Времена, когда MMOG были дорогой экзотикой сродни жареным змеям под устричным соусом, безвозвратно канули в Лету, и даже круги от них давно перестали волновать зеркальную гладь Реки Забвения. Нынче правоверному компьютерному пользователю гораздо проще погрузиться в онлайновый виртуал, чем в оффлайновый, и именно благодаря ММО ПК все еще сохраняет гордое звание самой популярной игровой платформы.
Впрочем, стремительный рост количества игр – не единственная и даже не главная особенность современного рынка ММО. Придуманная азиатскими издателями «свободная от подписки» бизнес-модель уже превзошла по оборотам стандартную, с ежемесячной оплатой. Недавняя абсолютная уверенность в том, что микротранзакции – не для западного потребителя, не просто дала трещину, а рассыпалась, словно песочный кулич. Теперь больше говорят не о способе извлечения прибыли, а о контенте. Мол, геймплей азиатских проектов чужд европейским и американским пользователям. Надо бы что-нибудь ближе и роднее. Но без подписки.
Хорошая идея. Правильная. Хотя реализовывать ее почему-то взялась тайваньская студия Runewaker Entertainment. Быть может, хотели досадить материковому Китаю?.. Однако бог с ней, с мотивацией разработчиков. Тем более что проект уже на ранней стадии был взят под опеку немецким издательством Frogster Interactive. Немцы позаботились о западном менталитете игры, а компания «Руссобит-М» (или GFI, что одно и то же) – о том, чтобы эта забота не прошла мимо русскоязычных геймеров. В сентябре прошлого года Runes of Magic официально заговорила по-нашему, и мы ее услышали.
Опять WoW?
Первые минуты в Runes of Magic ветерана World of Warcraft не удивляют ничем. Да, графика другая, да, способности вроде бы тоже (по тем крохам, что доступны на первом уровне, увереннее не скажешь), но в главном «найти пять отличий» весьма непросто. Стандартный гид в стартовой локации, дающий пару квестов для вживания в образ, стандартные поручения «убей-принеси-доложись-расскажи», стандартные табуны монстров, стандартные наставники, обучающие профессиям…
Доска объявлений с ежедневными миссиями – уже маленькое ноу-хау. Подходишь, внимательно читаешь, выбираешь то задание, что дает больше всего опыта, и выполняешь его десять раз подряд (десять – суточный лимит на «ежедневники»). Именно с ежедневных приключений лучше всего начинать каждый новый игровой день. Благо, доски с ними есть в каждой локации. К тому же очень скоро начинаешь понимать, что квестовые предметы для ежедневников можно свободно передавать между разными персонажами и даже толкать на аукционе. Для новичка (и не только) торговля такими предметами – самый выгодный заработок. В Runes of Magic достаточно тех, кто предпочитает экономить время за счет денег. И платят они щедро…
Но это – тонкости, о которых пока ни сном, ни духом, ведь только-только сделан десяток первых шагов. Вокруг вроде бы World of Warcraft World of Warcraft'ом, однако опытный любитель ММО не очень-то этому верит. Хотя бы потому, что копия, даже бесплатная, вряд ли найдет достаточное количество ценителей. Должны быть свои собственные фишки, должны!
Персональный дом? Ха, хорошая шутка! Если это расположенное в виртуальном подпространстве (попадаешь в него после разговора с имеющейся в любом населенном пункте горничной) помещение называть домом, то что тогда такое «комната в коммуналке на десять тысяч жильцов»?
Прокачка навыков? Что ж, система и впрямь отличается. За каждого убитого монстра или выполненный квест, помимо опыта, полагаются очки таланта. И еще большее количество этих очков дается при новом уровне. Нужны же они для улучшения способностей. Способность может иметь столько же уровней (но не больше), сколько и персонаж, а может и не иметь. Например, если игрок сочтет, что она ему не нужна. Стоимость каждого следующего уровня в очках таланта выше предыдущего. Начав распределять баллы, обнаруживаешь, что на все их не хватает. Приходится улучшать самое необходимое. А не самое – не улучшать. Так и балансируешь на грани между желаемым и действительным. А деревьев талантов, как в WoW, в Runes of Magic вообще нет... Словом, система прокачки другая, но тянет ли она на искомую фишку? Очень сомнительно. А вот как насчет двойных классов?
Два лучше, чем один
Дотошный ММО-ветеран, прежде чем взяться за новую игру, всегда постарается узнать о ней побольше. А описание на официальном сайте наверняка прочтет практически каждый. И самое любопытное, что можно вычитать о Runes of Magic, – это двойные классы. Классов пока восемь: Рыцарь (закованный в латы танк), Воин (носящая кольчугу боевая машина разрушения), Маг (хм… колдует, и больно), Священник (лечит), Скаут (стреляет), Разбойник (невидимый убивец), Хранитель (эльфийский Воин и к тому же с компаньоном), Друид (эльфийский лекарь)…
Ассортимент стандартный, но извращенный китайский ум (с Тайваня) решил его (ассортимент) нестандартно удвоить. Точнее… черт, совсем забыл математику… Короче, считайте сами: каждый игрок в дополнение к основному классу своего персонажа может выбрать любой из оставшейся семерки. И сколько всего получится?.. Ладно, сойдемся на том, что много. Выбор делается по достижении пятнадцатого уровня, и дальше оба класса качаются независимо друг от друга – сначала развиваешь один, затем меняешь их местами и качаешь другой. При этом большинство способностей первого класса пропадает, в том числе здоровье. Поэтому если сгоряча напасть на монстра, которого только что убивал с двух ударов, то можно так же с двух ударов и умереть.
Суть «спаривания», однако, в том, что хотя большая часть способностей дополнительного класса недоступна, «большая часть» – не значит «все». Например, гибрид Воина и Священника может худо-бедно (очень худо и бедно) лечить себя и других, сохраняя при этом все возможности «боевой машины разрушения». А связка Разбойник-Рыцарь ко всем плюсам первого (невидимость, высокий урон) добавляет некоторую часть живучести второго. Жаль только, без лат… В результате не просто увеличивается эффективность персонажей, но появляется интересное геймплейное своеобразие. Вы всю жизнь любили быть тяжелым танком, но при этом иногда завидовали магам и мечтали поколдовать, с головы до ног заковавшись в латы? В Runes of Magic у вас будет такая возможность. Конечно, так себе возможность, больше с понтом, чем с пользой, но ведь важен принцип. Или вы всерьез рассчитываете занюкать врага фаерболами, таская на себе два пуда железа?..
Но самыми полезными способностями двойных классов являются элитные умения. По достижении обоими классами уровней, кратных пяти (начиная с 15/15 и пока заканчивая 35/35), персонаж может (даже должен) обратиться к учителю элитных умений и попросить взять его к себе в ученики. Мастер в ответ потребует доставить ему энное количество ресурсов или магических эссенций, и как только, так сразу и обучит. Элитные умения – наиболее умелые умения. Получив их, персонаж немедленно ощущает возросшую эффективность в бою, а вместе с ним ее ощущают и враги. Но это другой разговор. Не очень веселый, ибо много классов – много проблем с балансом. Формула проверенная, и Runes of Magic ничего к ней не добавляет и не убавляет. Тем, кто любит поныть о дисбалансе в World of Warcraft, в RoM заглядывать не рекомендую – глупо рисковать душевным здоровьем из-за различных пустяков.
Есть все
Оригинальная система развития – это здорово. Но она – как масло, без хлеба особо не полакомишься. Любая игра – это, прежде всего, постоянная геймплейная бытовуха. Если будни унылы и серы, то отдельные праздники не сделают жизнь счастливее – истина, справедливая не только для «реала». Повседневность Runes of Magic не назовешь тоскливой или радостной. Она… повседневная. Игрок, до тошноты объевшийся «тематическими парками» (так нынче принято называть проекты с геймплеем а-ля World of Warcraft), ее в лучшем случае стерпит. Какое-то время. Для тех, кто ищет тот же WoW, но чуть иначе или дешевле, Runes of Magic может стать неплохой альтернативой. А новичкам я бы ее даже порекомендовал. В качестве бесплатного учебного пособия по MMORPG. Ибо она обучит всему, что нужно знать и уметь пользователю абсолютного большинства представителей жанра.
В RoM есть все необходимые для освоения элементы, и реализованы они так, что попади вы после нее в World of Warcraft или ту же The Lord of the Rings Online, через полчаса почувствуете себя практически ветераном. Квесты и охота на монстров? Выше уже писал. Торговля и аукцион? Стандартные. Агро (агрессивность монстров) и его радиус (дистанция, на которой агрессивность начинает проявляться)? Присутствуют. Производство, экипировка, прочая инвентаризация? Очень похожи на то, что есть в других играх. Хотя и с нюансами.
Ресурсы в Runes of Magic добываются из разбросанных по карте жил-деревьев-кустов. Подбежал, кликнул – и копай-руби-собирай. Инструмент покупать не надо, только соответствующий навык. Источников ресурсов много, респавн – очень быстрый, поэтому единственная проблема – время. Которое добыча сырья жрет в три глотки. Зато на ресурсы всегда есть спрос, да и производить лучше из собственных материалов – полный цикл рентабельнее.
Создав необходимую сырьевую базу, можно переходить дальше по технологической цепочке. Для изготовления нужна техническая документация aka рецепты, в изобилии поставляемая монстрами (кабаны в игре, по ощущениям, на четверть – с высшим образованием) или аукционом. Затем находите правильный станок (водятся в населенных пунктах) и обретаете счастье в труде. Дефолтное счастье качеством не впечатляет, но есть небольшой шанс, что вас стукнет по голове озарением, рубанок проскользит по заготовке с изяществом олимпийской чемпионки по фигурному катанию, или кузнечный молот сбацает партию ударных из «Болеро» Равеля, и в результате из-под ваших рук выйдет истинный шедевр (вещь не белого и даже не зеленого, а синего цвета). Очень небольшой шанс, но надежда на него греет душу мастера. Впрочем, качественные вещи можно делать и по соответствующим рецептам. Надежно и скучно.
Почувствуй себя преобразователем!
Однако удачнее всего разработчики реализовали методику улучшения вещей. В том числе с коммерческой точки зрения. Существуют три способа повысить качество и боевые свойства экипировки. Первый – заточка особыми камнями. Заточка – слово не совсем верное, ибо «точить» можно не только оружие, но и броню, и бижутерию. Но в массовом хождении используется именно оно, поэтому не будем придираться. Эффект «точения» перманентный и накладывается до шести раз. Улучшает различные качества в зависимости от вида экипировки (физическую атаку для оружия или критический урон для колец).
Точильные камни можно купить у продавца. Но точить ими – удовольствие сродни мазохизму. Даже пара эффектов накладывается после существенных затрат времени и золота (неудачная процедура аннулирует удачную, поэтому, чтобы наложить эффект два раза, вам нужны подряд две удачи, три раза – три удачи и т.д.). Однако точильные камни продаются и в игровом магазине. За алмазы (а алмазы – за рубли). И эти камни – совсем другое дело. Ими и «+6» получить – не проблема. Отсюда мораль: хочешь хорошо выглядеть – плати деньги. Реальные. Мораль, универсальная для «бесплатных» MMORPG.
Способ номер два – руны. Руны вставляются в слоты предметов экипировки и дают незначительные бонусы к характеристикам. У вещей может быть до трех слотов, но только один (иногда – два, иногда – ни одного) – естественный. Однако в замечательном игровом магазине можно купить сверла, проделать в предмете одну-две-три недостающие дырки и ходить в дырявом, но модном прикиде. А народ будет вам завидовать.
Наконец, третий и самый эффективный (а заодно интересный, однозначно тянущий на фишку уровня двойных классов) способ – колдовство с использованием магического преобразователя. Магический преобразователь выдается бесплатно всем по достижении пятнадцатого уровня. Выдается не автоматически, а за выполнение пустякового задания. Зарядами для него служат камни, которые приобретаются за жетоны от ежедневных квестов. Преобразовывать можно руны для слотов (из пяти рун уровнем ниже получается одна руна уровнем выше), но главное – камни силы и предметы.
Камень силы – это небольшой булыжник с полезной статистикой. Бывают они двух видов – камни маны и камни соединения. Вторые продаются у чародеек в крупных городах или на аукционе, и статистика у них дрянная. Но их можно соединять (в пропорции один к одному) с магическими предметами, получая камни маны. Слияние происходит в магическом преобразователе, потребляет один заряд, и в результате на камень маны переходят все колдовские характеристики камня соединения и использованной вещи. Собрав три камня маны, можно перенести их характеристики (опять же, с помощью преобразователя) на предмет экипировки, который вы хотите улучшить. На выходе у вас получится оружие, броня или аксессуар с ценными магическими свойствами. Заниматься волшебными преобразованиями может кто угодно, диплом о соответствующем образовании не нужен.
Пятое колесо
Прокачка, производство, преобразования – замечательные три кита геймплея Runes of Magic. Или скорее три колеса телеги ее игрового процесса. Но корыто на трех колесах довезет вас разве что до кювета. И у этой телеги колес не три, а пять. Еще PvP и PvE. Которое из них пятое? Пожалуй, PvP.
Главный недостаток PvP в Runes of Magic – отсутствие логически оправданной системы. На бумаге все выглядит вполне достойно. До пятнадцатого уровня персонаж к атакам других приключенцев иммунен. После на него могут нападать только на PvP-сервере и только персонажи с включенным режимом PK (player killer – игрок-убийца). Впрочем, даже в этом случае особого смысла нет. За истребление персонажей без включенного режима РК не дают ничего. Ни очков репутации, ни званий и титулов, ни предметов. Это совершенно бессмысленные стычки, цель которых – доставить кому-то пару минут неудовольствия. К тому же после смерти жертва получает защиту от убийц, в течение действия которой не может быть атакована. С каждой новой смертью защита работает дольше и дольше, и уже через пару пробежек с кладбища дает достаточно времени, чтобы совершить пару кругосветных путешествий неторопливым шагом. А убийца может сосать… лапу.
Смысл PvP обретает, только если бьются двое с включенным РК. В этом случае тот, кто напал первым, может получить отрицательную известность, а если при этом погибнет, то его победитель может получить положительную известность. Со временем плюсы и минусы превращаются в ранги для хороших и плохих РК. Плохие с каждым новым рангом получают бонус к урону, а хорошие – к количеству здоровья. Кроме того, существуют и материальные награды в виде экипировки. На вершине табели о рангах находятся Герои и Демоны – высшая цель PvP в Runes of Magic.
Выглядит заманчиво. На экране монитора в текстовом редакторе. На деле желающих двигаться к вершинам не очень много. Проблема – в «бесплатности» игры. Не вкладывая в свою экипировку реальных денег, больших успехов не добиться. К тому же каждая смерть с включенным режимом РК может привести к потере незащищенных предметов. Чтобы защитить ценность от выпадения, нужно купить в магазине специальный гвоздик и «приколотить» ее к себе. То есть снова раскошелиться, чего почти никому делать не хочется. Вот и выглядит PvP в Runes of Magic, словно назначенная под снос, но забытая «хрущоба». А арены или бэттлграунды (последние, кстати, не имеют ничего общего с однофамильцами из World of Warcraft, а напоминают аркадные мини-игры из консольных RPG) ничего принципиального к нему не добавляют.
PvE здесь полнее и пристойнее. Потому что ничего кардинально нового разработчики решили не придумывать, а пошли проверенной тропой. Той, что до них прошла Blizzard. Опять инстансные подземелья, охота на боссов, квесты и трофеи. Разве что рейдовые подземелья не являются прерогативой максимально прокачанных персонажей, а доступны и более младшим по уровням.
***
В принципе, Runes of Magic – игра неплохая. Юный (для MMORPG) возраст и специфика «фритуплейки» наложили на нее характерный отпечаток незавершенности и несправедливости, но это – стандартная расплата за халяву. Да и значение имеет только для любителей PvP. Всем остальным здесь будет уютно и спокойно. Новичкам – еще и полезно. Если MMORPG для вас – средство убить время или отдохнуть душой после трудового дня, то чего-то другого и искать не стоит. Но если вы мечтаете об активной виртуальной жизни и великих виртуальных свершениях, то лучше уйти в мир иной… нет, не так радикально, разумеется, вполне сойдут World of Warcraft или EVE Online.
Плюсы: неплохая графика; любопытная система двойных классов; отличная задумка с магическим преобразователем; удобный интерфейс; малое количество багов.
Минусы: стандартный геймплей, подражающий World of Warcraft; проблемы с PvP.
Лучшие комментарии
А игра отличная) Сама играла. Затягивает причём очень сильно… Ибо всегда есть чем заняться… Динамика там… все дела.
5. Конкурсы. Конкурсы — такое впечатление, что придумывал их ну очень изощренный ум. Например, ивент под названием «Спасти Санта Клаусов». Тут вы получите массу удовольствия. Для начала нужно придумать как забраться на крыше, где они застряли. Ну это пустяк, достаточно проследить за другими игроками. А дальше начинается самое интересное, нужно влезть, тут увы рассчитано все очень скудно, физика пошла отдыхать: твое ездовое животное то перепрыгивает, то вообще отказывается прыгать. Когда мы все же берем в узду ненормальное ездовое животное и у нас получается забраться на крышу, тут возникает еще такой момент: как на ней удержаться, потому что крыши почему-то ну очень скользкие и куда не становись будешь падать… Ну ладно тут тоже закрепились и зубами и бровями, дальше нам нужно кинуть свиной жир в несчастного жирного санта клауса — неудачника. И тут нас снова обламывают, так как пишет, что цель невидна и снова нужно искать новую точку опоры, при этом можно снова свалиться с крыши вниз и снова мучить ездовое животное. Призы за это просто смешные. Практически все ивенты сделаны в таком же духе, либо убивают своей корейской тупостью, либо залаганностью.К этому привыкаешь, но тут они вводят новые ивенты, где сервера русские увы не выдерживают. К примеру, Цветочное бедствие: появляется большой босс в рендомной локации и игроки должны его забить. Все бы ничего, но на карту портуются все высокие лвл и тащат с собой своих твинков, так как то, что выпадает слишком вкусно и дорого. И тут начинается еще веселье: точнее веселые картинки. Сначала персонаж идет, потом ползет, а потом просто ты видишь картинку: то тут то там… в итоге вайп, долг а под конец и крит. ошибка… и ты сидишь с носом. Пытаешь разобраться в чем проблема, администраторы тебе говорят: не играй, твои проблемы, у тебя интернет слабый и компьютер не тянет. Говоришь о том, что в других играх по мощнее ваших все летает, молчание и тишина.
Итак можно сделать вывод:
Минусы игры:
1. Экономика гибнет.
2. Слишком много критических ошибок, вылетов, лагов, задержек в обратотке информации.
3. Станет скучно после выполнения большинства квестов и прокачки героев.
4. Повторяющиеся мобы.
5. Администрация лишь зарабатывает и не делает ничего для игроков.
В общем за все время, что я нахожусь в игре, я не увидела ничего положительного, кроме самих людей, что в нее играют. Собственно только из-за общения туда захожу. Так что если вы хотите тратить свои нервы и деньги и время на эту пустышку, то смело скачивайте и пробуйте себя в этом мире.