The Forbidden Arts провела в раннем доступе где-то полтора года, но, судя по старым геймплейным роликам, не слишком изменилась за это время: в ней разве что появилось несколько новых уровней. Впрочем, оно и понятно: игру создавала совсем небольшая калифорнийская студия, и требовать от неё эпического размаха было бы бессмысленно. Вместо него хотелось бы увидеть первосортную проработку уже имеющегося контента и отлаженный игровой процесс, ведь создатели The Forbidden Arts утверждают, что их миссия заключается в том, чтобы «разрабатывать наполненные смыслом проекты высочайшего качества». Сотрудники Stingbot Games уверяют, что делают игры, которые нравятся им самим, и надеются, что другие тоже насладятся их работой. Что ж… похоже, вкусы этих разработчиков весьма специфичны.
История искусств
Сюжет The Forbidden Arts прост и банален до неприличия. Мы играем за паренька по имени Феникс, которого направляют к местной друидессе (это слово из оригинальной русской локализации!), чтобы она помогла ему пережить жару. Естественно, при встрече об этом надуманном поводе вообще никто не вспоминает. Волшебница начинает убеждать героя, что видит в его глазах какие-то особые искры и большой потенциал в управлении огнём, поит зельем, от которого он обретает способность метать «фаерболы», и добивает историей здешнего мира. Дескать, вот есть магия, поделённая на стихии — Семь Запретных Искусств. И есть злой некромант Вольтер. Его вроде бы давно изгнали, но неведомым образом он вернулся и жаждет уничтожить всё живое.
Фениксу велят пройти испытания, доказать силу своего духа, а там и до битвы с главным злодеем недалеко. При этом никто не объясняет, зачем нашему герою, по сути ребёнку, всё это нужно в принципе. Нас просто ставят перед фактом, а мы безропотно выполняем поручения и даже возразить не можем: протагонист ведь молчит всю игру. Казалось бы, немые и безвольные герои уже давно вышли из моды, и сейчас в почёте персонажи с хорошо прописанным характером и мотивацией. Но не в этой игре.
Сюжетные проблемы, впрочем, касаются не только завязки. По мере прохождения мы будем встречать других персонажей. Например, белокурого тёмного эльфа Кодиакка, который, в отличие от своих собратьев, был добрым. Чёрной пантеры при нём замечено не было, но, думаю, параллели с Дриззтом До'Урденом всё равно легко считываются. Кодиакк часто появляется в кат-сценах, но быстро убегает, объясняя это тем, что впереди слишком опасно. Однако если поведение этого воина ещё вполне объяснимо игровыми условностями, то поступки боссов упрощены до крайности и кажутся позаимствованными из детской сказки.
Взять, к примеру, фею, захватившую пчелиный улей. Вольтер воскресил её возлюбленного, и в обмен на это она согласилась поставлять герою мёд. Однако стоит только чуть потыкать кинжальчиками в её кавалера, как чародейка начинает искренне уверять нас в том, что она сбилась с верного пути, сожалеет о своих поступках и теперь понимает, что любовь должна жить только в её воспоминаниях. Чудеса психологии, что ещё сказать.
I'm a firestarter, twisted firestarter
The Forbidden Arts можно условно поделить на две части: блуждания от третьего лица по карте мира и платформер с видом сбоку на отдельных уровнях. В так называемых «подземельях» и происходит основная часть игрового процесса. Помимо огромного количества прыжков Феникса там ожидают стычки с врагами, небольшие головоломки и сбор коллекционных предметов.
Даже не знаю, что в этой игре причиняет больше боли — акробатика или сражения. Противников можно атаковать либо кинжалами, либо огненными шарами, которые расходуют магическую энергию. Её разрешено пополнять у довольно щедро расставленных источников огня — факелов, жаровен, костров.
Помимо «фаербола» у героя есть ещё четыре способности, которые открываются по мере прохождения: волшебный щит, высокий прыжок, ускорение и ночное зрение. Все они тратят огненную энергию, и использовать их одновременно не получится, потому что умения требуют переключения. Особенно напряжённо перебор способностей происходит во время сражений с боссами: враги ведут себя так, что постоянно приходится менять тактику, чтобы хоть как-то от них отбиваться.
Ни у боссов, ни у рядовых врагов нет индикатора здоровья, но довольно быстро выясняется, что и огромные драконы, и тщедушные феи требуют по три попадания огненным шаром. А вот с какими-нибудь гарпиями внезапно придётся повозиться подольше.
При этом герой — довольно хилый ребёнок, умирающий от пары ударов. А ещё Феникс — это сама непоследовательность и противоречивость. Иногда его ранит касание врага, иногда нет. В воде мальчик сразу тонет, даже если теоретически оттуда можно выпрыгнуть. Касание острых сталактитов он почему-то может пережить, а вот напольные шипы убивают его мгновенно. Однако после падения с большой высоты герой даже глазом не моргнёт. И под большой высотой я имею в виду довольно затяжные полёты через приличные куски уровня, во время которых успеваешь задуматься о тщете всего сущего.
Стоит отметить ещё, что в игре есть задачки на физику: скажем, растопить огнём кусок льда. Или вот был неплохой момент с платформой, которая движется в ту сторону, куда смотрит Феникс. Но таких моментов совсем немного. Куда больше вещей в игре вызывают испанский стыд — это я сейчас про пение гоблинов и предшествующий этому эпизод с QTE, например.
Также есть проблемы с платформингом. Протагонист запросто может недопрыгнуть туда, куда до этого забирался без проблем. Иногда он схватится за край уступа, а иногда просто оботрёт его всем телом, но не зацепится. Отдельная песня — отталкивание от стен, которое тоже работает через пень-колоду. Управление в игре максимально неотзывчивое: порой Феникс просто не реагирует на нажатия клавиш.
Мало огня
Чего у The Forbidden Arts не отнять, так это сочной картинки. Порой она даже слишком яркая: от этапа в пчелином улье начинают болеть глаза — кругом один жёлтый мёд и соты, соты, соты… Однообразие локаций — одна из многих проблем игры. Уровням не хватает глубины, а карта мира кажется пустой и безжизненной. Почти все объекты на ней, даже деревья и трава, блестят так, будто намазаны маслом. Но вот что странно: чем дальше развивается сюжет, тем лучше и детальнее выглядит игра. На пустыню и болото можно даже смотреть без боли.
Здесь не очень много локаций — пять миров и шесть уровней. Небольшое количество этапов решили, видимо, компенсировать их затянутостью. Большие локации быстро надоедают, и хочется скорее их пробежать, но из-за кривого гейм-дизайна это не так уж просто. Ещё в The Forbidden Arts есть несколько святилищ, которые по оформлению похожи на всё те же лес, рудники, улей, ледяные пещеры, болота и пустыню, но гораздо короче. Просто так попасть в эти места не получится — нужно ещё собрать золотые слитки. Зато потом, после прохождения святилища, Феникс немного увеличит небольшой запас здоровья или маны.
На протяжении почти всего прохождения на фоне монотонно звучит акустическая гитара. Исключение — финальный босс: там музыка уже тяжелее и агрессивнее и хотя бы подходит для ситуации. Медленные гитарные переборы хороши для игр совершенно другого жанра — например, стратегий, — но никак не для платформера, в котором нужно постоянно двигаться и сражаться. Как оказалось, музыку к The Forbidden Arts написал её единственный гейм-дизайнер и программист Стерлинг Силовер (Sterling Selover), и, мне кажется, в вопросе саундтрека его подвело творческое чутьё. Да и, будем честны, не только в нём.
Что касается озвучивания, то его тут практически нет. Голоса у персонажей прорезаются в совсем уж редких кат-сценах, а всё остальное время диалоги проходят под мычание и вздохи.
Игра про юного пиромана заканчивается внезапно. После победы над финальным боссом упорно молчавший всё время герой пафосно говорит: «Меня зовут Феникс, и это моя история», после чего приложение прекращает работу. Ну, по крайней мере, у меня. Видимо, разработчики не рассчитывали, что кто-то пройдёт их детище, и не стали заморачиваться с тем, чтобы игрока хотя бы перенаправило в главное меню после финального ролика. Но если серьёзно, то, что The Forbidden Arts — первая игра Stingbot Games, бросается в глаза практически сразу.
На первый взгляд игра может даже показаться приятной, однако она очень быстро теряет свой флёр. Видно, что создатели The Forbidden Arts пытались внести в неё что-то интересное — например, применение «фаербола» в небольших головоломках. Но этого оказалось недостаточно. Игру хочется поскорее забыть. Она будто сделана в начале 2000-х, но, играя в неё, не испытываешь прилива ностальгических чувств — только ярость от неотзывчивого управления, багов и других многочисленных недостатков.
Плюсы: если бы они были, игра не была бы мусором.
Минусы: примитивнейший сюжет; однообразные, затянутые уровни; убогий платформинг и несбалансированные бои.
Лучшие комментарии
=)))))