21 августа 2016 21.08.16 57 51K

No Man's Sky: Обзор

Играл на PC

Скажи ещё лет пять назад, что некий проект от малоизвестной независимой студии будут ждать не меньше, чем игры за авторством гигантов вроде EA или Ubisoft, — мало кто бы в такое поверил. Но сейчас пришло время инди: подобные проекты всё чаще оказываются в центре внимания. Однако релиз No Man’s Sky всё равно случай особый — подобного ажиотажа не было уже давно.

Впрочем, причины на то имелись весьма веские. Мало кто мог остаться равнодушным, ознакомившись с обещаниями разработчиков. Космическая «песочница» с каким-то невообразимым количеством планет, доступных для посещения. Разнообразная флора и фауна, битвы в космосе и на земле, добыча ресурсов, «крафтинг», мультиплеер… Скриншоты и видеоматериалы, довольно неохотно показываемые публике, ещё больше подогревали интерес, но пощупать игру самостоятельно обычным смертным удалось только после релиза, ставшего одним из самых обсуждаемых в этом году.

Сейчас, когда штормы, бушевавшие в Сети по поводу выхода игры, понемногу улеглись, можно взглянуть на No Man’s Sky трезво.

Исследовать инопланетных животных надоедает уже после десятка подобных «открытий».
Исследовать инопланетных животных надоедает уже после десятка подобных «открытий».

Путешествие начинается

Чужое небо над головой, разбитый космический корабль неподалёку и весьма занятная местность вокруг — именно такой пейзаж встречает нового звёздного странника. Бегло осмотревшись, начинаешь изучать окружающую среду на предмет созданных игрой случайным образом объектов, ведь не зря же разработчики так часто упоминали эту самую процедурную генерацию. Надо сказать, что тут они явно не обманули: удивительные растения и животные, залежи минералов, пещеры и горы или, наоборот, поля, уходящие за горизонт, — глаза разбегаются от такого великолепия.

Впрочем, игра ненавязчиво подталкивает к изучению основ геймплея — успеешь, мол, ещё насмотреться на зверушек, иди чини звездолёт, а то так тут и останешься. Придётся приниматься за работу, попутно исследуя новый мир: всё внове, обращаешь внимание на каждую мелочь, а любая встреча ещё с одним представителем животного мира или обнаружение чего-то интересного заставляют чувствовать себя настоящим первооткрывателем. Кроме местной флоры и фауны порой попадаются на глаза и предметы, явно чуждые этому миру, — обломки какой-то техники, загадочные обелиски, а то и потерпевшие крушение космические корабли.

С миром можно полноценно взаимодействовать — ломать растения, убивать (или, наоборот, подкармливать) животных, разбивать валуны для добычи ресурсов. Практически каждый элемент окружающей среды содержит то или иное вещёство, начиная от привычного нам углерода, заканчивая совсем уж экзотическими химическими соединениями. Собирать их необходимо как для банального выживания, так и для создания «апгрейдов» костюма, звездолёта и мультитула. Эти три вещи чрезвычайно важны: костюм обеспечивает защиту и позволяет переносить кое-какой груз, собственный корабль нужен для космических путешествий и сражений, а без мультитула вообще никуда. Он полностью оправдывает своё название — это и оружие, и анализирующий сканер, и геологический инструмент…

Рано или поздно находиться на стартовой планете наскучит даже самым усидчивым игрокам (которые, к слову, даже на ней могут весьма неплохо «проапгрейдить» своё снаряжение). Корабль в порядке, топливные баки и грузовой отсек забиты под завязку, пора двигаться дальше — к новым звёздам и новым планетам.

No Grafon’s Sky. В динамике всё ещё хуже «благодаря» постоянно подгружающимся текстурам.
No Grafon’s Sky. В динамике всё ещё хуже «благодаря» постоянно подгружающимся текстурам.

Истина где-то рядом

Несмотря на пресловутую процедурную генерацию, отвечающую за случайность всего окружающего игрока мира, в No Man’s Sky нашлось место и сюжету. Как и ожидалось, история подаётся небольшими частями в виде встреч с представителями инопланетных рас, при обнаружении архивных записей и древних руин. Строгих линеек квестов с чётко заданными условиями нет, если не считать таковыми побочные задания вроде «изучить сигнал бедствия». Мы не читаем книгу — скорее, перед нами огромное полотно, которое приходится открывать небольшими частями.

Видно, что разработчики старались избавиться от вечного бича подобных «песочниц»: однообразия и примитивности истории. Небольшие, но приятные мелочи в наличии — например, с самого начала нам неизвестен ни один инопланетный язык, но новые слова можно изучать, находя заброшенные монументы той или иной расы или анализируя архивы. Последние, кстати, частенько содержат отсылки к известным научно-популярным произведениям — намёки на лемовский Солярис вполне к месту на океанической планете.

Тем не менее на сюжет можно и не отвлекаться вовсе, найдя себе другое развлечение, нежели следование по одному из трёх путей, которые предлагает игра. Ведь здесь так много занятий: исследование новых планет, добыча ресурсов на их поверхности для полёта к другим звёздным системам, бои с пиратами или, наоборот, ограбление караванов для добычи ресурсов, переименование живых видов, найденных в свободное от добычи ресурсов время, обычное любование окрестностями и, само собой, добыча ресурсов. Ах да, чуть не забыл — добыча ресурсов, конечно же! Для чего так много ресурсов? Чтобы полететь в новую систему и заняться там… да-да, именно тем самым делом каждого игрока в NMS — сбором ресурсов.

«Здесь был Вася»

На самом деле, в постоянном дефиците топлива для корабля и зарядки для костюма и мультитула на старте путешествия весёлого мало. Но такова суровая реальность — поговорка про саночки и любовь к их возвращению на исходную позицию здесь кстати. Конечно, можно запастись припасами впрок, но это не избавит от возможности в самый неподходящий момент обнаружить отсутствие, к примеру, варп-ячеек для гипердвигателя. Полный кошелёк тоже не спасёт — даже если повезёт наткнуться на богатую ценными ресурсами планету и быстро пополнить счёт на парочку миллионов, далеко не факт, что на ближайшей торговой точке удастся найти нужный товар.

Ориентироваться во время полётов по звёздной системе приходится с помощью небольшого экранчика радара. Неудобно, но реализация галактической карты ещё хуже.
Ориентироваться во время полётов по звёздной системе приходится с помощью небольшого экранчика радара. Неудобно, но реализация галактической карты ещё хуже.

Если никуда не торопиться и задержаться надолго на одной планете, то её однообразные пейзажи быстро наскучат. Местности даже на противоположных концах отдельно взятого глобуса мало чем отличаются, «точек интереса» понатыкано на каждом углу (что на корню убивает всю атмосферу изучения неизведанного), а составление полного каталога живого мира нагоняет совсем уж дикую тоску. Какой толк от того, что удалось открыть всех животных на планете (это, кстати, та ещё задачка на усидчивость) и назвать их так, как душа пожелает? Всё равно вероятность того, что кто-то сможет оценить старания по достоинству, близка к нулю.

Какого-то сборника интересных открытий или аналога «Споропедии» из Spore здесь нет — нельзя даже банально обмениваться картинками средствами игры. Если повезёт найти уже посещённую кем-то локацию, то удастся лишь узнать имя первооткрывателя и оценить его остроумие, проявленное при переименовании объектов. Хотя генератор изредка выдаёт действительно интересные вещи, вроде причудливых животных или великолепных пейзажей, любоваться ими приходится в одиночестве — обещанного мультиплеера на самом деле нет.

Всё плохо

И это ещё не всё. Перечисленное выше — далеко не главные недостатки No Man’s Sky. К примеру, космические бои унылы настолько, насколько это возможно, — виной тому как ужасное управление, не дающее полной свободы действий, так и отсутствие какой-либо надобности думать для победы. Сражаться приходится скорее с мышкой или геймпадом, чем с противником, а масштабные схватки с участием «капшипов» остались там же, где и мультиплеер, — в обещаниях разработчиков.

Космос нехотя старается выглядеть полным событий, но получается у него это так топорно, что становится тошно. Тошно от появляющихся из ниоткуда и исчезающих в никуда кораблей, от абсолютно одинаковых космостанций, от встреченных на них пилотов, которые спустя пару минут будто бы улетят по своим делам (а на самом деле просто исчезнут в безднах алгоритма, отвечающего за подобные встречи).

Генерируется не огромная живая вселенная, а лишь небольшой кусочек событий вокруг игрока, чтобы тому не было скучно. Всё вокруг — лишь декорации, исчезающие, стоит отвернуться, и появляющиеся в том же виде вновь, стоит обратить на них внимание. Конечно, никто не обещал настоящей сложной структуры, живущей по своим законам, — здешние масштабы вряд ли это позволят. Но почему эти самые декорации вокруг так дёшевы, а режиссёр этого спектакля даже не пытается сделать вид, что вокруг всё «по-настоящему»?

Стражи на планетах не дают безнаказанно уничтожать местных животных, а кое-где и вовсе атакуют без предупреждения, чтобы игрок чувствовал хоть какой-то «челлендж».
Стражи на планетах не дают безнаказанно уничтожать местных животных, а кое-где и вовсе атакуют без предупреждения, чтобы игрок чувствовал хоть какой-то «челлендж».

Так, может, No Man’s Sky вовсе не про это? Может, глупо искать в ней проработку мира на уровне «Космических рейнджеров», в которых когда-то спасённый от пиратов торговец мог вспомнить об этом спустя годы? Или здесь нет места космическим сражениям из Freelancer и экономике из серии X, а игра совсем о другом?

Но о чём же? Если присмотреться, то генератор животных мало чем отличается от того, что мы увидели в Spore почти восемь лет назад. Посадка на планеты? Тоже было — взять хотя бы вторую и последующие части Elite, не говоря уж о множестве современных инди-проектов, находящихся сейчас на той или иной стадии готовности. Космические системы и планеты в бесчисленных количествах? Если сравнить с красотами и глубиной проработки Space Engine (пусть это пока и не совсем игра), то No Man’s Sky на фоне этого великолепного планетария покажется просто жалким уродцем.

И так везде: куда ни ткни, какой геймплейный элемент ни возьми, всегда можно будет найти пример лучше. Даже такие чисто технические аспекты, как графика или удобство интерфейса, оставляют желать лучшего — наслаждайтесь подгрузкой текстур на расстоянии в пару десятков метров и «кривым» управлением как на геймпаде, так и на клавиатуре и мышке. Разве что музыка не подкачала — она здесь действительно космическая, во всех смыслах.

Наверное, замысел разработчиков и состоял в том, чтобы соединить все перечисленные детали в единое целое и создать действительно самую масштабную «песочницу», в которой можно заниматься чем угодно, не боясь повторений. Но получившийся монстр буквально разваливается на глазах: комфортно играть не дают совершенно отвратительная оптимизация, ошибки и «вылеты» в самый неподходящий момент вкупе с далеко не самой приятной глазу графикой. И если подобные проблемы в PC-версии ещё можно объяснить скверным портированием, то точно такая же ситуация на PS4 говорит о том, что с руками у разработчиков проблемы. Уж позвольте позлорадствовать и над этим: Шон Мюррей (Sean Murray) вполне заслужил такое отношение к своей персоне (вспомните хотя бы историю с мультиплеером, который «есть, но мы вам его не покажем»).

Подобную красоту найдёшь не везде — обычно здешние пейзажи куда более заурядны.
Подобную красоту найдёшь не везде — обычно здешние пейзажи куда более заурядны.

Жаль, но, смастерив работающий генератор вселенной, создающий звёздные системы и травинки, червяков и огромных динозавров, Hello Games так и не смогла сделать из этого богатства игру. Как ни странно, это вовсе не помешало No Man’s Sky стать одним из самых удачных стартов на PS4 и надолго прописаться в топе продаж Steam. Печально, но факт: для коммерческого успеха оказалось достаточно огромного ажиотажа в период разработки да четырёхзначного ценника.

Плюсы: огромное разнообразие локаций и их обитателей; музыкальное сопровождение.
Минусы: технические проблемы; в огромной галактике нечем заняться; поверхностная проработка геймплея; отсутствие обещанных разработчиками игровых механик.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

No Man's Sky

Платформы
PC | Mac | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW | iOS | PS VR2
Жанры
Дата выхода
12 августа 2016
1.5K
3.5
999 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Честно говоря у меня бомбит от того, что жуткая посредственность, но распиаренная до уровня супер-пупер-мега хита продалась огромным тиражом, и принесла создателям тонны денег.
Когда же уже формула «делаем говно — пиарим — профит» перестанет работать?!
Последний этап в Spore, который, кстати, является лишь частью игры, рвет этот кусок сгенерированного кода как Тузик грелку
Когда люди перестанут быть такими идиотами доверчивыми, т.е. никогда
Глаза вытекли от кислотной гаммы цветов этой игры :(
Именно в случае с этой игрой все было очень просто. Игра была на торрентах сразу после релиза, качаешь и смотришь. Критики критиками, но если говно в интернете бурлит от игры как например было с NMS то как минимум выводы человек сделать мог бы, не надо предзаказы делать, вот и все.
Без тени сомнения могу сказать про эту «игру», скачай и посмотри. Как минимум проверишь что она у тебя вообще запускается -_-
Несмотря на все косяки, мне игра понравилась. До центра галактики так и не долетел. Наиграл 65 часов, для меня это предел в данной игре, больше не хочется. Почему? Ну, в начале было интересно бродить по планетам, смотреть на животных, искать чертежи, слова, ресурсы. Но когда полностью улучшил корабль и получил все чертежи, то остаётся только путь до центра, который превращается в однообразную рутину. Столько, казалось бы, идей можно впихнуть в эту игру, но… В No Man’s Sky очень мало контента, очень. Однообразие начинается после десятка часов геймплея, если не раньше. Разработчики думали, что игрока удержит лишь исследование «разнообразной» фауны на «бесчисленных» планетах, но вся эта фауна оказалось очень и очень похожа друг на друга, как и планеты. Крайне, крайне редко я встречал каких-то особенных представителей животного мира, которые хоть как-то разительно отличались от предыдущих. А большуших динозавров из трейлера вообще 1 раз, и то они ходили на задних лапах. В космосе вообще делать нечего. Управление ужасное, не дают вообще чего бы то ни было делать самому: посадка на автомате, стрельба с дебильным автонаведением, корабль постоянно не слушается, сам куда-то подруливает, тормозит, сдохнуть в игре невозможно (за неё нужно было ачивку вводить, так как это сделать крайне не просто). В общем, аркаднейшая аркада аркад.
Сказал, как-будто раньше трейлеры и скрины не видел ни разу.
Было бы интересней, если бы народное творчество отключило (или расширило рамки) ограничителю адекватности генератора, а то он похоже стесняется.
И это притом, что Spore-то называли неудавшимся и не реализовавшим все амбиции разработчиков)))
Есть такая малоизвестная игра «empyrion galactic survival», так вот она начинается примерно так же (ты на планете со сломанным кораблём), но контента в ней больше в разы, крафт довольно полноценный (можно строить базы земные и космические, ездящие транспортные средства и летающие транспортные средства, плюс всякие вещи, от батона до гандона, как говорится, и еду выращивать и оружие ну и так далее), и вообще по всем статьям она превосходит No Man's Sky, хотя я в неё играл в раннем доступе еще, не знаю вышел ли на данный момент полноценный релиз. Там, конечно, графика совсем уж простенькая, инди проект как-никак, но по интересности просто не сравнить.
плюс всякие вещи, от батона до гандона

ахаххаа
легендарно
Чем больше смотрю на эту игру, тем больше склоняюсь к мысли «черт, как хорошо, что я купил ARK на распродаже» Вроде бы Арк еще в раннем доступе, а эта игра вышла, а разница в количестве контента колоссальна.
Зачем звериное царство на планетах этой игре если смысла в нем нет? В Арк ты ловишь/приручаешь чтоб тебе было легче играть, транспорт/добыча ресурсов/охрана твоего персонажа. И почему существа такие скудные? У создателей была возможность сделать кристаллических/жидких/огненных/газообразны существ, а так все существа «углеродные» это просто потерянные возможности.
Играть в одиночку? Будь возможность позвать 1-3 друзей игра бы стала хотя бы как то интересней, кто то был бы пилотом, кто то сидел за пушкой чтоб вести огонь, кто то мастер по добычей ресурсов, а кто то мастер крафта (да, в арке так распределяешь роли, но чем No Man's sky хуже?) Был бы смысл собирать ресурсы, чтоб сделать корабль крепче и круче для команды, а не только для тебя. + пиратами могли бы быть другие игроки (остается вопрос, зачем грабить и воевать, когда на каждой планете есть все необходимое)
В обзоре верно сказано «какой геймплейный элемент ни возьми, всегда можно будет найти пример лучше».
Игра явно не стоит своих денег, за 300-400 рублей, можно было бы сказать «ну чтож, сколько есть контента, столько и стоит», но тут 2000р? Знаете, я на Фоллаут 4 жаловался, что там крафт сделан плохо, но это еще хуже, тут даже построить ничего толкового нельзя, в чем тогда смысл?
Я бы сказал, что игра сырая, но это не просто не пропеченное сырое тесто, это тупо яйца, мука, молоко, которые лежат рядом, а создатели говорят, что это готовое блюдо и требует полную цену.
Может, стоит уже обновить обзор на игру с учётом всех обновлений?)

наверно стоит уже обновить рецензию, уже достаточно давно игра исправило множество своих ошибок

Плюсы: огромное разнообразие локаций и их обитателей

Не согласен. Сколько обзоров и отзывов я не читал, все подряд говорят, что уже на 10 планете всё начинает повторяться и игрок видит все возможные элементы, из которых генерятся планеты и животные. Множество просмотренных стримов подтверждают эту информацию.
Всё было бы не так плохо, если бы в игре действительно было это самое разнообразие, прочие минусы можно было бы стерпеть ради чувства исследования нового и нового, но этого нет. Часов 10 первых ещё как-то есть, если повезёт, а потом всё, однообразие.
Так что, за неимением вообще ни одного значимого плюса, я бы игре ставил мусор.
Справедливости ради в майнкрафте разнообразия побольше плюс огромный простор для творчества.
Для меня No Man's Sky стала игрой — мимо кошелька, зразу после заявлений об огромном мире который все человечество должно исследовать годы. Так как подобное высказывание сразу обнажает непонимание разработчиками — для чего и кого они делают игру. Я бы даже сказал больше — абсолютную неадекватность в отношении труда и времени, машинных ресурсов если уж на то пошло. В общем, остается только выразить соболезнования тем кто ждал, потратился и разочаровался. Ну и спасибо StopGame за материалы и стрим, позволяющие быть в курсе, но не поддерживать деньгами такие вот мыльные проекты.
А как ты предлагаешь оценивать качество игры до ее выхода? Верить на слово оценкам критиков? Так там 71, да и не всегда оценки к релизу поспевают.
В любом случае нужно попробовать самому, чтобы точно понять какова игра на самом деле. Тем более в стиме рефанд есть.
Читай также