30 августа выходит survival horror Blair Witch от людей, подаривших нам Observer и Layers of Fear. Нетрудно догадаться, что игра основана на картине франшизы «Ведьма из Блэр» — та фактически породила целый поджанр лент, стилизованных под любительскую съёмку. Фильм от представителей независимого американского кинопрома, снятый за 22 тысячи долларов, в итоге собрал в прокате 248 миллионов долларов и стал культовым. Blair Witch — это далеко не первый случай переноса фильмов ужасов в игровое пространство. Мы решили вспомнить и другие примеры.
The Texas Chainsaw Massacre, 1983 год
Классический ужастик про семью каннибалов «Техасская резня бензопилой» режиссёр Тоуб Хупер (Tobe Hooper) задумал снять после посещения хозяйственного магазина. Там было много народу перед прилавком, и, увидев среди товаров бензопилу, Хупер подумал, что с её помощью можно было бы хорошенько проредить очередь.
Фильм был снят за очень маленькие деньги, поэтому его съёмки стали не вымышленным, а настоящим кошмаром для творческой группы. Продюсеры на всём экономили — не меняли реквизит и гардероб актёров (из-за этого исполнитель главной роли так провонял, что рядом с ним никто не хотел есть!), снимали помногу часов подряд, чтобы уложиться в сроки, и не переснимали сцены, где у актёров реально шла кровь из-за того, что кто-то кого-то случайно поранил. Но от всего этого фильм только выиграл — в нём чувствуется свой шарм и аромат настоящего треша.
Картина вышла в 1974 году, а в 1983-м студия Wizard Video Games выпустила на Atari 2600 игру по мотивам — один из первых видеоигровых хорроров. Здесь нам предлагали взять на себя роль главного злодея из фильма, чтобы гоняться за нарушителями и убивать жертв. В процессе Кожаному Лицу нужно избегать разных препятствий — на пути у маньяка появляются заборы, инвалидные коляски и даже коровьи черепа. Каждое убийство даёт тысячу очков. Набрав 5 тысяч, можно получить дополнительное топливо для пилы. А это важно — жизни героя исчисляются именно топливными баками. Когда последний из них кончится, закончится и игра.
Halloween, 1983 год
В 1978 году Джон Карпентер (John Carpenter) снял фильм ужасов «Хэллоуин», рассказывающий о серийном убийце Майкле Майерсе, сбежавшем из психушки. Лента, которая при бюджете 325 тысяч долларов собрала в прокате 48 миллионов долларов, фактически основала целый жанр ужастиков — слэшеров, фильмов про серийных маньяков, охотящихся на подростков. Именно из неё вышли «Кошмар на улице Вязов» и «Пятница, 13-е».
В одноимённой игре 1983 года от той же Wizard Video Games (и опять для Atari 2600) мы выступаем в роли няни Лори Строуд, которая пытается защитить детей и спастись от Майкла Майерса. Для этого на каждом уровне ей нужно выручить пять детей, отведя их в безопасное место, или один раз пырнуть ножом маньяка. За каждого спасённого ребёнка начисляются баллы. Дом весьма большой — аж на 16 комнат. Экран разделён на две части, которые представляют собой уровни двухэтажного особняка.
Halloween и The Texas Chainsaw Massacre довели Wizard Video Games до банкротства. В начале 80-х считалось, что игры — это только для детей, поэтому продукцию студии критиковали за «ужасную» тематику и чрезмерное насилие. По этой же причине оба продукта продавались из рук вон плохо — многие магазины просто отказывались брать их в реализацию, а другие продавцы просто держали их под прилавком и показывали только по запросу. С другой стороны, за счёт того, что продано было немного копий, Halloween и The Texas Chainsaw Massacre очень ценятся среди коллекционеров видеоигр.
Psycho, 1988 год
Культовый психологический триллер Альфреда Хичкока (Alfred Hitchcock) «Психо» вышел в 1960 году и рассказывал о маньяке с раздвоением личности, который управлял мотелем Бэйтс — там и произошла знаменитая сцена убийства женщины, принимающей душ. (Кстати, именно «Психо» вдохновлялся Карпентер при создании «Хэллоуина».) Интересно, что в основе фильма лежит история подлинного маньяка из Висконсина — Эда Гина (Ed Gein).
Как и «Ведьма из Блэр», фильм снимался с минимальным бюджетом и на чёрно-белую плёнку. Сначала его не особенно приняли критики, но огромные кассовые сборы заставили их пересмотреть своё мнение. «Психо» называли одной из ключевых работ столетия и «возможно, самым визуальным, наиболее кинематографичным фильмом из когда-либо созданных».
В 1988 году вышел одноимённый квест по мотивам. Здесь мы играем за частного детектива, который отправляется в таинственный и страшный мотель Нормана Бэйтса, чтобы найти похищенного куратора музея и пропавшие драгоценности. Это был уже не текстовый квест, но ещё и не совсем современное даже по тем временам приключение: в основе лежал key-based verb-интерфейсе, где каждой команде соответствовала своя «горячая» клавиша (u — use, s — search).
Перемещались мы с помощью курсорных клавиш, но при этом зачастую было сложно подойти вплотную к предмету, чтобы осмотреть его. Ну и вообще игра была чрезвычайно хардкорной, сложной, за что её нещадно ругали. Кроме того, критикам не нравились баги, нелогичные загадки, устаревшая даже по тем временам графика с использованием только CGA, неуклюжая модель главного героя и полное отсутствие каких-либо подсказок.
С другой стороны, в этой сложности, постоянном напряжении и заключался настоящий триллер по Хичкоку. Здесь ведь ещё были ограничения по времени — на решение загадки детективу отводилось четыре часа. А враги, если их не убить и не спрятаться, могли усыпить героя, что напрягало даже больше, чем если бы его просто убили и пришлось бы перезагружать сохранение.
A Nightmare on Elm Street, 1989 год
Представлять серию ужастиков Уэса Крейвена (Wes Craven) «Кошмар на улице Вязов» и его главного героя, маньяка в полосатой футболке Фредди Крюгера, убивавшего подростков во сне, думаю, не стоит. Первый фильм вышел в 1984 году и стал настолько успешным, что он, как и последовавшие продолжения, фактически спас компанию New Line Cinema от банкротства и, более того, помог ей стать одной из ведущих кинокомпаний Голливуда. В итоге «Кошмар на улице Вязов» завоевал титул второй по величине кассовых сборов хоррор-франшизы за всю историю.
В 1989 году вышли сразу две игры по мотивам. Одну разработала студия Westwood Associates для DOS — там мы играли за одного из пяти подростков (за кого именно, мы выбирали на старте), которому предстояло покончить с Фредди. Для этого приходилось не только собирать предметы и решать загадки, но и общаться с персонажами, сражаться, а также, естественно, играть в прятки с маньяком, пытаясь одновременно найти его дом. Если же Фредди убивал героя, можно было загрузить последнее сохранение. При этом приходилось постоянно двигаться — герой мог заснуть, а делать этого нельзя, ведь все мы помним: «Раз, два — Фредди ждет тебя. Три, четыре — запирайте дверь в квартире. Пять, шесть — Фредди хочет всех вас съесть. Семь, восемь — Фредди к вам придёт без спросу. Девять, десять — никогда не спите дети!»
Другую игру (уже для NES) разработала тогда ещё малоизвестная студия Rare, которая затем прославилась благодаря Battletoads, Donkey Kong Country и Killer Instinct. Здесь мы также примеряли роли подростков, которые решили найти логово Крюгера и покончить с ним навсегда. Для этого им на пяти разных локациях, известных по фильмам, нужно было собирать кости маньяка во сне.
Вся игра разделена на реальный мир и мир сновидений. Но здесь сон — это не только опасность, но и возможность получить новые способности. Во сне важно быстро собирать кости, иначе Фредди может напасть, о чём нас очень атмосферно предупреждает мелодия известной считалочки. Среди врагов встречаются зомби, скелеты, летучие мыши, адские кошки, гончие и демоны, а сам Крюгер предстаёт боссом уровня. Чтобы проснуться, нужно как можно скорее найти радио. Был тут и кооператив — системы NES Four Score и NES Satellite позволяли играть и бояться вчетвером.
Интересно, что, по изначальной задумке, мы сами должны были выступать в роли Фредди Крюгера и охотиться на надоедливых подростков. Однако, видя пример финансового краха The Texas Chainsaw Massacre от Wizard Video Games, авторы решили отказаться от этой идеи. Тем не менее игру это не особенно спасло — критики в основном её ругали.
Clive Barker's Nightbreed: The Action Game, 1990 год
В 1990 году вышел фильм ужасов Nightbreed (у нас известен как «Ночной народ»), который Клайв Баркер (Clive Barker) снял по своему роману «Кабал». Оригинальная и диковатая история Аарона Буна, мучимого кошмарами, в которых он убивает людей, а потом попадающего в таинственный город мёртвых, получила несколько номинаций и наград на кинофестивалях. И в том же 90-м году по мотивам картины вышло сразу две игры.
В экшн/платформере Clive Barker's Nightbreed: The Action Game для DOS мы в основном занимаемся тем, что освобождаем подругу Буна, Лори, из лап главного злодея — Маски. Для этого приходится бегать, прыгать, приседать, сражаться в ближнем бою, используя удары руками и ногами, искать и применять по назначению огнестрельное оружие, а также решать загадки. Монстры при этом тут выглядят чуть ли не оригинальнее, чем в фильме. Ну и вообще в игре отличная графика для того времени, выверенная атмосфера и в целом увлекательный геймплей.
Чего не скажешь о второй работе тех же разработчиков. Clive Barker's Nightbreed: The Interactive Movie, включающая некоторые квестовые элементы, откровенно провалилась, после чего было решено не выпускать следующую часть запланированной трилогии игр по «Ночному народу».
Arachnophobia, 1991 год
«Арахнофобия» — это фильм ужасов 1990 года от одного из подразделений The Walt Disney и Стивена Спилберга (Steven Spielberg) в качестве продюсера. История рассказывала о том, как американский доктор, несмотря на арахнофобию, сражается с ядовитыми пауками-убийцами, попавшими в США из Венесуэлы. Фильм собрал в прокате и на видео более 80 миллионов долларов, то есть имел успех, а вот мнения критиков разделились — одни видели в картине кучу штампов из фильмов ужасов, другие же полагали, что это пародия на те самые штампы.
В одноимённой аркадной игре, выпущенной в 1991 году Walt Disney Computer Software, тоже много чёрного юмора. Особенно в первой половине, где мы ходим по домам и уничтожаем пауков на расстоянии с помощью особого спрея — на их приближение указывает специальный датчик. Однако во второй половине, когда игрок по сюжету перемещается в джунгли Амазонки и начинает охотиться на королеву пауков, становится уже не до смеха: тут достаточно размеренный платформер сменяется сложным и зубодробительным сайдскроллером. Впрочем, приходится не только драться, но и изучать пауков, идентифицируя их.
Blair Witch Volume 1: Rustin Parr, 2000 год
По «Ведьме из Блэр» были выпущены аж три игры, сделанные на движке хоррора Nocturne. Самой атмосферной и страшной считается первая часть этой трилогии — Blair Witch Volume 1: Rustin Parr. Разработали её сами авторы Nocturne — студия Terminal Reality, подарившая нам также BloodRayne.
События разворачиваются в 1941 году, а играем мы за доктора Элспет Холлидей, работающую на секретное правительственное агентство Spookhouse. По его заданию она отправляется в Бёркитсвилль (городок, где происходили события фильма), чтобы выяснить, почему отшельник Растин Парр, вскользь упоминавшийся в картине, жестоко убил семерых детей. Сам он утверждает, что ему приказывал делать это голос ледяной ведьмы.
Volume 1: Rustin Parr — это survival horror в духе Silent Hill. Только в игре по «Ведьме из Блэр» меньше загадок, больше диалогов, общения и расследования и почти нет экшена. Проблемы ей достались от Nocturne — здесь всё такое же неудобное управление и шальная камера, обожающая брать неудачные ракурсы. Зато местами это действительно очень страшная, жуткая игра, которая хоть и мало взяла из первоисточника, но сумела передать ту же мрачную атмосферу.
В Blair Witch Volume 2: The Legend of Coffin Rock действие перенесли в XIX век. Там страдающий амнезией солдат Армии Союза пытается вспомнить своё прошлое и спасти девочку, которую ведьма из Блэр хотела использовать в кровавом ритуале. В этой игре намного больше экшена и меньше квеста. Это и неудивительно, ведь делала вторую часть Human Head Studios, ответственная за бодрый слэшер Rune.
А в Volume 3: The Elly Kedward Tale от Ritual Entertainment (создатели Sin и Heavy Metal: F.A.K.K.2) упор вообще сделан исключительно на экшен, при этом злодейкой оказывается не сама ведьма из Блэр, а недобрый дух — в общем, тут уже не страшно, а, скорее, смешно и нелепо. Зато управление стало куда удобнее.
На этом заканчиваем первую часть нашей подборки. А во второй вспомним игры по «Зловещим мертвецам», «Нечто» Джона Карпентера, «Пиле» и не только.
Лучшие комментарии
Вообще-то в Вествудовской Nightmare on Elm Street есть только несколько «кат-сцен» с Амандой и Фредди. Ну и ещё в паре мест между уровнями Фредди просит назвать слово из руководства (древний вариант DRM). Называть это общением по-моему перебор.