Меню
StopGame  Обзоры игр RAD Обзор

Самое актуальное

  • Блоги. 4X-главая гидра глобальных стратегий. Знакомство с жанром
  • Блоги. Обзор GreedFall
  • GreedFall: Видеообзор
  • Бракованный вепрь / Марафон Halo на StopGame.ru
  • DAYMARE: 1998. Резидентозаменитель
  • «Инфакт» от 20.09.2019 — Кодзима и «ИгроМир», Borderlands 3 рвёт Pornhub, анонс Total War Saga: Troy, релиз John Wick Hex…
  • Mutazione: Обзор
  • Rebel Cops: Обзор
  • AI: The Somnium Files: Обзор
  • Falcon Age: Обзор
  • Великий обман графических модификаций
  • Обзор игры Devil’s Hunt
  • CONQUEROR'S BLADE. Как к себе домой!
  • BORDERLANDS 3. Голактека опасносте! Пыщь-пыщь!
  • GreedFall: Обзор
  • Sin Slayers: Обзор
  • Catherine: Full Body: Обзор
  • Японская ДИЧЬ! Годзилла VS Евангелион! City Shrouded in Shadow
  • GREEDFALL. Жадность фраеров сгубила!
  • DEATH STRANDING. Смотрим геймплей в исполнении Кодзимы
  • Блоги. Control — Наследие по ту сторону грани секретных материалов
  • Блоги. Архитектура в Dishonored. Часть 2
  • Daemon X Machina: Обзор
  • RemiLore: Lost Girl in the Lands of Lore: Обзор
  • Саблезубый анус / Нарезка за неделю от StopGame.ru
  • Children of Morta: Обзор
  • Gears 5: Видеообзор
  • Fantasy General 2: Invasion: Обзор
  • Во славу Cатане / Нарезка за неделю от StopGame.ru
  • Monster Hunter: World — Iceborne: Видеообзор

RAD: Обзор

RAD
Игра: RAD
Платформа: NSW, PC, PS4, XONE
Жанр: rpg, action
Дата выхода: 20 августа 2019 г.
Разработчик: Double Fine Productions
Издатель: BANDAI NAMCO Entertainment America Inc.
Актуально для платформы: PS4

RAD была бы достаточно обычным «рогаликом» про суровые будни в условиях постапокалипсиса, если бы игру делала не студия Double Fine Productions. Поэтому апокалипсисов тут сразу два, переживший всё это мир выполнен в стиле 80-х, а герои, похожие на типичных тинейджеров, брейкдансеров и панков тех лет, могут убивать врагов собственной мутировавшей башкой, бросая её, как бомбу. Но хватило ли фирменного юмора для по-настоящему интересного «рогалика»?

Дискеты снова полезны!

От любой игры Double Fine всегда ждёшь интересной истории, но в RAD она в основном упрятана в заметки и дневники (так называемую Книгу Древних), которые по мере прохождения постепенно пополняются новыми текстами о персонажах и истории мира.

Фабула предельно проста и традиционна для «рогаликов» — и чем-то схожа с тем, что мы видели в Mutant Year Zero: Road to Eden. Есть поселение выживших, которому нужны ресурсы из диких Пустошей, куда и отправляется, правда, не отряд сталкеров, а лишь один доброволец из числа поселенцев. Сохраняться разрешают только в городе — там есть Старейшина, персонажи, способные выдать какой-нибудь побочный квест, торговка и местный банкомат, где можно сдавать на хранение заработанные во время вылазок в Пустоши деньги.

Точнее, зарабатываем мы не деньги, а старенькие VHS-кассеты, выпадающие из монстров. Именно кассеты тут считаются основной валютой, за которую у торговцев (а они встречаются не только в городе, но и в Пустоши) нужно покупать полезные предметы — от зелий, временно увеличивающих шанс критического удара, до артефактов и снаряжения.

Также мы находим или покупаем дискеты — те самые, времён первых «пентиумов». За них можно открывать сундуки с теми же расходниками, кассетами, артефактами и предметами снаряжения, которые дают постоянные пассивные эффекты — например, удваивают приток капитала, позволяют совершать двойные прыжки, безболезненно ходить по огненным или заражённым радиацией поверхностям, дают шанс сохранить часть кассет даже после гибели героя и так далее.
RAD обзор игры
Помимо основной кампании есть ещё ежедневные испытания с рейтингами и особыми правилами игры — например, может выпасть уменьшенное здоровье, но увеличенный урон.

Банкоматы эпохи постапокалипсиса

Таких забавных отсылок к 80-м и 90-м в RAD много, но сами по себе местные радиоактивные пустоши ничем особым не выделяются. И то, что в этом мире произошло сразу две катастрофы, никак ни на чём не отражается (ну, кроме описанной в заметках истории сеттинга). Много всяких мутировавших тварей, скорпионов-переростков, плюющихся ядом или огнём, зелёных луж и горящих поверхностей, в которые лучше не ступать ногой. И ржавые остовы машин, шины, какая-то мебель, выброшенные телевизоры…

При этом мир в RAD не открытый. Все локации — это отдельные карты, на каждой из которых мы выполняем одну и ту же последовательность действий. Сначала нужно пробиться через толпы монстров и активировать несколько постаментов, после чего откроется проход к боссу уровня. Победив его, мы можем вернуться в поселение или сразу перейти на следующую карту.

Лучше, конечно, сначала забежать в родные края — там можно сохраниться, купить зелье и сдать все собранные кассеты в местный банкомат. А это важно, ведь после гибели героя безвозвратно теряются все его достижения, включая уровни, артефакты, мутации и деньги. А если успеть сдать кассеты в банкомат, то при следующем прохождении новый герой сможет снять эту сумму и сразу получить определённое преимущество, купив что-нибудь полезное. Кроме того, прогресс выражается в том, что некоторые найденные в одном походе предметы во время новой вылазки сразу станут доступны в магазинах или в списке выпадающих из монстров трофеев.

Бей врагов их же оружием. И хвостом

Впрочем, самое полезное для выживания в RAD — это, как вы уже поняли, мутации, которые и внешне меняют героя до неузнаваемости, и дают ему самые разные способности. Юноша с ирокезом и в джинсовке или девушка в шлеме (герои различаются только скинами) постепенно отращивают хвосты, щипы, змеиные головы, крылья, ядовитые ноги и чёрт знает что ещё.
RAD обзор игры
Одновременно можно нести только один расходный предмет.
Хвостом можно бить, а можно выплёвывать из него мелких каракатиц, которые будут сражаться вместе с вами. Змеиной головой нужно пугать и кусать на расстоянии, а ядовитые конечности оставляют после себя зелёную кислоту, которая ранит ступивших в неё противников. Ещё есть отрывающиеся руки-бумеранги, телепатические мозги, которые надо бросить во врагов, чтобы временно переманить их на свою сторону, и много ещё чего.

Активные мутации мы зарабатываем при получении новых уровней, а при активации специальных статуй открываются пассивные, увеличивающие запасы жизней или дающие дополнительные эффекты к уже имеющимся способностям. «Пассивки» также выпадают из поверженных боссов. Но какую именно мутацию вы получите, предугадать нельзя.

Дело случая

В RAD, как и принято в «рогаликах», многое зависит от удачи. Локации, враги, сундуки, набор артефактов и мутаций — всё меняется при каждой новой вылазке. Умирать, как водится, придётся часто. А если вам не фартит, то ещё чаще.

Во время одного забега вы будете постоянно натыкаться на торговцев, сундуки, кассеты и выпадающие из монстров куски целебного мяса (оно, понятно, восстанавливает здоровье), а также получите очень полезные мутации вроде головы-бомбы. А в следующий раз будет всё ровно наоборот, да ещё и босс попадётся именно такой, с которым лучше не сближаться, — а у вас мутации как раз ориентированы на ближний бой. Да-да, мне показалось, что некоторые способности в RAD откровенно полезнее и эффективнее, чем другие, — например, в моих случаях круче были дальнобойные мутации.
RAD обзор игры
Вот уж точно — «токсичный игрок»!
Местная боевая система не настолько гибкая и разнообразная, чтобы можно было только на ловкости рук, рефлексах и комбоударах вытаскивать тяжёлые драки. Я прежде всего про сражения с боссами, которые в силу вышеназванных причин в одной вылазке могут быть очень сложными, а в другой — куда более лёгкими. Есть обычный и усиленный удар битой (не помешало бы, кстати, больше разнообразия в арсенале!), удар в прыжке с разбега и возможность подпрыгнуть, а потом обрушиться на землю, снося всех вокруг. При этом почти все локации — висящие где-то в пространстве острова, поэтому прыгать надо аккуратно, иначе запросто упадёте в пропасть и потеряете много нервов и здоровья.

Шутки юмора

Зато на все мутации, полезные они или не очень, забавно реагируют жители поселения выживших. Если у вас ядовитые ноги, то вам скажут что-нибудь в духе «Извините, с вас что-то капает!». Если вместо головы — череп-бомба, то поинтересуются, всё ли у вас в порядке с головой. А однажды Старейшина попросил моего персонажа, обросшего шипами, не поколоть и не порезать случайно кого-нибудь из местных. Такие детали, меняющиеся в зависимости от вида персонажа, смотрятся очень здорово.

И вообще в RAD достаточно много забавного. Например, есть представители религиозной секты Последователей Катода, которые поклоняются древним ламповым телевизорам и верят, что когда Бог 2.0 начнёт вещать, то они примут его сигнал. Или мутант с козлиными рожками и копытцами, который обустроил в поселении экспериментальную ферму и теперь просит раздобыть кое-что для него. А Старейшина управляет всеми сложными сооружениями Древних с помощью типичного синтезатора, фигурировавшего в клипах многих музыкальных групп 80-х.

Головой в таких драках мы явно не думаем!
***
RAD — далеко не первая игра, где главный герой постепенно мутирует у нас на глазах: такое было в «Магии крови», Darkspore или в уже упомянутой Mutant Year Zero: Road to Eden. Но в тех играх, как правило, мы можем сами контролировать эти мутации и развивать/поддерживать их в выбранном направлении. А здесь доля случайности велика даже по меркам «рогаликов» — практически весь прогресс сбрасывается в каждой новой вылазке, а что мы получим взамен, неизвестно. Это и дар, и проклятие игры: с одной стороны, никогда не знаешь, что тебя ждёт, а с другой — такой подход явно не понравится ценителям более вдумчивого контроля над персонажем.

Плюсы: юмор, стиль, интересный сеттинг и забавные персонажи; в целом увлекательный геймплей, основанный на драках, исследовании, прокачке и собирательстве; очень разные и порой неожиданные мутации; симпатичная картинка; ностальгическая музыка в стиле 80-х.

Минусы: от «рандома» слишком уж многое зависит; фактически нет контроля над тем, в каком направлении развивается персонаж; небольшой арсенал оружия; слабая анимация.
Комментарии (4 шт.)
ну отчасти кривой рандом активных мутаций можно исправить особыми шрайнами, которые надо побить битой и тогда одна твоя случайная активная мутация заменится на другую. Но так согласен с автором статьи, действительно чувствуется нехватка контроля над возможностями персонажа, хотя бы еще в том, что кнопки активных мутаций нельзя менять по своему усмотрению.
Переназначить кнопки можно, если об этом речь. На пс4 зажать влево на крестовине, если не ошибаюсь.
не могу купить RAD в Украине почему то…
После Чернобыля в украине запрещенна любая RADиция кроме собственно своей.
Для комментирования необходима регистрация.
Прямой эфир
Наверх ↑