёрный ящик с «Ностромо». Естественно, её ждёт отнюдь не радостный приём, а хаос, агрессивные андроиды, темнота и постоянный ужас от ожидания встречи с ксеноморфом.
Сами авторы называли Isolation истинным survival horror от первого лица. Здесь действительно страшно и постоянно приходится выживать, а не сражаться. Убить ксеноморфа в принципе нельзя, даже с помощью огнемёта. Остаётся дрожать и прятаться, полагаясь на детектор движения и собранные вручную предметы, необходимые для выживания.
Модель ИИ у монстра продвинутая, не полностью зависящая от скриптов, — он, например, может почувствовать даже лёгкое прикосновение к хвосту. В общем, если вы мечтали получить невроз, то смело играйте в Isolation ночью. В наушниках!
Friday the 13th: The Game, 2017 год
«Пятница, 13-е» — фильм 1980 года, который вместе с «Хэллоуином», «Техасской резнёй бензопилой» и «Кошмаром на улице Вязов» сформировал жанр молодёжного слэшера. При бюджете 550 тысяч долларов он собрал в мире почти 60 миллионов. История о том, как маньяк Джейсон Вурхиз (или его мать) мстит и убивает вожатых летнего лагеря «Хрустальное озеро», стала основой для огромной медиафраншизы, включающей не только фильмы, но и книги, комиксы, а также множество мерчендайза. Особенно ценится, конечно, хоккейная маска Джейсона, утонувшего (вроде бы) ещё в 11-летнем возрасте. Также популярным стал кроссовер «Фредди против Джейсона», столкнувший лбами двух культовых маньяков.
По мотивам фильмов выходило много игр. Первая, Friday the 13th: The Computer Game, увидела свет ещё в 1985 году, а через три года на NES появилась крайне неудачная Friday, The 13th. Лучшей (в рамках самой франшизы, конечно) считается Friday the 13th: The Game, выпущенная в 2017 году издательством Gun Media. На её разработку через краудфандинг было собрано более миллиона долларов. По механике это асимметричный сетевой экшн, в котором одни игроки берут на себя роли подростков из лагеря «Хрустальное озеро», а другой управляет самим Джейсоном Вурхизом.
Дальнейшее представить нетрудно — игрок в роли маньяка охотится на геймеров-жертв. Последние могут прятаться, вооружаться битами, пытаться уехать на машине, вызвать полицию и так далее. Но сначала нужно выполнить последовательность действий на карте — например, найти бензин для машины и починить двигатель, восстановить связь, чтобы вызвать копов, и так далее. При этом убить маньяка очень сложно. Такая беготня в поисках предметов и другие издержки асимметричного мультиплеера несколько портят впечатление от этой в целом неплохой игры. Но сгубило её не это, а баги, разбирательства авторов с создателями оригинального фильма, отсутствие свежих обновлений и токсичное сообщество.
Крутых фильмов ужасов очень много — и далеко не по всем выходили игры. А каких интерактивных адаптаций не хватает для полного геймерского счастья лично вам?
Лучшие комментарии
К сожалению, эта механика была реализована не самым лучшим образом. Как я с братом не старался, на отношение союзников к ГГ влияли только обмен припасами и френдлифаер (в начале мисии оставляли союзников в теплом месте, зовя лишь когда нужна была помощь, например, инженера)